Царь

грозный царь - грозное время (ложь)
грозное время - грозный царь (правда)
простые люди - простые методы (вот, в чём дело!)

=

интересно разбираться, как терпят фиаско гуманитарии

нарочно приму показанные реалии, смолчу
про "всеобщее начальное образование"
и про "увеличение страны в 30 раз"

вот скажите: разрешима ли вообще проблема
управления страной в рамках христианства?

ведь мы видим царя не циничного:
мол, религия - для быдла, а я - над

ведь мы видим царя православного,
мучающегося от долга царских решений!

и я верю образу, созданному Петром Мамоновым:
будучи искренне верующим да во главе России,
не мудрено свихнуться, работа-то суровая...

ведь вся изюминка реальности в том, что
предатели-изменники ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ!

это же действительно огромная проблема:
как выявить только таких, но полностью

а для чувствующего - ещё и драма

Филипп-то удобно устроился:
плюнь на всё и будь православным!

митрополитом предлагают? - "какой из меня митрополит?"
да, Филипп, нафига ответственность? знай свой шесток,
"делай, что должен, и будь, что будет"

а царю "будь, что будет" не подходит -
иначе следующим поколениям расхлёбывать

Иван-то ЦАРЁМ РОДИЛСЯ (!) и не абы каким,
но серьёзно читающим Священное Писание

и замкнуло его, очень сильно замкнуло

Иван Грозный обращается к другу за помощью,
как бы мы сейчас сказали "психологической",
- и что же он получает в ответ от Филиппа?

Филипп, что называется, "не въехал в тему"

он не понимает, что надо поставить себя
на место Ивана, родившегося царствовать
и старающегося делать это на совесть
(кто спорит, что Иван - максималист?),
на место Ивана, верящего Писанию, но
запутавшегося в нём, не находя там
совета для его уникальной судьбы

ведь опричнина, устроенная Грозным, плоха:
когда советует - льстит и толкает ко злу,
когда расследует - навязывает признания,
давая царю ощущение всеобщего заговора

и Грозный чувствует, что круг заколдован,
поэтому и зовёт "свежую голову" - Филиппа,
поэтому повышает его, сажает на своё место -
мол, побудь в моей шкуре и придумай, как быть!

а Филипп - бревно! тупое бессмысленное бревно!

ведь до него так за весь фильм и не дошло,
зачем его позвал Иван, что к нему испытывал
и насколько запутался в мировоззрении и долге

в итоге фильм-то в стиле - "пни царя сапогом",
но расклад таков, что развенчивает режиссёра

и бедного Грозного все бросают один на один
с его уникальной судьбой и трудной ношей

опричнина? - какой с них, псов, спрос!
православие? - о, да! оно всё в белом!

а что царь просил помощи, ждал, подавал знаки,
молил, прямым текстом выкладывал проблему -
всем до лампочки! по барабану! пофиг!

"не мы ж царями родились - ты, мы тебе
тупо льстим или тупо прекословим, всё"

если умнейший и святейший человек всея Руси
не хочет напрячь извилины, чтобы придумать
окаянному, но ищущему (!) исцеления тирану,
способ разобраться в себе, мире и Писании,
так и будут работать колесовальные машины!

ибо и в своём "Небесном Граде" без окон,
и в разнообразии пыток Иван искал хоть
какое-то разрешение противоречия роли
наследного царя и веры христианина

от отчаяния хоть как-то поместить себя
в библейский контекст он обращается уже
к Апокалипсису, к образу Иуды - чтоб если
не святым, не любимым Богом, то хоть кем-то!

и я понимаю, что по Лунгину "хороший царь"
приказал бы народу сидеть по своим крепостям,
лишь отбивая наскакивающих периодически врагов;
самим-то ходить по округе бивать всех - нехорошо-с

но и тогда ключи от крепостей-то продают, Лунгин!
да-да, прямо вот от этих ворот, где родные дети;
изменники, они всё-таки случаются - что делать?

Грозный в фильме это же спрашивает: что делать?

а ему в ответ - "прекрати казни"

ответ тупого осла

поэтому у фильма такая беспомощнейшая концовка:
сидит одинокий царь, вопрошает "где мой народ?"

типа "всех убил, один остался"

допустим, что даже так!

но цари рождались, но страной-то управляли,
но Грозный-то по-христиански не справлялся,
но Священное Писание-то поэтому штудировал,
но за помощью к священнику-то он обратился,
но священник-то полностью провалил миссию!

чего ты, Лунгин, от Ивана-то в конце хочешь?

он у тебя - явно и глубоко заблудший!
а друг Филипп - непробиваемое бревно

т.е. Грозный, как Мюнхгаузен, должен был
сам себя из одержимости вытащить, что ли?

так он пытался! и сам пытался, и не сам...

в Писании - тоже одни ужасы,
священник - позёр: даже задачи не понял!

если одной фразой: никто умственно не мог
поставить себя на место верующего государя
и помочь разрешить его нравственную проблему,
и Бог - от коего в общем-то можно было этого
ожидать, тоже по каким-то причинам кинул царя

думаю, Лунгин "Царём", конечно, метил в Сталина,
но если в кого-то и попал, то в Николая Второго

обречённый по рождению принимать царские решения,
ощущая себя перед судом Божьим - конечно, Николай

"неудачно складывающаяся Ливонская война" - тоже,
только Николай свою ливонскую не пережил,
вот и не увидели мы его опричнины,
не считая Белого движения...

к Ленину-Сталину ближе Борис Годунов, приглядитесь!

Годунов укреплял ОБОРОНОспосособность,
Годунов развернул каменное строительство,
Годунов собирал запасники хлеба, чтобы народ
не голодал, но обвинён за это во всех "голодоморах",
Годунов вместо великого благодетеля прослыл цареубийцей

и Годунов был отравлен, что облегчило полякам вторжение:
если б Сталин дал себя отравить, и немцы взяли бы Москву

вот такая история!

берётесь рассуждать на исторические темы,
не будьте, пожалуйста, тупыми гуманитариями!
а то красивейше отснятые аргументы выйдут вам боком

+

нечестно будет, отпинав Лунгина и его Филиппа,
не предложить своего совета его Ивану Грозному:
во-первых, я бы пересказал Ивану его проблему,
во-вторых, я бы указал на то здравое и верное,
что было в его личных метаниях по этому поводу,
в-третьих, я бы предложил дописать и освятить
книгу о наилучшем правлении православных царей

и уже в рамках работы над этим "приложением к Библии"
искал бы конкретные технические решения противоречий

я бы разрабатывал дальше уже самостоятельно выбранное
Грозным направление "помазанника Божьего" вместе с ним

да, я стал бы "псом государевым", но умным и человечным

каким, кстати, был китайский советник Чингисхана:
он пошёл служить врагу, чтобы смягчать его нрав

так что история знает людей много достойнее Филиппа,
тем более Иван Грозный рядом с Чингисханом - милашка

но Чингисхану с помощником повезло, а Грозному - нет


Рецензии