О смыслах жизни человечества

    
          Выражаю искреннюю благодарность и огромную признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!


         HAKIM FARSHID:

     О СМЫСЛАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


     ОТ АВТОРА:
     
     Эта публикация не нова. Впервые она появилась на этом портале  22 июня 2010 года под названием “О сути философии жизни”. Переоформляя её предыдущий вариант, автор несколько расширяет содержание, сохраняя прежнюю структуру. Она оптимизирована в соответствии с новыми веяниями в общественной мысли и новейшими потребностями философствующего мышления.

     Фаршид, Москва, вторник, 30.07.2019г.


     _______________________________________________

     *) Иллюстрация к публикации взята из интернета.

     
     О СУТИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

     I – НАСУЩНЫЙ  ВОПРОС  О  СМЫСЛЕ  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

     Живя в обществе, любой индивид интересуется смыслом жизни. Само понятие "жизнь" – это огромная сфера подобного рода разумного любопытства: что такое жизнь, кем и для чего эта мысль зародилась, и как этот механизм урегулируется? ... Здесь у мыслящих существ вопросов немало. Словом, увлекаясь этими мыслями, мы как бы непроизвольно погружаемся в поиск ответов на бесчисленные загадки и тайны философии жизни... Ведь философия и есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Есть смысл сравнить философию с наукой. Это позволит выявить специфику научной ориентации философии. ... Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. 
     
     Стоит отметить, что философия жизни – это иррациональное направление, получившее развитие в конце XIX века. Человек и проблемы смысла бытия, его жизненные цели – на всё это помогает пролить свет достоверное знание философских истин. ... Философия жизни – по существу, – это смысл жизни и смерти человека. А жизненная философия – это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чём её смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времён умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по–прежнему люди задают себе эти вопросы.  

     – В чём заключается смысл жизни? Откуда взялось всё, что есть, вся Вселенная и жизнь на Земле? И т.д., и т.п. … 

     Казалось бы, на них можно дать столь же краткий и даже несколько ироничный ответ: Да, с позиции логического мышления возникновение таких вопросов вполне естественно.

     – А что значит "Риторически вопрос" , и вообще что такое риторика?

     I.1 – НЕСКОЛЬКО  СЛОВ  О  РИТОРИКЕ

     Слово риторика пришло к нам из греческого языка [устаревшее написание – (retorica) реторика]. Его синонимами являются латинское выражение ораторское искусство и русское слово красноречие. Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать. Например, древний мудрец и теоретик  греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

     Риторика – это филологическая наука, равноправная в трёх направлениях  традиционного классического образования, включающего в себя грамматику, диалектику и риторику. Когда мы говорим об ораторском искусстве, мы часто подразумеваем целый комплекс навыков и умений, которые должен транслировать залу оратор. Это, конечно, вербальная сторона вопроса, но и (в большей степени) – невербальная. Риторика же – это сугубо лингвистическая составляющая ораторского искусства, однако имеющая древнейшую историю. Главное, что нужно помнить, говоря о риторике – это то, что это наука о целесообразности речи.

     I.2 – РИТОРИКА  В  ДРЕВНЕЕ  ВРЕМЯ

     Традиции европейской риторики пришли к нам из Античности. Колыбелью нашей культуры являются культуры Древних Греции и Рима. Ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями. Довести свои мысли до горожан можно было на городских площадях и умение вести тему беседы играло не последнюю роль в успехе той или иной политической идеи, философской системе и т.д.

     ... Древнегреческое слово софистос (sofistos) означало знатока, мастера, мудреца. Но софистов интересовала не столько истина, сколько победа в спорах и в тяжбах. В судах, как позднее скажет Платон, «не было дела до истины, важна только убедительность». Слово софист приобрело предосудительный смысл. Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из–за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.

     В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель. Его трактат под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря своему трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

    В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 – 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Его пером написан колоссальный труд «Брут или о знаменитых ораторах», с описанием развития науки в именах популярных ораторов. Им же сочинено произведение «Об ораторе», в котором речь идёт о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

     Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия. Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

     Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

     В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

     ***

     Возвращаясь к началу этого разговора, есть смысл говорить и об эволюции восприятия и практики применения этого слова в наше время. Если исходить из того, что риторика – искусство говорить, тогда вопрос становится более простым. То есть риторика – это вопрос, который можно обсуждать бесконечно. И каждое мнение можно принять к сведению и ни на одном нельзя остановиться. И в пользу такой дефиниции предлагается следующая интерпретация:

     Риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. Риторический вопрос – это вопросительное по своему строению предложение, передающее сообщение о чём–либо, при этом представляющее собой подобие повествования. Почему–то в таком ключе вспоминается и выражение риторическая война. А что это за война? Ответ простой: эта та война, которая как бы идёт, но только на словах. 

     В определённом смысле под словосочетанием "риторический вопрос" можно заметить и желание уйти от ответа на сложные моменты, нуждающиеся в серьёзном подходе к затронутой проблеме... 

     Но мы продолжим эту тему по существу.

     Многих людей интересует вопрос: в чём смысл жизни? Отвечая на этот вопрос, нужно руководствоваться несколькими точками зрения и знаниями разных наук, так как каждый понимает этот термин по–своему. Ведь существуют и такие люди, которые не видят своего предназначения в жизни.

