Христианский приют


Сейчас речь пойдёт о христианском приюте, созданном в нашем городе для девочек, прежде воспитывавшихся в детдоме, но теперь оставивших его стены, по возрасту достигнув 15 лет (именно до такого возраста дети-сироты обитают в детдомах). Создан этот приют, называемый ещё христианским общежитием, неравнодушными людьми из новочеркасской общины Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ). Сразу оговорюсь, я не об их вере собираюсь рассказывать, а об их хороших делах.

История создания этого приюта давняя. Если рассказывать с самого начала, то тогда следует вспомнить 1989й год. Именно тогда, можно сказать, всё и началось. В том году новочеркасские баптисты провели на НЭВЗе первый большой концерт духовной музыки. Тогда же они собрали пожертвования для детей-сирот. Поскольку здесь полки магазинов были пустые, поехали в Беларусию, и там купили много нужных, полезных вещей для подарков детям, проживавшим в детдомах и в интернатах. Посетили, в частности, интернат № 28, что тогда находился в роще «Красная Весна». Так и столкнулись с этими детьми, с их жизнью. Узнали, какие они, что из себя представляют. Далее было вот что. Через год побывали с проповедью в колонии для заключённых, что находится в нашем городе, за Хотунком, на Новом Городке. Представителям общины ЕХБ тогда, кроме всего прочего, было интересно: что это за люди, как и почему они туда попадают, что привело их к совершению того, в результате чего они оказались в колонии. Немало среди них, увы, было и выходцев из детдомов. Вообще, по статистике 33% воспитанников детдомов в первый год по выходу бывают судимы. А ещё 10% - совершают суицид. Членам новочеркасской общины ЕХБ, как христианам, больно всё это видеть. Было понимание: нужно что-то делать. Нашлись два человека, которые пожертвовали деньги на осуществление проекта. На эти деньги агентство «Ключ» построило помещение, где и находится сейчас христианский приют.  Это, можно сказать, оказался своего рода пилотный проект по созданию приюта для воспитанников детдома, которые по возрасту покидают его стены. И члены церкви взялись за это дело. Можно было выбрать: создать такое заведение для мальчиков, или для девочек. Решили – для девочек. Создавать же такое, чтобы там были и мальчики, и девочки – сами понимаете – не желательно. Ведь возраст такой, что уже начинают думать о противоположном поле. Например, последний раз из 8 девочек, покинувших детдом, в христианский приют взяли двух. А ещё шестеро – вы представляете – уже успели родить ребёнка в первый год по выходу из детдома.

Вообще, в 15 лет это уже состоявшийся человек. Его уже поздно воспитывать. Можно только что-то скорректировать в его поведении, в его образе жизни и в образе мыслей. И то, если он сам того захочет. Но дверь открыта как для входа, так и для выхода. Не держат здесь никого. Единственное требование состоит в том, чтобы девочки, проживающие в приюте, обязательно учились, как минимум оканчивая колледж. Хотя кто-то желает кончить и институт. Это приветствуется. Правда, вопрос ставится так: если приют при нашей церкви, значит посещайте её хотя бы раз в неделю. Кто-то приходит – сам приходит – и в другие дни, кто-то предпочитает вести прежний образ жизни. Это их дело. Никто их не осуждает. Когда девочка к 15 годам успела повидать такое, что нам и в самых кошмарных снах не снилось, очень трудно бывает привить ей правильные взгляды на жизнь. Если она помнит, о прежнем жизненном опыте, о своей прежней среде, что была, мягко говоря, далеко не идеальной, то очень трудно потом бывает объяснить ей, что такое семья, что такое чистота семейных отношений, объяснить как важно, чтобы муж и жена уважали друг друга.

Трудно говорить теперешним детям о какой-то общей нравственности, порядочности. Они это с трудом усваивают. Это трудно усвоить, не уверовав в Бога. Особенно остро этот вопрос стоит в наши дни, когда прежняя, ещё Советская, система воспитания, которая всё же хоть как-то воспитывала и чему-то хорошему учила, что приходится признать, независимо от того, как мы сами к той системе относимся. Нравственности и порядочности без веры в Бога хватает не надолго. Пытаются объяснить этим девочкам и общехристианские ценности и вообще – ценности человеческого общежития.

