День заезда Соколиное гнездо

В этот замечательный день столько всего происходит, и столько важнейших дел приходится делать вожатым, что не лишним было бы ввести в сие повествование некое подобие простенького алгоритма на языке высшего уровня (как говорят программисты), только таковым у нас будет считаться не машинный, а вполне себе нормальный Русский Литературный Язык.

Оставим позади предстартовые заботы, и начнём с того незабываемого момента, когда автобус, качнувшись, вдруг начинает набирать ход, и лица провожающих своих чад родителей медленно пропадают позади:

1.Работа с детьми в автобусе (первое знакомство, всяческие  игры-минутки и просто дружеское располагающее общение);

2.Прибытие в лагерь, расселение:
2.1. работа с родителями, которые обожают приезжать вслед за детьми и знакомиться с условиями воочию, приём и обработка всяческих пожеланий от них ( в том случае, если правила лагеря предполагают фактически нелимитированное посещение детей);
2.2.   работа с детьми в комнатах (всяческая помощь в расселении, ответы на животрепещущие вопросы, коих появляется великое множество, спокойное и доброжелательное стремление к тому, чтобы все дети почувствовали свою защищённость, доброжелательно-уверенная реакция на выходки некоторых поначалу хамоватых индивидуумов, буде таковые найдутся);

3.   Активизация, простите,  актива:
3.1. в каждой комнате находится по одному добровольцу, которые исключительно по нижайшей просьбе вожатых возьмутся осуществить в своём временном обиталище перепись населения (на специально подготовленных для этого случая «свитках»);
3.2. каждой комнате предлагается подготовить небольшое послание своему отряду, в которых будут отражены ожидания от грядущей смены и представлены хорошие, бойкие пожелания всем-всем новообретённым соплеменникам-ладожанам (на «свитках» несколько иного образца);
3.3. параллельно кто-нибудь из вожатых осуществляет проверку путёвок, справок и прочих бумажек, подлежащих дальнейшей сортировке и сдаче куда надо;

4. Отрядный сбор, «большое рукопожатие» и речь Старших (спасибо товарищу О. Ласукову за хорошую идею, оказавшуюся как нельзя кстати, так как речь у нас существовала и ранее, причём в форме, удивительно близкой к описанной на его сайте, а вот руки... пожать...):
4.1. Быстрая обработка поступивших из комнат посланий (образцы «свитков» см. ниже);
4.2. Согласно представленным «свиткам» переписи и «свиткам» посланий созывается самое настоящее Вече, и вот тут потребуется важное пояснение. Вече является, конечно, отрядным сбором, который, как уже отмечалось, и в Африке отрядный сбор, причём неизвестно, что звучит солиднее – Отрядный Сбор или Вече. И всё же дело отнюдь не ограничивается механической сменой табличек. Рассмотрим данное мероприятие подробнее.

Вече:

Первым делом в ласковые руки вожатых попадают те товарищи, которые по первым впечатлениям, а также в зависимости от того, что вожатым померещится в полученных «свитках», способны выступить в роли биричей. Биричи получают специальные «закликалки» – несколько фраз, возможно рифмованных, с помощью которых они смогут зычно сзывать народ, причём каждый отвечает за явку одной палаты (не обязательно своей). И сами биричи, и «закликалки» каждый день будут новые, при этом оповещать очередных провозвестников нужно заранее, на каждом предыдущем Вече. На следующий день выдаются сами фразы, при этом происходит устное напоминание о предстоящей, хм, общественной функции. Никакие графики и прочие официозности в этом деле не предусмотрены, каждый последующий назначается вожатыми в зависимости от предполагаемой готовности и от парадигмы «уже был - ещё не был».

