Про Имяславие

«Да святится Имя Твоё, да приидет царствие твоё» - много лет это была единственная молитва, которую я знала. И если за будничной суетой, тревожные мысли теснились в голове и от усталости или от нервного напряжения не получалось уснуть, я мысленно повторяла как заклинание слова молитвы и сон окутывал неизбежно и сладко. «Да святится Имя Твоё!» - слова молитвы всегда чудотворны, даже если произносишь их всуе или по слабости душевной вдруг вспомнятся, всё равно приобщаешься к Имени Бога, Именем этим возрождаешься и живёшь. А если кто недостойный скажет Имя Господне, обожжётся им, словно раскалённым мечом. Потому что Имя Бога - есть сам Бог.  «В любом случае нельзя безрезультатно призывать Имя Божие».  И Имя это - Иисус. Так верили в начале 20 века Имяславцы - монахи, живущие в Греции на горе Афон, где много мужских монастырей. За дерзкие взгляды имяславцев священный синод придал их анафеме (проклятию) и отлучил от церковного служения. А началось всё с монаха-схимника Илариона Домрачёва, который любил жизнь отшельническую и созерцательную. С благословения старцев ушёл он жить на Кавказ в непроходимые дебри. С собой взял только небольшой мешок с сухарями да топорик для рубки дров. За четверть века он в одиночестве исходил кубанские леса и кавказские горы. Не представляется мне, что было бы, если б я одна заблудилась в лесной чаще или добровольно отправилась туда жить! Господи! Сперва особенно ночью, я бы тряслась от страха и прислушивалась к каждому скрипу и шороху, и непрестанно повторяла бы Имя Твоё. Потом молила бы Тебя, чтобы сжалился и не дал умереть с голоду, а позволил бы найти какую-нибудь ягодку или грибок. Потом бы и вовсе пристала к Тебе с разговорами, чтобы не сойти с ума от одиночества и скуки. Ох, и утомила бы я Тебя, Господи. Поэтому жить в лес я всё-таки не пойду, не для я предназначена.  Но, похоже, бытиё лесного отшельника ничуть не тяготило Илариона, а даже наоборот - возвысило его душу. Среди лесов и гор под звёздным куполом неба он приобрёл бесценный духовный опыт, которым и решил поделиться с миром. И когда монаху исполнилось восемьдесят, он написал книгу «На горах Кавказа…». Там два старца-странника разговаривают, восхищаются красотой природы и размышляют о том, как нужно правильно творить молитву Иисусову.  А чем ещё можно в одиночестве и разум занять и душу утешить, как не молитвой. «Прежде всего нужно утвердить в себе ту непреложную истину, согласную как с Божественным откровением, так и с здравыми понятиями разума, что в имени Божием присутствует сам Бог - всем своим существом и всеми Своими бесконечными свойствами. Конечно, это нужно разуметь духовно - сердцем просвещённым, а не тем плотским разумом, который незаконно вторгаясь в духовную область, желает телесно осязать духовные предметы, - старец продолжал, - … Для всякого верного раба Христова, любящего своего Владыку и Господа, усердно ему молящегося и святое Имя Его благоговейно <…> - Имя Его всезиждительное, достопоклоняемое и всемогущее есть как бы Сам Он - вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос. <…> Иначе и быть нельзя».  Вся книга Илариона была выражением его личных переживаний, сердечных чувств. Напечатали её впервые в 1907 году, потом ещё несколько раз переиздавали. Книга быстро обрела популярность, наделала шуму и привела к так называемому Афонскому бунту, в результате которого из Афонского монастыря в Россию на кораблях выслали несколько сотен монахов.
Не все поддержали Илариона в его отношении к имении Бога. Были те, кого учение вдохновило, и те, кто по прочтению книги тотчас встали в оппозицию  - их стали называть Имяборцы. Монахи разбились на два лагеря и заспорили: есть ли в Имени Иисус Божественная энергия, можно ли произнося это имя приобщиться к Богу? «Человек ясно ощущает внутренним чувством своей души в Имени Божием Самого господа», - писал Иларион.
А может «Иисус» - лишь простое слово, как всякие другие, - набор звуков, ничего особенно возвышенного или святого в себе не содержит? Теперь мне со стороны, кажется, что имяславческий спор - дело неразрешимое, зачем спорить о предмете, который заранее непознаваем, суть его - есть великая тайна. Как доказать, присущи ли слову мистические свойства или же не присущи? Здесь всё зависит только от веры, убеждений или восприятия человека. И даже если Слово может исцелить или уничтожить, изменить судьбу, прежде чем перестанет звучать, это никак не доказуемо. Однако, как говорится, слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. И для общественности начала 20 века и причём не только для богословов, но и для философов и для учёных, проблема Имени Божьего была весьма актуальной и бурно обсуждалась. «В каждом номере газет пишут об именеславцах и именеборцах, о старце Иларионе, о волнениях на Афоне, о мерах борьбы святого синода против новой «ереси», об ужасах, от которых вся кровь загорается негодованием», - взволнованно писал религиозный философ Николай Бердяев.  