Черноморскому флоту России - быть!

                Далёкое – близкое

                ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ РОССИИ – БЫТЬ!

                Наш  долг – высок и един,
                Завещан Петром державно:
                Беречь святыней святынь
                Российского флота славу.


    На одном из причалов овеянной славой Севастопольской бухты среди российских кораблей-красавцев (флагмана – ракетного крейсера «Москва», большого противолодочного корабля «Керчь», БДК «Орск» и др.) швартуется большой десантный корабль (БДК) с именем «Саратов». Родной уголок наш на южном Черноморском просторе.


                Что в имени тебе моём?..

       Действительно, а что собственно кроется в имени? Почему дорожим, почему чтим и верим?.. В имени заключена «самость», идентификация каждого. В нём кроется некий сакральный смысл, соединяющий пространства и время.
       Давать кораблям имена славных городов российских – давняя флотская традиция. Как в речном и морском ведомствах, так и в Военно-Морском флоте. Трёхвековая история его помнит корабли разных классов и имён: «Тверь», «Саратов» (с ХVIII века); «Москва», «Харьков», «Ташкент», «Архангельск» (времён Великой Отечественной войны); крейсеры-вертолётоносцы начала 70-х годов ХХ века «Москва» и «Ленинград». А с середины 70-х до начала 80-х– тяжёлые авианесущие ракетные крейсеры (ТАВКР) «Киев», «Минск», «Новороссийск». С середины 80-х – «Баку» (получивший в августе 1990 г. новое имя «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», а после продажи и заключения контракта с Индией на модернизацию носящий имя «Викрамадитья»). Тогда же был заложен на верфи Николаевского судостроительного завода ТАВКР «Тбилиси», успевший побывать «Леонидом Брежневым» и вступивший, наконец, в строй в 1991 году под именем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Поскольку корабль строился для Северного флота, то он был направлен командованием ВМФ в декабре 1991 года в Североморск, и потому избежал участи быть предметом многолетних споров между Россией и Украиной о разделе Черноморского флота. И по сей день «Адмирал Кузнецов» (водоизмещение 59000 тонн) является единственным действующим авианосцем России.
      ТАВКР «Киев», «Минск» и «Новороссийск» всего через 10-15 лет штатной службы в 1993 году, даже не выработав положенный технический ресурс, были исключены из состава флота и в следующем году – расформированы и сняты с вооружения. Тогдашнее руководство России посчитало их эксплуатацию экономически нецелесообразной. Денег у государства на это не оказалось.
       Ещё менее удачно сложилась судьба заложенных во второй половине 80-х годов на Николаевском судостроительном заводе двух последних советских авианосцев. Наименование «Рига», в бурлящем уже внутриполитическими катаклизмами Советском Союзе, не пришлось носить нашему шестому авианосному кораблю. Через полтора года после спуска (в августе 1990 года) его переименовали, дав святое для нашего флота имя – «Варяг». Финансирование строительства было приостановлено в январе 1992 года. «Варяг» к этому времени был доведён до готовности в 70%. Готовность единственного строящегося на той же верфи атомного авианосца «Ульяновск» составляла порядка 25%.
       Тогда же уже государства-соседи Россия и Украина приступили к разделу кораблей Черноморского флота. 9 июня 1995 года в Сочи было подписано российско-украинское соглашение о разделе и базировании Черноморского флота России и ВМС Украины. Украинцы предложили России выкупить недостроенные авианосцы. Присутствующий на переговорах украинского премьер-министра с нашим Черномырдиным начальник Главного штаба флота адмирал Валентин Селиванов вспоминает как Виктор Степанович обратился к нему с вопросом: «Нужен ли нам «Варяг»? «Конечно нужен!» – без сомнения подтвердил флотоводец. На что ему наш златоуст Степаныч ответствовал: «Да вам, что ни спроси, всё вам нужно. Денег нет. Обойдётесь!» В итоге Украина продала «Варяг» Китаю, якобы для индустрии развлечений. Теперь на его основе «Поднебесная» строит свой авианесущий авангард. «Ульяновск» же был пущен под сварочный нож и продан на металлолом. Так и не обрела Россия первый авианосный крейсер нового поколения водоизмещением в 75000 тонн с атомной энергетической установкой, катапультами и аэрофинишёрами.