Следующим пунктом на повестке дня становится, собственно, речь Старших. В ней кратко и весело (но без наигранного «позитива») разъясняется, кто куда и что за чем. Из данной речи следует вот что: вы, дорогие дети, попали к нам, а мы, дорогие дети, попали к вам, так что жить нам поживать, и при том обязательно в любви и согласии, потому что по-другому жить мы вам всё равно не позволим. В этой смене ожидается большая игра, где в каждом отряде будут славянские племена, так что думайте насчёт названия отряда именно в славянском стиле. Сейчас у нас с вами самое первое и самое короткое Вече, которое часто будет начинаться за полчаса до обеда. Кстати, славяне, а кто из вас ведает, что такое «Вече»? (Если никто не ведает – кратенькая справка; если кто-то ведает, что называется, «не в ту степь» – кратенькая поправка). Итак, за такое короткое время мы должны будем провернуть массу дел, но мы с вами молодые, крепкие, так что справимся. Если же на Вече потребуется решение всего нашего отряда, то положительный ответ будет выражаться общим возглашением слова «Добро!», а отрицательный, соответственно, возглашением слова «Зло!». Далее: мы тут посмотрели свитки и хотим с вами поделиться всем, что мы из них узнали. Вот послушайте: столько-то человек ждут от этой смены побольше спорта, особенно футбола; столько-то хотят нагуляться по лесам окрестным, столько-то хотят того-то и столько-то сего-то. И все, естественно, желают отдохнуть. И мы вас уверяем, что все у нас отдохнут, как миленькие, и никуда не денутся, и пожелания многих будут по возможности исполнены... Секундочку, мы что-то не слышим бурных аплодисментов… (следуют жизнерадостные, но довольно снисходительные аплодисменты).

Следующим пунктом становится торжественное оглашение пожеланий, присланных каждой палатой с их добродушно-ироничным обсуждением, после чего на общий круг вносится предложение: вплотную приступить к отдыху и выйти после полдника в лес (сыграть в футбол, устроить театрализованный подарок сотрудникам и прочая, и прочая). То есть принимается к исполнению самое приличное из того, что написали в свитках широкие народные массы.

Массы ликуют и громогласно одобряют предложение условным словом «Добро». А мы тем временем запомним, что вторая половина первого дня будет посвящена реализации только что принятого решения.

После того, как мы всё благополучно решили, организуется «большое рукопожатие». Весь народ по очереди выходит из корпуса, здороваясь со своими  вожатыми в стиле «очень приятно, Лена – здравствуйте, Леонид, только что самолётом из Адлера». Вожатые, как вы понимаете, в долгу не остаются, а потом кто-нибудь из них радостно провозглашает: «на сем наше нынешнее Вече  благополучно становится прошедшим, а теперь, славяне – айда питаться!!»

Как видите, на первом Вече практически не требуется никаких особых театрализаций, драматизаций, костюмных постановок и прочих инсценировок для так называемого «погружения» в игровой мир. Здесь требуется правильно раскрытая и внесённая в отрядную жизнь настоящая суть этого явления. Скажу больше: вводить в игру должна общая атмосфера, акцент в которой делается не на внешнюю театрализацию, предполагающую заученность ролей, а на внутреннее переживание всех моментов лагерной жизни. Игра должна быть так вплетена в реальность, чтобы ребята умели понять: игровая атрибутика – ничто по сравнению с их действительными поступками. Потому что, несмотря на  условность игровых ситуаций, решения, принятые ими, – реальны, оставляют реальный отпечаток на личности каждого. В данном случае игровая составляющая пребывания ребёнка в лагере воспринимается не как подготовка к будущим жизненным ситуациям, а как часть его настоящей, уже вовсю текущей жизни. Ведь он, ребёнок, действительно приехал в лагерь, действительно живёт в нём, общается с другими людьми; с ним действительно происходит всё то, что с ним в данный момент происходит.

Если в данный момент с ребёнком происходит Вече, то оно должно стать не частью игры, а частью его жизни. То, что началась какая-то игра – это захватывающе, важно для ребёнка (игра же!), но в тоже самое время – это фон, второстепенно, сразу как-то и не заметно; важно и сразу заметно другое – он вместе с отрядом принял решение, от которого зависит дальнейшее существование всего отряда.

Итак, для проектировщиков, а потом и для всей команды, первостепенное значение имеет не игровая условность, возведенная в абсолют, а личностный рост каждого ребёнка. Поэтому спектакля, постановки должно быть как можно меньше, что, впрочем, не исключает многочисленной игровой атрибутики, которая может одновременно являться атрибутикой лагерной жизни и восприниматься как нечто яркое, интересное, но при этом совершенно повседневное и бытовое.
Вот такое не то что бы лирическое, но отступление.

