Сердцем, умом, всей жизнью встречаем Господа

   Вербное воскресенье- это чисто русское название. Потому что только у нас , в России,

Иисуса Христа встречают с веточками дерева, раньше других почувствовавшего весну. Ведь

 когда мы приходим в храм  с пушистыми и нежными веточками, с первыми лесными цветами, мы

 подражаем  тем жителям Иерусалима, которые  больше  2 тысяч лет назад  высыпали на улицы

  своего удивительного города, города мира.Евангелие рассказывает об этом  великом

торжестве. Люди срывали с себя  верхнюю одежду и покрывала и бросали их под ноги ослу,на

котором ехал  Спаситель, усыпали дорогу цветами, размахивали пальмовыми ветвями. Они

 славили Мессию. Счастливые... Они  жили в евангельские времена. Они видели Бога...Вот

это был праздник!

   
   -Действительно , в Иерусалиме в это время  -апофеоз весны-все распускается,благоухает.

 Цветут пальмы-. рассказывает священник Михаил Зайцев, настоятель Сергиево- Казанского собора.


   Он был в городе мира, видел те улицы, где проходил Спаситель .А еще он служил в Якутии

 , в городе Нерюнгри и мне интересно, с чем же  приходят в храмы там, на

 Севере.Оказывается, срезают  заранее ветки и ставят в воду, и они распускаются. Мы ведь

тоже так выходим из положения, когда у нас ранняя  Пасха.  А в Якутии - всегда весной

холодно, даже на Пасху бывает  ниже 20-ти градусов мороза.


   -Вот какая география у православия-, улыбается отец Михаил.-От Таймыра, Чукотки до

экватора. И везде все по- разному.  А как ты думаешь, обязательны  ли эти веточки, цветы?

В чем их смысл?

   -Традиция...

   - У нас в России эти вербочки как раз и обозначают  те пальмовые ветви, которые люди

несли навстречу Христу , показывая тем самым, что они встречают Царя. Это знак того, что

 я своим  сердцем, умом, своей жизнью  встречаю  Спасителя,Который пришел ради меня. Это

 символ  согласия с тем, ради чего Он пришел, что Он принес Это  готовность пойти  за

Христом  на Голгофу ради тех , для кого Он пришел, ради людей. Но эти обряды - внешние,

 они могут быть  разными в разных странах. Главное - евангельское содержание и оно едино.

   - Так в чем же глубинный смысл праздника?

   -Вход Господень в Иерусалим, так правильно он называется.  Богочеловек Иисус Христос

входит в столицу Иудеи с единственной целью: принести себя добровольно в жертву за весь

род людской, заведомо зная, что его ждет предательство,  клевета, тяжелая физическая

боль, потом смерть, тоже мучительная. И Он входит туда. Вот я сейчас рассказал  и

получается какая- то трагедия. Непонятно,что мы празднуем, чему радуемся. У Бога все вот

так : все великое, красивое, достойное всегда рождается в трудах. Уж если  не  в

откровенной боли, не в откровенной  смерти, то  в трудах. А уж тем более такое великое

дело,как спасение рода человеческого,иначе не могло родиться как через боль

сверхневероятную, боль Богочеловека.Этот праздник двоякий   для меня : с одной стороны -

великая радость , Господь подходит к исполнению того, ради чего Он пришел, ради меня,

моих близких,всех людей. Это радость, ведь  Он дает возможность нам быть близкими к Нему.

  С другой  стороны тяжело, потому что понимаешь, насколько мы,оказывается, далеки от

Него.  Раз  эту отдаленность приходится преодолевать столь великой ценой, приходится

отдавать на жестокую, мучительную казнь Того, Кто не заслуживает ни малейшего укорения. В

Христе ничего худого невозможно найти. И становится  больно за себя, за наш род  людской,

 который не только предаст легко Христа, как и все в жизни мы легко предаем... Люди ,

которые кричали в  этот день :" Осанна в Вышних!" То есть  встречали Его как царя,

 надеясь  увидеть в Нем какого- то политического лидера , который бы решал  какие-то

 сугубо земные вопросы- политические, социальные и другие. Те же самые люди через

несколько дней с еще большей злобой   будут кричать: "Убей Его"! Будут просить Пилата,

чтобы он Его распял, будут Его обвинять, смотреть на Его мучения, пойдут  развлекаться на

 Голгофу, чтобы посмотреть, как будет умирать Богочеловек, в Котором ни единого греха нет.

 
   -Но, может быть, люди изменились  за прошедшие века, чему-то научились?


