Во Иордане крещающеся Тебе, Господи...

    Обычно на Крещенье  лютуют русские морозы, скрипит снег под ногами, ярко сияют звёздные россыпи на необъятном тёмном небе. В сочельник  допоздна разливают  хрустально- чистую  воду  около храмов. Стоишь в очереди из последних сил. Уже ничего невозможно разглядеть, только слышен плеск из-под ковша, да видны, если упадёт свет из церковного окна, раскрасневшиеся щёки и совсем озябшие руки.  Кто-то ворчит, что воды не хватит, что  на службу опоздает. Кто- то спокойно потихоньку молится. И вдруг,как облако, такое тепло падает  на душу, что отходят куда- то далеко и мороз, и усталость, и  раздражение. И до чего же вкусна эта святая вода, от которой зубы ломит и сразу сила входит в усталое тело! И тихая радость наполняет душу, когда решаешь: « Непременно пойду на ночную службу, несмотря ни на какой мороз».

Да, на Крещенье, говорят в народе, зима с силами собирается. Только, видно, в последние годы  русская зима обессилела или решила западную моду перенять, не балует нас ни снегом, ни морозами. Как-то невесело, будто слякотная осень затянулась, поселилась  незваная в нашем городе.…Но праздник остаётся с нами. Один из самых любимых, ведь все мы когда - то принимали крещение и приобщались к великой радости Божественной Любви.


…   Когда  Спаситель  явился на берегу Иордана, то  Иоанн, крестивший там людей, по просвещению свыше, сразу понял, что перед ним- Мессия. Перед ним- царственное величие, но не земное, а Небесное. Суровый пророк пустыни смутился: « Мне надо креститься от Тебя». Он знал, что  Мессией мог быть только Тот, Кто полностью свободен от грехов  и страстей, Агнец Божий, берущий  на Себя грехи мира. Христос повторил Своё желание креститься и сказал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».Крещение, установленное Самим Богом, было частью закона, которого не мог избежать ни один израильтянин. И Спаситель хотел показать пример его исполнения по духу  и  по букве. Кроме того, Он ещё  не вошёл в достоинство Мессии, чтобы начать общественное служение. Святой  Предтеча и Креститель Иоанн вводит Иисуса Христа в воду  Иордана и совершает крещение. Это- решительный момент в  жизни Спасителя. Будучи  чистым и безгрешным,  Иисус Христос вышел  из вод Иордана  осиянный  Божественной славой.


« Бог принимает крещение. Но оно Ему не нужно, -рассказывает протоиерей Михаил Зайцев, настоятель Сергиево- Казанского собора. - Важно не столько то, что  Сам Бог крестится, но то, через что это совершается. До этого там крестилось огромное количество людей от Иоанна во оставление грехов. Иорданские воды в буквальном смысле отяжелели от человеческой скверны. Там  и символически, и реально присутствовал  грех омывшихся людей.  То есть та гадость, от которой задыхается мир. И Господь туда входит. Зачем? Чтобы эти воды очистить Своим присутствием.

 Он взял на Себя по Писанию грехи мира. И духовный смысл в том, чтобы жить с глубокой благодарностью и  трепетом от того, что дано. Ведь то, чем мы так бравируем: своей верой, своим христианством, своей святостью, это дано через боль  Богочеловека, через Его страдания. Ведь попробуй  понести боль  одного человека, своего соседа, например, его немощь. А это- всё человечество. Мы принимаем крещение в той же иорданской воде. И это опять Бог на Себя принимает. Важно помнить, какой ценой тебе дано это очищение, эта радость жизни в Боге. Это огромный подвиг спасения, осознать который нам, людям, не дано. Но  прикоснуться в какой-то мере, поблагодарить за это Бога, возрадоваться, как Он меня любит, несмотря на мою немощь, можно. Поэтому в этот праздник надо быть глубоко благодарным за эти  иорданские воды крещения, которые  даёт нам  Бог».


…В храме – белоснежно - чисто, будто омыто всё  великой  агиасмой, великой святыней- водой.  Серебристо-белые облачения священников, белыми цветами убран аналой. Молящиеся, будто только что выбрались из вод святого Иордана,   стоят с просветлёнными лицами,  очищенные и омытые молитвой.  Наше  участие в богослужении - это наша малая лепта благодарности  Богу,  и если ты не умеешь или не хочешь её отдать, то не льсти себе, что ты верующий, что ты православный. Во время службы мы приобщаемся к тому великому событию, которое вспоминается, ведь Бог живёт в вечности, а там  другие временные мерки. И это, много раз воспетое событие, там, в Вечности, происходит снова и снова.
« В библейском описании момента  Крещения мы что видим? - продолжает  отец Михаил. – Бог Сын стоит в воде, Крещаемый,  слышен голос Бога – Отца и  сходит видимый Дух в виде голубя. Здесь явилась полнота Божества, она и освятила эту воду.  Равно, как и нас освящает Господь в Таинстве покаяния и  в Причастии. Конечно, если есть  воля человеческая, искренность подхода к Богу. Там она явилась: Сын, Отец, Дух. Вот она, полнота, вот оно, просвещение человечества. Бог вошёл в мир, дал нам великую святость, великую  радость, что-то потрясающе чистое, ясное, глубокое».
   

Служба закончилась, брезжит рассвет. Удивительное состояние, будто в твою жизнь тоже пробивается свет, всё выстраивается, выравнивается, всё становится пронзительно понятным: настоящая жизнь только с Богом, без Него - пустота и тьма. Великая агиасма, святая  вода останется с нами, будет  напоминать нам  целый год  об этом празднике, таинственно сохраняя в своей памяти  свет  Божественного просвещения.
               
   


Рецензии