Память

Есть человек – и нет человека: ушел, пропал, сгинул, а что оставил после себя? Дом, детей,  заросший бурьяном холмик, да воспоминания близких и друзей. Мол, жил такой, точно помню, вон в том доме жил, он еще тогда, когда-то что-то сказал, кому-то помог, чем-то не угодил. Коротка память человеческая. Жил когда-то на краю села, у высокой золотоголовой церкви батюшка Николай, всем помогал, никому плохого не делал, а знаешь, какие тогда времена были? Тяжелые! Голод лютовал, в колхозах за трудодни работали, в обносках ходили, чего в жизни-то хорошего видели? А батюшка хороший был, хороший, жаль его, сгинул где-то. Сгинул батюшка, сняли колокола, разобрали церковь – вот и не стало села – снова деревня с огромной ямой на самом видном месте.  Коротка память людская, да избирательна, а вот о батюшке помнят и ничем плохим не поминают.
Батюшка Николай – кто он, как жил, где сгинул? Васильев Николай Васильевич родился в 1900 году в селе Ильинское Галичского района Ярославской области. Был он сыном сельского священника.  После учебы работал в Костроме учителем. Со временем отец его стал себя плохо чувствовать и отписал сыну в город, чтобы возвращался в родной дом. Так городской учитель стал сельским пастырем в годы гонения, в годы «безбожия». «Первый раз раскулачивали нас ещё в Корелятино, - вспоминает его дочь Милитина, - в тридцатом году. Из дома выселили, корову отобрали»  Было к тому времени у батюшки Николая пятеро детей. Без коровы – кормилицы приходилось голодать. От голода  умирают  два сына, за ними дочь. Отцу Николаю предложили переехать в село Горки, Костомской волости и работать там. Батюшка не отделял себя от паствы, если строился в селе дом, то он первый приходил помочь в строительстве, помогал в беде, искренне радовался за успехи каждого жителя. Такое отношение к прихожанам возвращалось их искренней любовью. На службы, исповеди, да и просто за добрым советом шли к батюшке Николаю и из соседних сел и деревень. В 1934 году приехали снимать колокола с церкви. За ключами пришли к священнику. Ключей у него не было. Жители решили не давать церковь на поругание, ключи выкинули в траву. Отца Николая арестовали – обвинив в том, что это он организовал сопротивление власти. Отец Николай попросил мужиков вернуть ключи от церкви, чтобы не пострадали невинные. Ключи вернули. При огромном стечении народа, под вопли женщин летели на паперть скидываемые колокола. Раскалывались, падали, жалобно звенели подголоски, словно разделяя людскую боль. Службы в безголосой церкви все же велись. Общее горе объединило, сплотило прихожан – на службе их стало ещё больше. Такое рвение прихожан не могло остаться не замеченным. В 1936 году отца Николая опять арестовывают, а перед этим вновь раскулачивают семью: выселяют из дома, уводят корову в колхозное стадо. Следствие было не долгим.  26 октября 1936 года специальной коллегией Ярославского областного суда он был приговорен по статье 58 ч.1  УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, за срыв весеннего сева. Селян тоже наказали, разобрав так любимую и защищаемую ими церковь до основания. Из этого кирпича построили домик-сыроварню на берегу речки. Вначале отец Николай писал семье из заключения. Интересовался  судьбой четверых своих детей. Спрашивал у единственного сына – кем он собирается стать, на кого будет учиться. Получив ответ, что Владимир будет учителем, стал внимательно читать его письма, подчеркивая ошибки, делая сноски на правила. «Учитель, прежде всего сам должен быть грамотен», - писал он сыну.
«Мертвая дорога» - так сейчас называют тот участок железной дороги, что в Великую Отечественную войну был построен политическими заключенными. Котлас – Воркута. Сколь помнят эти ржавые, покореженные сейчас рельсы, скольким стала эта дорога местом упокоения? Тогда стране нужен был уголь, и дорога была построена. Низенькие бараки, холод, сырость, плохое питание. «Мне, как начальнику полагается хорошая одежда и отдельное питание, но я от этого отказался, взяв только валенки», - пишет он в последних письмах родным. Вскоре письма перестали приходить. Только в конце сороковых семья узнала, что отец Николай умер 2 октября 1943 года от пеллагры. Захоронен на кладбище п. Флон Интинского района республики Коми.
Не звучат в Костоме колокола, заросло молодой березовой порослью место, где когда-то стояла красавица церковь, растащили на кирпич давно не работающий домик-сыроварню, а в памяти людской всё ещё живёт батюшка Николай, сгинувший в годы лихолетья.
12 июля 1989 Васильев Николай Васильевич был реабилитирован Верховным судом. Приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления.


Рецензии