   - Люди во  все времена одинаковые.И мы ничем по сути не отличаемся от тех , кто

 сначала славили Христа, а потом Его предали. Мы все когда-то крестились , а живем ведь

как придется, как обыкновенные светские люди , только называя себя церковными.  Но коль

 скоро мы хотим, чтобы в круг хотя бы самых наших близких людей , самых любимых вошли

свет  , покой , мир, красота, надо понимать, что если я чем и могу тут помочь, то только

 преодолением собственной боли. Другого пути нет. Нам Господь показал, что великое

искупление  приобретается всегда великой жертвой . Меньшие  радости, меньшие блага  -

тоже требуют  какой- то жерствы. И человек должен ,  если он христианин, конечно,  и

любит людей - близких, я не говорю о врагах, это уж больно непонятно нам - врагов любить,

 и если он хочет сделать жизнь  близких более сносной, то нужно научиться сносить то зло,

 тот негатив, с которым к нам приходят люди. Не отвечать  злом на зло, а принимать

человека  - злого, раздраженного несчастного, пытаясь подражать Христу.Настолько ,

насколько я смогу. Потерпеть , не обращать внимания . Вот ты сейчас  ругаешься, тебе

 скверно, но ведь  ты же не всегда такой.


   - Это очень трудно : не ответить в том же тоне , с которым  на тебя нападают.


   - Конечно.В нас христианства, кроме нашего крещения и креста на груди,


 мало. В этом и заключается христианство, чтобы не быть как все.  Ведь  мы, христиане,

 реагируем на светские проблемы  по-светски.  Христианин следует


 словам апостола Павла:"Не   будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром."


Вот  та грань, которая уже начинает отличать меня от язычника, просто  от светского

человека, еще от кого-то. Когда я хотя бы силы  прилагаю   к тому, чтобы не ответить

адекватно на зло. А поступить казалось бы совершенно по-сумасшедшему с точки зрения

  нормальной человеческой логики. Перешагнуть через то зло , которым  человек закрыт ,

 как щитом , и оказаться  лицом к лицу с душой человека, вечно страдающей, вечно

несчастной , запутанной  и обманутой. Ведь Христос нас этому учит . И  когда еще как не в

 праздник Входа Господнего в Иерусалим нам этому учиться?! Когда Он так легко входит в

этот город ,  зная, что вот эта толпа Его предаст, будет  плевать на Него, смеяться над

Ним , избивать Его,отвернется  от Него .Ученики разбегутся... И Он так спокойно входит в

этот город мира, смотрит на них  с любовью, молится за них:" О, Иерусалим, сколько раз я

 хотел  собрать тебя под свои крылья." Вот чего нам не  хватает! Мы не умеем разглядывать

в нашх праздниках главные  подсказки ,дающие нашей жизни совершенно другую окраску ,

окраску христианского  света, любви, правды.Не   тьмы, интриг и злости, эгоизма.


   - То есть  христианство - это вера мужественных людей?


   - Мне очень нравится одно высказывание -настоящим  христианином может быть только

 сильный и мудрый человек. Но не по- светски , мы сильны и мудры во Всеукрепляющем нас

Господе.  Мы  видим ,что человеческой мудрости и мужественности не хватает на самые

простые вещи. Мы видим, как наши депутаты друг другу физиономии колотят , мы  видим, как

наши соседи, интеллигентные люди,  друг друга грязью обливают ,  мы видим, как народ на

народ идет войной , кровью заливает собственный народ ради каких-то  бредовых

политических идей,  о которых через сто лет уже забыли. Не хватает  человеческой

 мудрости и силы , чтобы оказаться на той высоте, которая позволяет миру стать другим.

Вот тут уже нужно быть не от мира сего. И вот эта  неотмирность - этот разум, эта сила

неотмирные даются от Бога. От нас  Бог  ждет, что мы хотя бы проявим искреннее желание

хоть что-что сделать. А Тут Он уже нас укрепляет, помогает.    Вот чего нам не хватает,

мы часто скатываемся в плоскость банальной, постной  светской жизни. Светское решение

вопросов, взгляд на жизнь ... Это уже  не скучно, это страшно. Так же страшно поступят

люди , которые будут кричать :"Распни Его!"

 
А почему - распни, да потому что  Он оказался  не тем , кого они ждали. Они думали, что

 Он им  земные блага даст -  хлеба и зрелищ , правду земную. А он  не дал. Он им

попытался дать больше , не поняли. Либо не захотели понять. Фарисеи-то поняли, но гордыня

 не дала им что- то сделать.


 ...  Да, вот и подумай тут ,с кем и с чем ты встречаешь Спасителя. Я  воображаю себя, может быть , одной, а правда Божия - совсем другое. И стою я в духовном смысле рядом с

фарисеями, только видимость благочестия  имеющими и красиво  говорить умеющими о вере.

Да, печально , тут никакие вербы не помогут. Кто- то из святых   отцов заметил, что

христианство - состояние вечного духовного ученичества.Что же, пойду в храм, как  в

первый класс- учиться у нашего Божественного Учителя.Учиться той науке, в которой никогда

нельзя достичь потолка  самоуспокоенности.               


Рецензии