                Родное имя на борту

       По сравнению с вышеназванными кораблями, базирующийся в Севастополе тёзка нашего города выглядит много скромнее (водоизмещение 4650 тонн). Он не является новоделом. Построен в 1965 году прошлого столетия на судостроительной верфи «Янтарь» в Калининграде. Закладывался как проект двойного назначения «Тапир» – специальное судно для доставки техники и различных грузов. Задание ВМФ на проектирование предусматривало создание танкодесантного корабля с тактико-техническими данными, сопоставимыми с современными западными аналогами.
       Проект, устраивающий Военно-морской флот, оказался основным, и Министерство морского флота посчитало эксплуатацию в гражданских целях высокоскоростного и мощного корабля делом нерентабельным. Так судно получило наименование БДК – «большой десантный корабль» – стало первым современным кораблём десантного типа и строилось уже исключительно по заказу ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 годы, введено в строй 14 кораблей данного проекта. На Черноморском флоте было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевой службе и совершили много непростых дальних походов.
По данным краеведа Владимира Цыбина наш город с 1891 по 1917 годы шефствовал над кораблём Черноморского флота по имени «Саратов». И потому инициатива сдружившихся педагога школы № 69 Саратова Людмилы Бражник и директора школы № 9 Севастополя Ирины Батайкиной (землячки нашей) о шефстве Саратовской губернии над одним из российских кораблей Черноморского флота, который получит имя «Саратов», было воспринято как должное. Обращение к губернатору нашло положительный отклик, и Дмитрием Аяцковым было подписано соответствующее распоряжение о создании рабочей группы по укреплению связей с Севастополем и Черноморским флотом. Командование флота не возражало против переименования одного из больших десантных кораблей. Решение этого вопроса в столице взял на себя тоже наш земляк капитан I ранга в запасе Михаил Бражник. Он встретился с влиятельными бывшими сослуживцами и уже через несколько дней главком ВМФ Владимир Куроедов подписал приказ о присвоении БДК-65 имени «Саратов»: «В целях усиления военно-патриотического воспитания личного состава Военно-морского флота и укрепления шефских связей жителей и правительства Саратовской области с военными моряками…» Так была восстановлена историческая справедливость и возвращена на флот давняя традиция.
    В мероприятиях по освящению данного кораблю нового имени в День Военно-Морского флота 26 июля 2003 года приняла участие прибывшая в Севастополь большая делегация саратовчан: официальные лица губернии, ветераны войны и флота. Так «народная дипломатия» способствовала упрочению давних дружеских связей Севастополя и поволжского Саратова. А заслуженного флотского офицера Михаила Бражника по праву можно считать «крёстным отцом» БДК «Саратов».
      Встречи саратовцев и черноморцев становятся традиционными. Наш город неоднократно посещал командир БДК «Саратов» капитан 2 ранга Олег Починов, который встречался с учениками школы № 69 и рассказывал им о боевой службе российских моряков.
В июле 2007 года на День Военно-Морского флота Севастополь и БДК «Саратов» посетила большая саратовская делегация во главе с губернатором Павлом Ипатовым, правительственная делегация саратовчан и в мае этого года снова побывала на праздновании 227-летия Черноморского флота в Севастополе.  В июне 2009 года в ответ на масштабное проведение «Дней Севастополя в Саратове» (с участием делегации города-героя) Севастополь посетил коллектив, возглавляемый председателем саратовского Фонда гуманитарных программ «Благодар» Валентином Кузнецовым. В середине июня текущего года поездку в Севастополь саратовчане повторили, теперь уже под эгидой Саратовского филиала Межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы. Руководителем регионального отделения назначен Валентин Кузнецов, многие годы подвижнически работающий на благо развития и упрочения взаимоотношений наших двух городов – Саратова и Севастополя. 13 июня саратовцы приняли участие в очередном праздновании Дня города, Севастополь отметил своё 227-летие.
        На БДК «Саратов» делегацию встретили торжественным построением личного состава. Руководители делегации наградили особо отличившихся на службе старшин, матросов и офицеров Почётными грамотами и ценными подарками. Потом моряки провели саратовчан по кораблю, поделились впечатлениями о службе, об участии корабля в августовских событиях 2008 года во время боевых действий по отражению развязанной Грузией агрессии против народа Южной Осетии. Завершилась встреча чаепитием в кают-компании под полотнищем с гербом Саратова.


                Российскому Черноморскому флоту – быть!

        Очередной профессиональный праздник российские моряки готовятся встретить с новой надеждой, с верой в то, что Российскому флоту – быть! По примеру Петра Великого решение об укреплении и техническом обновлении Флота было заявлено первыми лицами государства.
Командованием ВМФ России уже подтвеждено, что до 2020 года Черноморский флот России должен пополниться 15-ю новыми кораблями и подводными лодками. Головные образцы новых фрегатов уже проходят достройку и испытания на судостроительной верфи Санкт-Петербурга.
21 апреля в Харькове был заключён двусторонний государственный договор между Украиной и Россией о продлении срока базирования Черноморского флота России в Севастополе до 2042 года с возможностью его пролонгации ещё на пять лет. Конечно, Россия за пребывание ЧФ в Крыму ежегодно выплачивает Украине немалую арендную плату: по прежнему договору до 2017 года она составляла 98 млн. долларов, а после подписания Харьковских договорённостей возросла до 100 млн. долларов. Сумма эта вычитается при расчётах за поставляемый российский газ. Но это – стратегическое партнёрство, которое призвано служить интересам обоих государств.
        И значит, всё, что делается на областном, городском и просто человеческом уровне по укреплению черноморских связей Саратова, не бесполезно. Российские моряки и соотечественники в городе русской славы Севастополе верят нам, верят матери своей – России. И всем нам никак нельзя обмануть эти надежды. С праздником, Днём Военно-Морского флота, дорогие соотечественники! С праздником вас, служивые люди и ветераны Российского флота!


Рецензии