Время обгонять черепаху

(ЭССЕ И КАРТИНА О БЕССМЕРТИИ)


КТО САМЫЙ КРУТОЙ?

В детстве, когда мне было пять лет, мне подарили  книжку. Сюжет ее был такой. Собрались однажды разные животные и стали спорить, кто из них самый что ни на есть крутой. «Я быстрее всех бегаю! - заявил Гепард.  «А я зато умею летать!» - ответила Птица. «А я рою самые глубокие норы!» - сказал Крот. Были там еще и Рыбка, которая победила в номинации «лучший пловец». Был Слон, поднимавший самые большие тяжести. Кузнечик, прыгавший в десятки раз выше своего роста. И еще многие другие.

Таким образом, у каждого животного обязательно находилось хотя бы одно такое качество, которого не было у других. Тогда кто же  получается самый-самый? Спор не утихал…

Но тут подошел Человек. Он сел в машину и легко обогнал Гепарда. Потом за штурвалом  самолета оставил далеко внизу Птицу. В батискафе обошел самую глубоководную Рыбу. Залез в кабину башенного крана и поднял Слона вместе с его бревнами. Сел  в ракету и прыгнул до самой Луны – Кузнечик только рот открыл. А норы метрополитена заставили Крота провалиться под землю от позора. Человек всех посрамил и оставил далеко позади! И спор животных завершился полным их поражением.

Мне очень понравилась эта книжка. Я, помню, был горд, что я хоть и  маленький, но - Человек. И я с удовольствием рисовал всех этих птиц, кротов и кузнечиков - жалких, немощных  и растерянных на фоне человеческого всемогущества. И я знал, что нет и не может быть такого животного, которое не превзошел бы Человек, используя свой интеллект.


ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Я пребывал в этом благодушном состоянии лет до восьми - пока мне на день рождения  не подарили маленькую черепашку.  Я  спросил: «А сколько они живут?» У меня перед этим уже умерли от старости хомячок и аквариумная рыбка – и мое беспокойство было понятным. «Лет триста, - ответили мне взрослые, - а то и больше». «Как триста?! – удивился я. – Они что - живут дольше нас? Почему?» «Таков закон природы, малыш».

Я был поражен. Получается, когда я стану дедушкой, моя черепаха будет еще молодой. Кого тогда кому подарили? Вот тебе и Человек! Я полез на книжную полку и вытащил давно забытую книжку – в книжке, естественно, про Черепаху ничего не было. Иначе победила бы именно она…

Позже я узнал, что в природе, оказывается, есть не только долгоживущие животные, а вообще потенциально бессмертные – такие как, например,  гидра или морской ёж. Они растут всю жизнь, и если бы их  не поедали хищники и  не менялись условия их обитания, то они бы никогда не умирали.  Человек упал в моих глазах окончательно. И это его поражение еще долго не находило в моем детском мозгу никаких объяснений.

И сколько я потом ни спрашивал взрослых, почему же мы живем так мало, даже меньше какой-то черепахи,  ответ следовал один и тот же:  «Таков закон природы, тут ничего не поделаешь».


ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ УМНЫЙ…

С тех пор прошло много лет. Я вырос и понял, что взрослые, которые мне из детства виделись такими мудрыми, совсем таковыми не являются. Они ведут себя так, как будто они по-прежнему  несведущие дети - обращают внимание на ерунду и упрямо не видят главного.

Любимая поговорка у них: если ты такой умный, то почему ты бедный? И поэтому все следуют принципу – держи и расширяй свою территорию! И они расширяют, как могут – кто на сотки и гектары, а кто на метры и этажи. Хвалятся друг перед дружкой дорогой одеждой и ненужными игрушками - от машин с немыслимым фаршем до инкрустированных телефонов. Тянутся на носочках изо всех сил, пыжась приподняться над остальными, казаться выше и значительнее.

А потом вдруг, по первому зову на тихий час, кто безропотно, а кто упираясь и с плачем исчезают под землей, побросав свои игрушки наверху. Даже не успев толком задуматься: а что это вообще была за штука - жизнь? Не успев осознать самого главного, такого простого и очевидного, - держать и расширять надо не столько свою территорию, сколько свое время.

Не получится, как ни старайся, комфортно обустроиться в пространстве, не обустроившись во времени. И это ведь не высшая математика, а так себе, азы. Почему ж мы, настолько изменившие мир вокруг себя, обогнавшие во всем почти всех животных на планете, такие просвещенные и самодовольные, всё никак не можем просечь, что вопрос стоит давно по-другому: если ты такой умный, то почему ты смертный?


ТАКОВ ЗАКОН ПРИРОДЫ

Как ни крути, истина проста: прыгать, нырять, летать можно лишь при одном условии, если ты - живой. Все эти качества, как в коробочке, находятся внутри самого главного качества, внутри жизни. Жизнь - вот главная номинация. Мертвый царь слабее живого микроба. Когда человек умирает, все его умения превращаются в ноль.  Это разве трудно понять? «А что тут поделаешь, таков закон природы», – снова повторяют мне взрослые свою старую знакомую песню.

Да  где ж вы увидели этот закон – вам самим не смешно? Ведь всего пару веков назад Человек уступал практически всем животным! Но постепенно всё стало меняться. Не имея сильных лап, мы помчались быстрее ветра. Не имея крыльев, мы полетели за облака. Не имея плавников и жабр, мы поплыли на невиданные глубины. Не имея соколиного зрения и кошачьей способности видеть в темноте, мы изобрели бинокли и приборы ночного видения. И так во всем.

Всё, что не дано Человеку природой, он рано или поздно создает себе сам, всего добиваясь своими руками и головой, и ничего невозможного для него нет – вот закон. И если мы живем сегодня меньше Черепахи и не оставили ее далеко-далеко позади, то это не потому, что это невозможно в принципе, а потому, что не пришло время. И еще потому, что мы воспринимаем отведенный нам биологический срок как данность, а саму смерть как норму. И по-прежнему не верим, что тут что-то можно изменить…


Рецензии
Да ну его, бессмертие, скучно это. Я бы не согласился, если бы мне предложили бесконечную земную жизнь. В Царстве Небесном - ещё куда ни шло, но риск большой попасть в противоположное место. А лучше всего - реинкарнация, да чтобы после каждой жизни подключиться к памяти о прошлых жизнях и сравнить с последней.Вот это было бы интересно.

Сергей Булыгинский   13.02.2015 14:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.