Анализ поэтического творчества

Анализ поэтического творчества на современном этапе
(Субъективные советы пишущим)


Кто-то из великих сказал: «Можешь не писать – не пиши!» Очень хороший принцип. Думаю, так должен проверять себя каждый пишущий. Ведь иногда из человека просто льются рифмованные строчки, как из дырявой посудины, но к настоящей поэзии это, порой, не имеет никакого отношения. В просторечии это явление зовется графоманией. Как отличать графомана от истинного поэта?
Хотя в наше сумасшедшее время это уже не имеет никакого значения. Зa деньги издается лавина графоманских, сырых, недоработанных стихов. Одно отрадно: на прилавки книжных магазинов эта макулатура не попадает, как в былые брежневские времена. Хотя тогда уровень издаваемых поэтических сборников был намного выше, чем сейчас. Теперь издавать можно всё, что вздумается.
На вполне справедливые критические замечания некоторые авторы отвечают: а я так вижу! Я так чувствую, я так понимаю и вообще – у нас демократия. Вот это и портит начинающих стихотворцев. Ранние публикации, всеобщая массовая возможность за деньги опубликовать всё, что пишется, вплоть до черновиков. И редактору крыть здесь нечем: кто платит деньги, тот и заказывает музыку.
В чём назначение поэзии? Без сомнения – нести свет и добро людям, учить их, прививать чувство прекрасного. В наш жестокий, компьютерный век это наиболее актуально. Но чему может научить стихотворец, которому и caмому нужно еще учиться и учиться? Отсюда вывод: поэт в наши дни перестал быть учителем, пророком, властителем дум россиян, которые далеки от поэзии и которых, кроме зарабатывания денег, ничего больше не интересует. Сейчас поэт – сам ученик, человек, приобщающийся к культуре с помощью поэзии. И то, что он сам – пишет, ровным счётом ничего не значит. Это – хобби, отдушина, переложение своими словами прочитанного у других. Точно так же, многие играют в футбол, не будучи профессиональными футболистами.
Нельзя девальвировать поэзию. Настоящей поэзии всегда должно быть мало, иначе наступит инфляция. Настоящих поэтов в истории России можно пересчитать по пальцам: это всем известные классики. Но наряду с ними, в XIX и в начале XX веков, стихи писали чуть ли не каждый гимназист и гимназистка! И где теперь эти стихи? Кто их помнит? Назовите хоть одну фамилию? В начале XX века многие пишущие также как и сейчас издавали стихотворные сборники за свой счёт. Где эти книги? Что и осталось, может быть, – так пара песен, ставших народными, и всё.
Такая же участь ожидает и нас. Или почти такая.
Мы можем гордо именовать себя поэтами, сварливо делить пальму первенства и бесплатные места на призрачном ростовском Парнасе, до хрипоты спорить о том, кто гениальнее, – но всё это, поверьте, лишь детские забавы и со стороны выглядит и смешно, и горько.
В «Новом Завете» Иисус Христос говорит: (цитата не дословная) «Кто хочет быть моим учеником – оставь дом свой, отца, мать, раздай имущество нищим, не заботься о завтрашнем дне».
То есть – это пример того, как человек может обрести жизнь вечную и войти в Царство Небесное. Для этого нужно отрешиться от всего земного, мирского. Точно так жe и в Поэзии с большой буквы. Настоящий поэт, как правило, мало заботится о карьере, быте, идет наперекор мнению толпы. Яркими примерами тому – судьбы Лермонтова, Хлебникова, Есенина. Репрессированных при Сталине: Мандельштама, Павла Васильева, Бориса Корнилова. Прошедших Колыму: Анатолия Жигулина, Наума Коржавина. Изгнанного из страны при Брежневе Иосифа Бродского.
Поэт, настоящий поэт – это, прежде всего, личность, характер! Истинный поэт – всегда в оппозиции к любой власти, в пику придворным стихоплётам типа Сергея Михалкова, холопски служившего любому правителю от кровавого Сталина до крутого Путина. С одинаковым рвением и усердием он славословил и глухой Брежневский застой, и Горбачёвскую бестолковую перестройку, и Ельцинский псевдодемократический беспредел. Насочинял гору басен о светлом будущей и два государственных гимна на одну и ту же музыку. И, я думаю, поменяйся завтра власть (как в фильме «Свадьба в Малиновке») – состряпает и третий гимн. Набил как-никак руку, выполняя срочные социальные заказы временщиков по идеологическому оболваниванию соотечественников.
Можнo вообще ничего не писать, но быть поэтом.Поэт – это образ жизни, как раньше был – диссидент. В Ростове можно назвать таких поэтов, как: Геннадий Жуков, Александр Брунько, Бажен Петухов и так далее, не будем перечислять всех. Суть не в этом.
«Коль гореть, так уж гореть, сгорая», – писал Сергей Есенин. Да, только посвятив всего себя без остатка любимому делу, можно рассчитывать на успех. Да настоящий поэт и не думает ни о каком успехе. Он просто творит, потому что иначе не может. Писать для него – всё равно, что жить, дышать!
Поэзия – это самопожертвование, это самоотдача, это свет, а не тусклое мерцание. Поэтами не становятся – их призывает Бог на служение. Это он даёт им свою искру – талант, вдохновение. Настоящий поэт не принадлежит сам себе, он – орудие в руках Всевышнего. А иначе и быть не может.
Запретить писать нельзя, но кто хочет проверить себя: бросьте, не пишите какое-то время. Кто знает, может быть, у вас откроется второе дыхание? Может, вы поднимитесь на более высокий уровень, станете писать лучше? Всё может быть. Настоящей поэзии, как и хорошему вину, нужна выдержка. Чем дольше вынашивается произведение, тем совершенней оно становится по форме.
Но нельзя и слепо копировать стихотворную форму, которая уже давно отжила своё, обветшала и годится только для музея в качестве экзотического экспоната. Таковыми, по-моему, являются всевозможные акростихи, сонеты, венки сонетов и так далее. Как известно из Библии: новое вино в старые мехи не наливают. Современность требует новых форм и нового содержания. Стихи и сами по себе достаточно сложны для восприятия, а тут ещё и замысловатая форма сонета. Кто их сейчас читает, сонеты?
По-моему, наиболее созвучны новому времени футуристы: Маяковский, Хлебников, имажинисты: Есенин, обериуты: Хармс, Заболоцкий. Из современных поэтов: Борис Слуцкий, Вознесенский, Евтушенко. Современная Французская поэзия, в частности форма верлибра, форма японского стиха: хокку.
Нy, а если наиболее дальновидные из пишущих поймут вдруг, что настоящих поэтов из них не выйдет, что они вполне могут прожить, не марая попусту бумаги, – не отчаивайтесь! Отрицательный результат тоже результат, и ничто в этом мире не проходит бесцельно. Зато станете квалифицированными читателями и ценителями стихов. А это тоже нужное в России дело!

26 мая 2003 г.


Рецензии