Поддержали Илариона в основном простые монахи, а игумены, их секретари и прочие образованные иноки отнеслись к высказываниям старца Илариона скептически. На страницах авторитетного журнала «Русский Инок», который выписывался каждым монастырём, стали появляться статьи, отвергающие излишнее почитание Божественного Имени. Положение, что Имя Божие - есть Бог было названо пантеизмом. Именеборцы в противоположность имяславцем утверждали, что Имя Иисус - есть обычное имя, имеющее отношение лишь к человеческой жизни Христа, но не к его божественной сути. Иисус имя - которое могут дать и человеку, и если какого-нибудь ребёнка родители решат назвать Иисус - он от этого вовсе не станет Богом. «Само имя Иисус не есть Бог, ибо Иисусом именовались и Иисус Навин и Иисус сын Сирахов, и первосвященник Иисус сын Иоседеков. Неужели они тоже боги?» - задавался вопросом архиепископ Антоний Храповицкий.  Однако был у старца Илариона самый верный и ревностный защитник - отец Антоний Булатович - человек удивительный, хорошо образованный, и к тому же красавец, из семьи потомственных военных, умелый фехтовальщик и наездник, он с отрядом Красного Креста участвовал в походе в Эфиопию, чтобы помочь христианской стране отстоять независимость от колониальных держав. По пути в Эфиопию он преодолел немало трудностей, восемь дней пробираясь сквозь пустыню. Ему прочили блестящую карьеру и наградили несколькими престижными орденами. Но вдруг в 33 года Булатович оставляет этот суетный и полный соблазнов мир, стрижётся в монахи и отправляется на святую гору Афон, где до 1911 года живёт тихо и замкнуто, не читая даже газет и не интересуясь никакими новостями. С кем отец Антоний общался всё это время? Не вызывает сомнения, что с Богом. Почему он ушёл? Мне хочется верить, что из-за неразделённой любви. Поговаривали в светском Петербурге, будто бы испытывал он чувство к дочери некого князя. Думается мне, что лишь человек с благородным сердцем способен… нет, не просто способен, а имеет силы и внутреннюю потребность, влюбившись однажды, никогда не остыть, пронести огонёк любви через всю жизнь. И пусть предмет обожания не откликнется и не заметит, настоящее чувство никогда не умрёт и не погаснет, потому что смерти нет - есть вечная жизнь в Боге.
Итак, отважный, пылкий, целеустремлённый отец Антоний прочитал книгу старца Илариона и сделался самым верным защитником имяславия. Целью его жизни стало - отстоять истину о боголепном поклонении Имени Господнему. И он пишет на эту тему несколько серьёзных работ, отыскивает в истории церкви цитаты и доказательства из писаний святых отцов о том, что Имя Божие - не пустой набор звуков, а было всегда на протяжении многих веков почитаемо как святыня. «Бей супостатов Иисусовым Именем, ибо против него нет более сильного оружия, ни на небе, ни на земле», - говорил святой Иоанн Лествичник (Слово 21, 7).
«Отец Антоний вступил в борьбу с имяборчеством, имея слишком малую теоретическую подготовленность. Он говорил от избытка сердца, всем существом чувствуя свою правоту…»
«Мы именуем Имя Божие Богом, ибо Имени Божию (как энергии и действию Божества) принадлежит достоинство по существу, а не по благодати. Но вместе с тем не различаем Имя Божие от Самого Существа Бога и не смешиваем эти два понятия».  Иными словами: Имя Божие - есть Бог, но Бог не есть только Имя Его. Вообразить это, понять, представить, на мой взгляд, сложно. Бог - непознаваем - ни разумом ни интуицией. Он вроде бы существует где-то, но где - неясно. А люди вокруг Него столько теорий возвели, столько учений и споров. И убивали друг друга за веру и придавали анафеме. А Ему-то Богу это всё нужно?
В 1913 году  Константинопольский Синод осудил почитателей Имени Божьего, и вынес вердикт, будто бы учение их  - «ересь». Патриарх Герман 5-й отправил на Афон грамоту, в которой Имяславие объявлялось пантеизмом. А пантеизм - это тождество природы и Бога. То есть Бог, Он как бы растворён внутри природы и является её творческой, движущей и порождающей силой. Это не православное учение. Российский Святейший Синод в том же 1913 году осудил Имяславцев. На Афоне учение Илариона распространилось только среди русских монахов. А поскольку устав Святой Афонской Горы запрещает еретикам жить на ней, монахов выдворили вон. Но прежде, чтобы подавить так называемый «монашеский бунт» на Афон на канонерской лодке приплыли архиепископ Никон Рождественский и профессор Сергей Троицкий в сопровождении солдат. Они уговаривали монахов отказаться от богохульных взглядов, но те оказались тверды в своей вере. Тогда уж Имяславцев загрузили на два парохода и отослали в Россию. Всего было вывезено более восемьсот монахов. Кого-то из мятежников заключили в тюрьму, кого-то лишили духовного сана и сослали в дальние края Российской Империи. Книгу «На горах Кавказа» было велено изымать из монастырей и уничтожать, как сочинение вредоносное и сбивающее с истинного пути. Главного вождя и защитника Имяславцев Антония Булатовича отправили в его родовое село Луцыковка в Харьковской губернии, где в 1919 году он был убит грабителями, так и не дождавшись оправдания Церковью Имени Божьего. Ведь в 1917-1918 годах работал Всероссийский Поместный Собор, одной из задач которого было решить проблему Имяславия. Но Собор не успел вынести какого-либо решения по этому вопросу,  и закрылся. Настали другие времена, другой истинный путь - строительство коммунизма.  Однако идеи Имяславия не были забыты, они продолжились в трудах знаменитых философов Павла Флоренского, Сергия Булгакова, Алексея Лосева.
И даже в поэзии остался их след: Осип Мандельштам написал стихотворение:

