Эксперт

- Джованни, у меня к тебе важное дело, ты должен мне помочь,- сказал мой друг Саша Г., которого я случайно встретил на улице, - я переезжаю в Штаты.
- Ты хочешь, чтобы я тебе выдал визу?-шучу я.
- Я заскочу к тебе и все объясню.
- Привет. Жду.
Через пару дней Саша заходит ко мне, и в газете у него что-то обернуто. Он разворачивает газету, и я вижу маленькую картину, исполненную на тонкой доске, на вид Голландия 17 век. Сказать, что она меня поразила, не могу. Сюжет был, насколько помню, религиозный, исполнен в музейных коричневых тонах. По опыту знаю, что когда композиция крепкая, движения и позы продуманы, образы интересные, а исполнение оставляет желать лучшего, такие работы у меня вызывают сомнения. Но я не эксперт и в атрибутике не очень компетентен, поэтому свои заключения делаю осторожно и не очень уверенно, всегда оставляю за собой право ошибаться.
- Что ты думаешь об этой картине? - спрашивает Саша, нетерпящий услышать мое мнение "специалиста".
- Напоминает 17 век, но не уверен,- отвечаю я.
- Это точно 17 век, эту картину я помню с самого детства, она была еще при моей бабушке,-говорит Саша, недовольный моим тоном, сомневающегося в очевидном.
Я знаю, что когда кто-нибудь спрашивает твое мнение, он соглашается с тобой лишь в том случае, если твое мнение совпадает с его. Поэтому считаю, что спорить лишнее, так как никому ничего не докажешь.
- Хорошо - говорю я ,- но твоей бабушки в 17веке еще не было. Чем могу быть тебе полезен?
- Я хотел бы эту картину вывезти в Штаты, там я ее продам, и на первое время мне хватит. Но говорят, что такие картины не пускают вывезти. Можно вывезти только работы теперешних художников и при этом надо иметь какие-то справки из Министерства культуры.
Мне стало понятно, Саша не интересовался моим мнением относительно картины, его волновало только, как ее вывезти, и ему нужен был больше совет контрабандиста, чем эксперта. Так бы с самого начала и сказал, а он "что ты думаешь об этой картине?", скажи прямо "как ее вывезти? " и нечего мне голову морочить своей бабушкой. И хотя мое самолюбие "эксперта" было уязвлено, я особенно не переживал. Я знал, что Саша ждет от меня  другой компетенции, которой, честно говоря, я похвастать не мог. Правда мне приходилось вывозить свои работы за границу, но это я делал официально и без всяких проблем, в этом у меня опыт был. Вот если бы это была моя картина, тогда совсем другое дело.
- Дорогой Саша,- начал я, -вот если бы эта была моей работой тогда..
- Скажем, что это твоя работа,- перебивает меня Саша. Ничего глупее сказать было нельзя, но в каждой глупости можно найти какое-нибудь рациональное зерно. И меня осенила одна идея.
- Придумал, - воскликнул я и в голове у меня был уже зрелый план.- Ты сможешь вывезти ее как мою работу.
Теперь уже Саша удивился моим словам, хотя недавно сам высказал эту мысль. Короче, я взял кусок рисовальной бумаги, сверху быстро написал темперой один из своих сюжетов на тему Старого Тбилиси. Как только работа высохла,  натянул ее на "голландскую живопись" и сзади прикрепил тонкий картон, на котором надписал данные, размер, техника и т.д. моей работы и плюс поставил дарственную надпись "Дорогому Саше от автора". Покрыв работу лаком, я вручил ее моему другу.
- Сейчас осталось только пойти в Министерство и взять справку,-сказал я, - если хочешь, пойдем вместе.
Справку дали, Саша уехал, и некоторое время я ничего от него не имел. По прошествии нескольких месяцев, когда я уже не вспоминал эту историю, вдруг телефонный звонок. Это Саша из Америки. На мой вопрос "как дела", он сказал, что все отлично и добавил:
- Джованни, я ее продал.
- Хорошо продал? Музею, какому - нибудь коллекционеру, - спрашиваю я.
- Да, продал неплохо, - отвечает он, - купил один коллекционер, ему очень понравилась  работа. Джованни, он может устроить тебе персональную выставку.
- Но он же не видел моих работ, -говорю я.
- Как не видел, если купил твою работу,- возражает Саша.
- Подожди, он купил мою оберточную работу? Я думал что ты говоришь о голландской картине.
- Джованни, ты был прав. Напрасно я ее вез. Она оказалась копией, исполненной в начале века. Столько волновался и нервничал и все зря. Может и ее мне удастся продать. Кто знает? Посмотрим. Ну как, приедешь?
- Кто знает? посмотрим,-ответил я, зная наперед, что никогда не поеду и ничего там не сделаю.


Рецензии
Так и должно было быть: в детективах говорят: если хочешь что-то спрятать-выстави ее на виду. Ваше мастерство художника оказалось на виду и не нуждалось в скрытости.
С уважением, Эльшад

Эльшад Алиев   30.03.2013 23:42     Заявить о нарушении