5. Обед. Всех организованно рассаживают за столы, директор быстренько представляет славянам хозяйку столовой (т.е. шеф-повара), хозяйка радушно желает всем приятной трапезы, и славяне, поблагодарив её, с удовольствием трапезничают;

6. Тихий час. Многие педагоги-исследователи отмечают, что режимные моменты особенно тяжелы именно в первые дни, так как эмоциональное напряжение, возникающее у детей из-за смены привычного ритма жизни, среды, коллектива требует своевременной разрядки в процессе какой-либо интенсивной деятельности. Если ритм событий в это время не отвечает потребностям ребят, то у них начинает возникать определённое разочарование. Исходя из этого, представляется целесообразным сначала сократить послеобеденный отдых до одного часа, с каждым последующим днём увеличивая его, чтобы в итоге достигнуть искомых двух часов, как, собственно, и принято в большинстве лагерей (тут уж ничего не попишешь, санитарные нормы).
Естественно, ребята должны знать, что такие меры вводятся ненадолго, по доброте душевной и в порядке исключения.


7. Здравица. Сбор-знакомство в помещении отряда. При этом народ не слоняется без дела по лагерю, и, таким образом, ещё в течение получаса на всей территории сохраняется благословенное время послеобеденного отдыха. Просто отдых переходит, так сказать, в более активную форму.

Итак, все собираются в холле. Далее наша «Здравица» строится следующим образом:
а). Вводная беседа. Сначала, собственно, объясняем, отчего мы решили дать смене такое название.
Небольшая историческая справка.
Ладога, наряду с Киевом, считается одним древнейших городов восточных славян. Название его, скорее всего, произошло от древне-финского «Alode-jogy» – «низовье реки». Первое поселение  состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющих аналоги в Северной Европе. В 760-е годы оно было разрушено словенами и застроено домами срубной конструкции. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и было захвачено варягами. В итоге Ладога развивается в типичный древнерусский город.
Так вот, этим красивым названием древнейшего из русских городов (потом он стал называться и до сих пор называется Старой Ладогой, в противовес Великому Новгороду, то есть Новому городу) мы хотели охватить весь тот исторический период формирования нашего народа и нашей страны. Так как в игре будут действовать несколько племён, хотелось бы подчеркнуть, что названия им, как и исторические реалии, будут даны достаточно условно, без реконструкторского зуда. Реконструкция вообще не является нашей задачей, у нас будут другие задачи. А игру можно было назвать просто «Восточные славяне», но «Ладога» ; красивее звучит.

б). Знакомство.
Теперь уже начнём знакомиться. Есть такой замечательный анекдот, он именно по теме нашего собрания.
…Катился Колобок, катился, а навстречу ему три богатыря. «Здравствуй, Илья Муромец», ; говорит Колобок. «Здравствуй, Колобок». «Здравствуй, Добрыня Никитич». «Здравствуй, Колобок». «Здравствуй, Алёша Попович». «Здравствуй, Колобок». «Здравствуй, конь Ильи Муромца». «Здравствуй, Колобок». «Здравствуй, конь Добрыни Никитича». «Здравствуй, Колобок». «Здравствуй, конь Алёши Поповича». «Здравствуй, Колобок».
«До свиданья, Илья Муромец». «До свиданья, Колобок». «До свиданья, Добрыня Никитич». «До свиданья, Колобок». «До свиданья, Алёша Попович». «До свиданья, Колобок». «До свиданья, конь Ильи Муромца». «До свиданья, Колобок». «До свиданья, конь Добрыни Никитича». «До свиданья, Колобок». «До свиданья, конь Алёши Поповича». «До свиданья, Колобок».
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему – Али Баба и сорок разбойников. И все на лошадях…

Это к тому, что повторение – мать учения. И отец учения. И другие родственники. Так что знакомиться мы будем просто и запоминательно.
Далее на середину вызывается первый попавшийся товарищ, который очень кратко рассказывает о себе: имя, фамилия, в какой школе учится, в каком классе, чем увлекается. Вожатый товарища покуда не отпускает и говорит отряду: «Славяне! Запомните, вот этого замечательного человека зовут Вася (Оля, Ваня, Катя и т. п.). Нам в племени нужны ребята здоровые, чтоб никто не болел, так что все вместе пожелаем ему здоровья». Славяне хором, с отмашки вожатого, дружно громыхают: «Будь здоров, Вася!» Вожатый спрашивает: «А есть ли у нас ещё кто-то из этой школы (с такими увлечениями, с таким именем, с каким-либо ещё общим признаком)? Выходят ещё товарищи, сообщают о себе аналогичные сведения, и им тоже желают здоровья – каждому по очереди, включая первого Васю. При этом хорошо выдавать бейджики.