И поныне на Афоне
Древо чудное растёт,
На крутом зелёном склоне
Имя Божие поёт.

В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово - чистое веселье
Исцеленье от тоски!
…. 
Потому что в Христе  вера моя..

_________
ссылки:
1  Священник Дм. Лескин «Спор об имени Божием»
2  На горах Кавказа
3  Н. Бердяев. Гасители духа // Русская молва. Август 1913 г. № 232
4 Архиепископ Антоний (Храповицкий). Ещё о книге схимонаха Илариона «На горах Кавказа». Русский Инок. 1912, №10, с. 62
5 Свящ. Дм. Лескин. Спор об Имени Божием
6   Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология… с. 187.


Рецензии
Здравствуйте, Юлия!
Мнение Булатовича Вы привели. А вот мнение святителя Григория Паламы:
«…когда будем говорить, что из творений познаётся и именуется Бог, скажем, что Он познаётся и именуется по этим выступлениям и энергиям, а не по сущности, ибо она является абсолютно превышающей возможность именования и не имеющей образа, и ни помыслить её, ни назвать, ни вообще как-либо созерцать невозможно» (О Божественном соединении и разделении, 32).
«…Господь Сам по Себе является Тем, что Он есть по природе, а именуясь еще и по различным энергиям, не одним обладает наименованием, но сообразно каждому понятию, возникающему у нас от Его действия, получает имя» (Собеседование православного с варлаамитом, подробно опровергающее варлаамитское заблуждение, 40).
Хвалить имя Божие нужно и важно, но оно - не Бог. Оно неизреченно соединено с Богом, но само оно - не Бог. Разница существенная. Мы почитаем святые иконы, но они - не боги. Если что-то, что - не Бог, мы станем считать Богом, то будем смешивать творение с Творцом и станем еретиками. Это не дело вкуса, а вопрос догматики, то есть, богооткровенных истин. Имяславцы стремятся к прославлению Бога. Но ведь и те, кто признавал в Иисусе Христе только божественную природу, тоже так стремились славить Христа. И те, кто признавал в Христе только божественную волю также думали, что этим славят Бога. Но те и другие были осуждены Вселенскими Соборами как монофизиты и монофелиты. К богословию нужно подходить ответственно. Презирать святых отцов в вопросах догматики нельзя. А именно это и делают имяславцы.

С христианской любовью, Анатолий

Анатолий Заводчиков   01.02.2024 19:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.