Как я борюсь со штампами

На этот раз – не из американского, а из моего собственного опыта.
Так режут глаз эти бесчисленные штампы - «пьянящий воздух», «живительная влага» и т.д., и т.п.!

Предлагаю собственный метод.

Действительно, когда описываешь лесной воздух, например, в голову не приходит ничего другого, чем «пьянящий», кажется, будто никакого другого определения в природе не существует.
Что делать, как отделаться от этого настырного слова?

Обратимся за помощью к классикам, в первую очередь к тем, чьим стилем наслаждаемся сами.
Итак, берем любое произведение в электронном виде и ищем слово «воздух». Отбираем то, что могло бы быть полезным нам.


Алексей Толстой, «Хождение по мукам»

     1.  Воздух был густой, пряный, кружащий голову
     2.  Даша... чувствовала, как... струи воздуха, то пахнущие болотной травой, то сухостью вспаханной земли, медовой кашкой и полынью, текут сквозь нее, - и тихим восторгом ширится сердце.
     3. Ядреный воздух утреннего тумана, полный всяких отличных запахов
     4. Воздух был пахуч и тревожен

Владимир Набоков, «Дар»

     1. Приподнятый и со всех четырех сторон обвеваемый чудным, рыхлым деревенским  воздухом, после которого так устаешь к  ночи.
     2. Такие весенние впечатления, как первое чувство сразу по выходе со станции:... вокруг головы - ничем не стесненное течение воздуха
     3. Воздух был прозрачно-сер, и мыльным маревом плыли туманные дома

Леонид Леонов «Барсуки»

     1. Зато воздух - густой, горький, и не без солонцы - был терпок и приятен, как острый огуречный рассол.
     2. Но уже через две недели, когда впервые вышел Семен из зимницы, был густ воздух того предвечерья, как мороженая вода.
     3. Чудилась капель, - таким звуком был напитан воздух.
     4. Воздухи, сырые, густые, тяжелые, были полны неумолчного гуденья от прорастающих трав в тот день...

Можно найти кое-что интересное и у иностранцев.

Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол»

     1. Приятно было вбирать полной грудью чистый ночной воздух гор, отдающий хвоей и росистой приречной травой
     2. Бодрящий воздух обвевал ему голову и при каждом вдохе холодил ноздри.

Проделав такую работу, я ощущаю мгновенный прилив творческих сил, у меня появляется много собственных идей, и я непременно нахожу свой вариант.

Поищем в тех же романах слово «пьянящий» (в Поиске я забиваю «пьянящ»).

У Набокова и Хемингуэя – нет вообще.

У Толстого – лишь один раз, только не по отношению к воздуху:
        Чувство яростного, пьянящего возбуждения

У Леонова – относится к воздуху, но посмотрите, как высокохудожественно это подается:
        Поднявшийся ветерок пошевеливал коноплю: она шумела и пуще насыщала воздух того места пьянящим духом.

Надо признаться, изредка я нахожу и у классиков тот или иной штамп, но – вот ведь загадка! – там это читается вполне органично.

В заключение отмечу недостаток моего метода. Метод достаточно трудоемкий, и его нельзя применять так часто, как хотелось бы.

(Хотя, почему «мой»? Может, его уже кто то предлагал? Не знаю: патентный поиск я не проводил).


Рецензии
Все мы идем вослед кому-то, поэтому грешим вторичностью и слов, и мыслей...

Габдель Махмут   19.02.2014 21:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.