А ещё в христианском приюте учат самым простым, но таким необходимым в повседневной жизни вещам, как мыть посуду, шить, стирать бельё, готовить пищу, дежурить по общежитию. Есть там и небольшой огородик, где девочки постигают премудрости работы на земле, что тоже кому-то из них может пригодиться в дальнейшей взрослой жизни, особенно тем из них, кому – быть может – доведётся жить в сельской местности, да, впрочем – и не только там.

Проживает там одна семейная пара, имеющая двоих маленьких детей. И у них тоже учатся девочки многим вещам, что способны понадобиться им самим тогда, когда они выйдут замуж и сами родят детей. Учатся они заботиться о младенцах, ухаживать за ними, пеленать, кормить, учатся тому, как с уважением относиться к мужу.

Члены прихода означенной церкви Евангельских Христиан-Баптистов пытаются учить девочек из приюта, учить жизни, учить нравственности, воспитывать. Иногда получается что-то, а иногда… Впрочем, это отдельная тема. При чём – тема больная. Очень больная.

Но, наряду с нравственными ценностями, приходится постоянно учить и гораздо более прозаическим вещам. Например, обращению с деньгами. Ведь, тот, кто вырос в детдоме – нравится это кому-то или нет, но вещи нужно называть своими именами, как бы ужасно, порой, это не выглядело – выходит оттуда, не имея практически никаких навыков, необходимых во взрослой жизни, которая тяжелейшем образом травмирует в ближайшие, можно сказать, дни и даже часы.

Приходится отметить и такой болезненный вопрос, как практически полное отсутствие у бывших воспитанников детдома какого бы то ни было умения пользоваться деньгами. Ведь государство выделяет им деньги. Стоит отметить, в настоящее время им выплачиваются вполне приличные суммы. Но при этом государство практически не делает ничего для того, чтобы научить тратить эти деньги разумно. А не имея соответствующего опыта жизни в семье, этому не так-то легко научиться самостоятельно. И со всем этим нужно что-то делать, все эти проблемы нужно как-то решать. Этим и пытаются здесь заниматься, разъясняя, что такое жизнь, и каковы в ней приоритеты истинные, а не мнимые.

Кто-то уходит, и кто-то, скорее всего, ещё уйдёт. Кто-то не воспримет веру. Кто-то предпочтёт жить той жизнью, какой жил прежде. Ведь, жизнь в интернате или в детдоме, на самом деле, мало чем отличается от жизни в тех семьях, где прежде жили дети, оказавшиеся в подобных учреждениях. Но, всё равно, даже в этом случае, остаётся надежда, что такой человек с годами вернётся к вере, вернётся опытным путём, вернётся, пройдя через жизненные трудности, пройдя через испытания, через потрясения и переживания.

Тем не менее, в делах христианского приюта кроме трудностей есть и радости, и даже награды. Ни чем иным, как именно наградой является возможность видеть бывшую воспитанницу, идущую под венец. Видеть её невестой, женой, заботливой матерью, ставший на самостоятельный путь взрослой жизни.

В конце концов, давайте не будем забывать того, что всех нас, как граждан страны, и президент РФ неоднократно призывал проявлять заботу о детях-сиротах. А самое главное – Царь Всех Царей тоже призывал заботиться о вдовах и сиротах, а не только о самих себе и своём собственном благополучии. Об этом замечательно говорит и Апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать сиротам и вдовам в их нуждах и хранить себя чистым от этого мира» (Новый Завет, Послание Иакова 1гл, стих 27).

Говорят, что воспитывать надлежит личным примером. И это действительно так. Потому хочется верить, что этот пример, помимо всего прочего послужит и для других людей наглядным уроком истинной любви к ближним, любви, лишённой лицемерия, любви побуждающей к активным делам. И пусть всё больше и больше будет тех, для кого не существует чужой боли и чужого горя. Пусть шаг за шагом уходит из человеческих сердец губительное равнодушие. Тогда-то и станет на земле гораздо меньше зла. Тогда-то и будем мы все достойны того Образа и того Подобия Божиих, изначально заложенных в человеке, о которых говорит Библия.

Казалось бы: прописные истины. Но что делать, если жизнь такова, что приходится о них постоянно напоминать. При чём, напоминать не только другим, но и самим себе.

2010-06-15


Рецензии