Всесогласно славим Бога

     Нежные пушистые серые комочки  на тёмно- красных  ветках. Их так и хочется погладить. Вербы первыми из своих собратьев-деревьев просыпаются от зимнего оцепенения. Они пахнут весной и речкой. А ещё таинственным горько- радостным праздником. Это из детства: чувство торжества, радостного волнения рвёт сердце. Принаряженная бабушка  в белом платке собирается в церковь. Она берёт в руки веточку вербы с прикрученными бумажными  ярко- розовыми цветами,  в глазах слёзы: « Пойду Господа встречу». Мне не понять, как же можно в праздник плакать? « Так ведь за нас идёт Господь на муку, на страшную смерть». И жгучий детский интерес: расскажи про Бога.

     С тех пор прошло много лет, но до сих пор  этот праздник воспринимается не как календарное событие, а как то, что происходит именно сейчас, что неизбежно – трагично и прекрасно. И что хочется как-то предотвратить и нельзя предотвращать. До сих  пор непостижимы сила мужества и глубочайшее спокойствие, с которыми Богочеловек Иисус Христос  идёт в город Иерусалим, зная, что  ждут Его там  нечеловеческие страдания и  самая страшная казнь, которую только мог придумать человек.


- Надо попытаться вместить в себя правду Христову, - объясняет  мои недоумения протоиерей Михаил Зайцев, настоятель Сергиево- Казанского собора. - Мы ведь  Бога  измеряем человеческими мерками. А это тупик. Вот я увидел удивительный цветок, лотос,  нежнейший, благоухающий, распустившийся на рассвете. Я приезжаю к человеку, беру линейку, калькулятор и говорю: « Сейчас я расскажу тебе о цветке, о его высоте, ширине, диаметре». Много я расскажу? Так вот  математическими  формулами о красоте лотоса проще рассказать, чем человеческими ассоциациями передать, что пережил Бог.

      Он не понятен нам из-за нашей удалённости от Него. Его и распяли потому, что не понят был.  Вход Господень в Иерусалим, как и все другие праздники, - это констатация  столкновения падшего человеческого бытия с Правдой Божией. Для того чтобы понять, надо уходить от себя, от своего эгоизма, малодушия, трусости. Столбик застолбить, вот отсюда всё - начинаю идти ко Христу. И праздник нам  показывает, что  мы только   «Аллилуия» умеем кричать. А когда жизнь подведёт нас к конкретным делам, то мы поступаем по человеческой логике, мы распинаем Христа. Мы будем хранить свой эгоизм, свою гордость. Пропасть лицемерия  в нашей вере.


     КОРР: То есть в этот праздник важно ещё понять, где ты, в какой стороне толпы, с кем рядом ты стоишь?


     Отец Михаил: Любой праздник христианский – это  возможность приобрести какой-то урок. Примешь ли ты этот урок, сдашь ли ты экзамен, это уже от тебя зависит. Вот я часто спрашиваю, что эти веточки вербы означают?

      КОРР: Пальмы символизируют, с которыми встречали Спасителя. У нас же  пальмы не растут.


      Отец Михаил: Они означают сердечную радость о том, что Господь ради меня пришёл. Это не массовка, не толпа, ради каждой личности пришёл. « Господи, я принимаю Тебя, я благодарю Тебя». Это – как факел, с которым я должен идти за Христом. Но как только от нас потребуется изменить свою жизнь, действительно пойти за Ним - к бедным, страждущим, больным, мы эти ветки выбрасываем. Нет, уж лучше иди  Ты, Господи, на Крест, пусть Тебя там распнут. А мы будем жить по-прежнему. И когда мы подличаем, лжём, трусим, мы Его распинаем по сути  дела. Один святой сказал, что Христос- это нищий, который  постоянно просит милостыню любви у людей. А мы Ему крохи со стола бросаем, у нас пир человеческого эгоизма.

 
      КОРР: может ли человек себя изменить?


     Отец  Михаил: Надо сначала определиться, какое место в твоей жизни занимает Творец. Ты Ему будешь, как очередному кумиру, как поп-звезде махать ветками, либо   ты действительно встретишь Богочеловека, Спасителя. Если ты встретишь Его как Бога, ты не сможешь остаться тем же, ты уйдёшь от лицемерия, от лжи. А если, как кумира встретишь, ты снова будешь делать то же, что и вчера. На самом деле всё очень просто: отдай Богу Божье, сердце отдай, основу своей жизни, перспективу Вечности. Доверься Ему и Он  попечётся о тебе. Причём, спасает только глубина нашей оторванности от Бога и стремление преодолеть её.


    … «На другой день после субботы Господь пошёл в Иерусалим. Множество народа взяли пальмовые ветви и пошли к Иисусу навстречу. Все восклицали: « Осанна в Вышних! Благословен Идущий во Имя Господне»! Иисусу подвели осла, и Он, воссев на него, продолжил путь по дороге, устланной  пальмовыми ветвями и одеждой народа».


      Это  было  больше двух тысяч лет  назад, но это современно, это происходит снова и снова. И церковь учит, что неважно, с какими ветвями и цветами мы встречаем Господа,  Он хочет получить от нас вместо цветов- милостыню, жертву любви, вместо пальм или верб-  наши добродетели. Он хочет войти, как в Иерусалим, в наши сердца.
               


Рецензии