Как вы уже догадались, дальнейшие действия вожатых сводятся к следующему – они тактично и максимально изобретательно находят всё больше общих признаков так, чтобы все ребята отряда получили персональное пожелание здоровья несколько раз. Потом представляются вожатые, отряд желает здоровья уже им, причём тоже несколько раз (тут хорошо будет, если найдётся «славянин», который с ходу сможет задавать аналогичные вопросы на схожесть).
В заключении все оглушительно кричат «Будем здоровы» и направляются на общую линейку, где им сообщат первое задание. Такая Здравица хороша ещё тем, что всегда можно вовремя остановиться и куда-нибудь направиться.



8. Дружина. Мини-игра на знакомство с территорией лагеря. Имеет сходство с игрой по станциям, но не является ей, так как станции проходят не по определённому маршруту, а в свободном порядке. Отряд может также разбиться на группы и послать их сразу  в несколько мест, так как время не учитывается в этой игре, здесь важны правильные ответы на вопросы.

Цели игры:
познакомить новичков с территорией о/л;
создать предпосылки к дальнейшему сплочению и правильной самоорганизации отряда;
создать необходимый эмоциональный настрой для дальнейшей интенсивной жизни в лагере;
в игровой форме объявить ребятам главный принцип жизни всего коллектива лагеря.



Ход мини-игры «Дружина»

(название игры не разглашается до самого её финала). Отряду выдаётся запечатанный пакет с семью листами формата А5. Каждый лист представляет собой словесно-графическую подсказку, следуя которой можно пройти/пробежать к нужной станции и найти в определённой точке некий контрольный вопрос. Графически подсказка выражается в форме плана (вид сверху) определённого значимого здания в лагере, словесно – разъяснение функции этого здания, подписанного в свободной форме снизу чертежа. На плане также отмечена точка, в которой должен находиться контрольный вопрос. Отряд (либо выделенная из отряда группа) по подсказке выясняет местонахождение контрольной точки, а попутно и местонахождение искомого здания на территории лагеря. Явившись на контрольную точку и отыскав там конверт с вопросом, ребята письменно отвечают на поставленный вопрос и либо отправляются к следующей точке (если решили ходить всем отрядом и сообщили о своём решении ведущему) либо к месту сбора (если действуют группами). Далее: новички в тех отрядах, которые изволили поделиться на группы, побывали только возле одного здания. Поэтому группы этих отрядов перемешиваются  в месте сбора таким образом, чтобы в каждой оказалось по одному человеку из шести других. Дети сами показывают друг другу, где что находится, ещё раз быстренько пробежавшись такими смешанными группами по всем точкам и получив на каждой специальные отметки о посещении от взрослого наблюдателя, контролирующего процесс игры на вверенном ему участке. Довольные проделанной беготнёй, люди, кто группами, кто всем отрядом, постепенно возвращаются на линейку и предстают перед ведущим. Из первых букв ответов у них должно получиться слово «дружина».
 
Затраченное отрядами время не учитывается, ведущий лишь обращает внимание на правильность предложенных ответов. После возвращения всех участников снова строится линейка, ведущий держит небольшую, но проникновенную речь о том, что лагерь наш как одна дружина, и соответственно этому умозаключению мы все вместе живём.

