Мать Ганга раскрывает секреты

В Литературно-мемориальном музее Н.Островского открылась выставка «Загадочная Индия»
Уже со ступеней слышны звуки таинственной музыки, нос улавливает пряно-сладкие ароматы благовоний – не резких, - благородных. Четыре зала второго этажа и фойе превратились в лепестки священного лотоса под названием Индия.
Интерес к подлинной культуре разных народов мира в век высоких технологий необычайно высок. И чем древнее культура, тем сильнее интерес. Подтверждением тому тысячи адептов йоги и аюрведы, не говоря уже об увлеченности наших современников санскритом и сакральными танцами.
- Этот проект абсолютно новый,  - рассказывает генеральный продюсер выставок «Самураи. Art of War», «Загадочная Индия», фестивального движения ETNOLIFE Георгий Аистов. – Если помните, прошлый год был в России объявлен годом Индии. Обычно мы открываем выставки сначала в Москве, Санкт-Петербурге, а уж потом везем в другие города. Но на этот раз все начинается из Сочи. И эта выставка стала частью культурной олимпиады. Ее мы разрабатывали для Музея Востока, но потом решили показать ее сначала в Сочи. И вдохновил на  ее создание фестиваль индийской культуры, проходивший в прошлом году. Мы очень благодарны администрации Сочи за понимание того, что мировые культуры – это фундамент нашего будущего. Радует то, что Сочи из курортной столицы превращается еще и в культурную.
-  Наш музей не впервые встречается с культурой Индии, - заметила на открытии директор Музея Н. Островского Людмила Зюмченко. – У нас были выставки картин Рериха, мы показывали народное творчество этой страны. Но они были другими по содержанию и оформлению.  Эта выставка меня порадовала и озадачила своим дизайном. Использование мультимедиа – ново для сочинских музеев.  Еще в ней видно стремление показать подлинные предметы в том интерьере, в котором они существуют на исторической родине. Переходя из зала в зал, я почувствовала себя в гостях махараджи.
Четыре зала музея отражают различные аспекты культуры Индии. В первом можно увидеть на стенах проекции прекрасных храмов, скульптуры, природное богатство этой древней страны. Еще глубже проникнуть в суть прекрасного наследия помогает национальная музыка. Второй зал – мир медитаций. В полумраке светятся 3D модели священных изображений и надписей. Посетителям выдают специальные очки, чтоб увидеть изображения многомерными. Слух обостряется, настраиваясь на мелодию национального инструмента тамбура.
- В основном вы видите на картинах изображения танцующих богов, - проводит экскурсию Георгий Аистов, - В Индии боги танцуют. Это танец души и сознания.
В третьем зале представлены некоторые индийские праздники.
- Один из самых красивых праздников проходит в Индии и в наше время – это летний праздник колесниц «Ратха-ятра» в штате Орисса. На него съезжаются миллионы людей со всей Индии. Ему около десяти тысяч лет. Меня восхищаем организация этого праздника: представьте, тысячи людей в поле разбивают шатры, и всем всего хватает. Строят огромные деревянные колесницы с пятиэтажный дом и тысячи людей их тянут на веревках. Представьте, все будут тянуть за веревки олимпийского мишку, например. Это же потрясающая идея у индийцев – задействовать всех людей в празднике, в интерактиве.
Когда-то в Индии были сотни деревень, в которых все от мала до велика были художниками. Такие деревни есть и сейчас: в них все рисуют – от бабушки до трехлетней внучки. Картины, которые вы видите, сделаны семьями. А этим свиткам с надписями от трехсот до пятисот лет. Писали очень важные книги: по здоровью, астрологии, философии, истории. Книги и картины были способом обучать людей. Индийские картины – это родоначальники комиксов. И в центре каждой картины – круг – символ вечности. Ведь это именно индийцы придумали ноль. Цифры, которыми мы сейчас пользуемся, придумали индусы, и их первыми приняли арабы. У греков и римлян не было нуля. А без нуля не было бы и компьютера. В индийской архитектуре компьютером для вычислений были человеческие руки. Мы будем проводить мастер-класс по тригонометрии и научим умножать и делить  большие числа на пальцах, как это делали древние индийцы. А современные индусы практически утратили корни своей сакральной культуры, они быстрыми темпами европеизируются. И многие культурные ценности давно увезены в Европу. Сейчас в России и Индии происходит нечто подобное: интеллигентные люди понимают, что страна утратила свою древнюю культуру и постепенно пытаются ее возрождать. Я давно предлагаю сделать в Сибири музей зодчества. Ведь остались единицы, владеющие резьбой, и скоро и их не будет. Люди древних культур были гораздо мудрее нас: они не бегали, а сидели и думали. Им было, что сказать.
Важную роль в индийской культуре играло оружие. Мы не стали его много привозить. Но посмотрите, с каким мастерством и изяществом сделаны эти кутары (кинжал для охоты на тигра)– оружие всех индийских героев.
Последний зал – это зал игры. В нем представлены куклы из ткани, качалки в виде лошадей, куклы, управляемые кукловодом, качели, картины с изображением жанровых сценок – например, один день из жизни возлюбленных.
- В Индии любят играть, - рассказывает Георгий Аистов. – Ведь что такое игра? Это отношения. Никто не создан, чтобы тяжело трудиться. Каждый человек ищет игру и отношения, и об этом говорят древние рисунки. Например, качели в этой стране – сакральный предмет, все молодожены качаются на качелях. Важно не построить что-то, важно наполнить это жизнью. Это же касается и стадионов. Не просто огромные пространства, а способ создать отношения. Однажды мы с Вячеславом Полуниным, путешествуя по Индии, увидели раджастанский уличный театр. Нас окружили актеры, изображавшие, что они скачут на лошадях. Через пять минут мы с Полуниным уже скакали вместе с ними, причем Слава скакал, как истинный клоун, - назад. Театр рождался на наших глазах.
Но надо помнить, что жизнь любого индийца посвящена божественному, медитации, поэтому в каждом доме индуса есть алтарь. Утром он посвящает божеству несколько минут, а уж после этого настраивается на домашние дела. Немыслима индийская культура без бога Кришны, покровителя музыкантов и актеров. Это бог, который на даче живет и занимается праздниками. Одним из 64-х видов искусств в Индии является расписывание друг друга точками, украшение возлюбленных цветами. А способы ношения сари – это тоже целое искусство!
Во время экскурсии по залам мы также узнали, что в Индии женщина хоть внешне и не имела никакого отношения к государственным делам, на самом деле в них принимала активное участие. Дело в том, что в доме вельможи были специальные балконы, на которых во время общения важных государственных мужей сидели тихо жены хозяев и все записывали. А после чиновник общался с каждой из жен, и они вместе разбирались в тех или иных вопросах.  Хотя конечно главная роль женщины в индийской культуре – быть богиней и создавать вокруг пространство красоты.
Путешествие по «Загадочной Индии» закончилось под живую ситарную музыку. Кстати, при выставке работает магазинчик книг и сувениров. Кроме того, в программе запланированы лекции о культуре и истории Индии и мастер-классы по традиционным искусствам и ремеслам.


Рецензии