     Этой проблемой обеспокоены не только простые люди, но и писатели, философы, религиозные мыслители, художники, поэты и другие великие люди. И кто–то этому изучению посвятил даже всю свою жизнь. Но до сих пор не удаётся точно ответить на вопросы: что такое смысл жизни и в чём он заключается?

     Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни. Лично для меня смысл жизни – это правильно распознать себя как живое существо и полноформатно воплотиться в реальность.

     Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

     Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег, чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех её членов. Но когда к сорока годам у него уже всё это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей. К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют своё здоровье и живут в своё удовольствие...


     О СУТИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

     II – СУТЬ ОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ
       
     С тех пор как род человеческий выделился среди живых динамичных организмов как мыслящее существо, он то и дело находит себя в вековечном поиске смысла своего существования. Собственно в этом и заключается смысл "осознанной жизни". Ведь философский поиск смысла жизни по сути – это особый интеллектуальный настрой, если хотите – некая непрекращающаяся внутренняя работа, вызванная этакой внутренней потребностью индивидуумов, жаждущих знания. И для утопления их жажды почему–то сами вопросы оказываются куда важнее, чем ответы на них.
     
     II.1 –  В ЧЁМ СУТЬ ОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ?
     
     Существует вопрос, который актуален во все времена, вот он: в чём заключается смысл жизни? Зачем мы приходим на эту Землю, куда … зачастую посещает нас, точнее наш светлый ум, когда в нашей жизни происходят изменения, например, из–за смены собственных жизненных взглядов...
     
     К сожалению, мы не задумываемся об этом в обычное время. Мы должны быть доведены до крайнего состояния, для того чтобы наконец задать себе актуальный вопрос нашего воплощения, о смысле пребывания собственного существа.
     
     Кто шагает "в ногу со временем", полагаю, меня лучше поймёт. Эту категорию индивидуумов, идущих в ногу со временем, я объединяю общим психологическим термином "преуспевающих", причисляя их самых к категории "востребованных" людей… Осмысленным поиском смысла жизни этот феномен обретает черту осознанности.

     По обыкновению осознанные или неосознанные, вечно волнующие вопросы, такие как "почему?", "зачем?" и "ради чего?" постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь.
     
     
     Именно это поисковое рвение рода человеческого и выступает философской доминантой, предложенной Аристотелем, ему (всему роду человеческому) дефиниции: "мыслящее существо".

     II.2 –  В ЧЁМ СУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?
     
     Представляете, этот вопрос задают до сих пор… И каждый даёт на него свой ответ. … Ведь каждый пытается объяснить свой собственный смысл, не задумываясь о том, что он будет верным только для него.
     
     Быть может, в этой выдумке и есть истинный смысл? … Суть религиозного смысла жизни заключается в стремлении к благу для человека, избавлении его от страданий, в его собственном счастье.
    
     В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который каждый индивид реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни … Относительно же мира объективных социальных явлений подобным воплащением единства жизни и смысла выступает собственно культура.
     
     III – СУТЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ 
     
     Правда, в чём суть философии жизни? Как мне представляется, философия жизни – эта та отрасль любознательности (философствующего мышления), которая должна выступать интеллектуальным полем для осмысления самой сути жизни, объясняя смысл существования, и раскрывая закономерности жизни.

     По большому счёту, суть философии жизни кроется в самом понятии физиологического существования живого организма, которое определено как состояние подвижности. Кстати, состояние подвижности и ознаменует собой признак выживания, стремление к продолжению активного существования. Это – универсальная черта всего живого мира – как мира растений, так и животных.

     В отношении рода человеческого такое состояние выделяется, в свою очередь, как стремление к самовыражению. Как известно, любое мыслящее существо выступает живым олицетворением такого стремления: а это, фактически, и есть преломление самовыдвижения мыслящего существа, выражение его желания быть распознанным. Кто–то эту способность демонстрирует своей красотой, кто–то своим умом, третье – своей силой, и т.д. и т.п.

     И, тем не менее, самовыражение мыслящего существа отличается от механического стремления остального живого мира. Существенной чертой этого отличия, пожалуй, выступает интеллектуально–эстетический момент в самовыражении. У мыслящего существа этот момент чётко выделяется. Хотя не мало случаев, когда не сильно развитые представители рода человеческого в основном действуют инстинктивно. 

     Весь вопрос в том, насколько правильно распознана эта способность, отвечающая истинному предназначению функционирования конкретного мыслящего существа.

     А вы, с этой позиции, как себя "нашли"? И правильно ли вы распознаны самим собою?! Соответствует ли ваше "самооткрытие" (а может быть, – самораскрытие!) истинному вашему предназначению? Довольны ли вы своим открытием, т.е. оно в этом виде (по существу) устраивает ли вас, или вы чего–то другого ожидали? И, ещё, как вы намерены, развивать дальше эту способность, правильно раскрытую вами?!
 
    Итак, что такое суть философии жизни? Это поиск смысла жизни. Ведь подлинно философский образ жизни – это жизнь в мысли. Мысль – единственная ценность для философа. Материальные проблемы его не интересуют. ... 


     Фаршид,

     Москва, вторник , 30 июля 2019 года.


Рецензии
Хорошая мысль...

Олег Михайлишин   09.12.2019 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание...

Фаршид   09.12.2019 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.