Победителей в игре нет, просто словесно указывается, какие положительные и какие отрицательные стороны можно отметить в организации игровой деятельности каждого отряда. На протяжении всей игры вожатые помогают ребятам в решении именно организационных моментов и не более.
Вот примеры вопросов на контрольной точке для подростковых отрядов:
как называется краткое восклицание, обычно выражающее руководящую идею в поведении или деятельности отряда? (девиз); местонахождение –  стадион;
как называется мясной или рыбный суп, сваренный с солёными огурцами? (рассольник); местонахождение – столовая;
как называется выражение лица, показывающее готовность засмеяться, выражающее приветливость, удовольствие и т. д.? (улыбка); местонахождение – клуб;
как называется выражение неудовольствия по поводу боли или каких-либо неприятностей? (жалоба); местонахождение – медкабинет;
как ещё можно назвать обильно выступивший пот? (испарина); местонахождение – баня;
как называется тяжёлая металлическая подставка для ручной ковки? (наковальня); местонахождение – линейка;
как называются скрепленные плотные листы бумаги в переплёте, предназначенные для рисования? (альбом); местонахождение –мастерская.

//Для одного отряда: в конце дети отмечают на подготовленном плане местности где какое здание находится//.
Важное примечание: здесь и далее содержание и форма мероприятий даётся в применении к подростковым отрядам. Для более старших и более младших детей содержание, а иногда и форма могут меняться. В значительной степени неизменными и независимыми от возраста детей являются только цели проводимых мероприятий.

Применительно к данной мини-игре, естественно, что для более младших и более старших отрядов предлагаются другие, соответствующие возрасту, вопросы. Главное, чтобы из первых букв слов-ответов получалось слово «дружина».


9. Следующим пунктом нашей программы является реализация того самого решения, принятого на первом Вече. Этим шагом подчёркивается, что Вече – не просто формальный сбор, на нём ребята действительно могут решать дальнейшую судьбу отряда; и что вообще – всё действительно.
10. Оформление отряда (те элементы оформления, где не требуется отмечать название и девиз: режим дня, график настроений и т. д.).
11. Ужин.
12. Скорее всего, дискотека.


13. Подготовка ко сну, отбой. Кроме того, именно перед сном происходит назначение посадников. Функции посадника достаточно широки - в них входит практически любая помощь воспитателям в течение последующих суток, прежде всего организационная. Посадник почти не несёт никаких начальнических полномочий, для него главное - ответственность за происходящее в палате. Каждый день посадники, как и биричи, меняются. Символично и то, что вступление в должность наступает вечером, когда начинается новый день по православному календарю.

Назначение это, происходящее в первый раз, является неожиданностью для всех и обставляется следующим образом. Когда все уже в палатах, и в них полностью гасится свет, в каждую входит воспитатель с зажжённой свечкой в руках (используются маленькие ароматические свечи в керамических чашечках). Детям тихонько сообщается о том, что воспитателям нужны помощники, для чего они нужны, на какой срок назначаются, и почему вечером. Также сообщается, что должны делать посадники в данный момент: сохранять огонёк свечи ещё некоторое время, до сигнала от воспитателей. Пока огонёк горит, ребятам разрешается говорить шёпотом, а посадник следит, чтобы разговор шёл в форме спокойной беседы и не превращался в одновременный базарный гам силой в сто двадцать децибелл. Лучше всего будет, если наш следящий сам предложит какую-то тему. Заметим, что сам посадник ни в коем случае не имеет права повышать голос: он не командует, он должен стараться направлять, и направлять спокойно. Если ребята всё же начнут шуметь, то он может вынести не более двух предупреждений своей палате (причём всей, независимо от того, сколько человек нарушает уговор насчёт шёпота или несвоевременности высказываний). Если предупреждения не действуют, посадник гасит свечу досрочно, и с этого момента разговаривать нельзя совсем.

Поначалу, конечно, вряд ли всё будет благополучно, но такие беседы при свечах народу нужны, и народ их должен получить, попутно развивая в себе ответственность.
Естественно, что воспитатели могут при случае погасить свечу без предупреждения. При благоприятном развитии событий это происходит через пятнадцать минут после отбоя, по соответствующей команде посадникам.

Осталось отметить, что первичным критерием при выборе посадника является чистота спального места и поверхности тумбочки – в целях пожарной безопасности и стимулирования, так сказать, навыков самообслуживания и личной гигиены. Свечка должна стоять ровно посередине чистой тумбочки.

Перед сном посадникам сообщается, что их разбудят немного раньше остальных.


Рецензии