Земля святая, земля былинная
Прихожане, а это в основном пожилые женщины, подходят под благословение к настоятелю храма священнику Максиму Плохотнюку.Вот уже выносят церковные знамена- хоругви, иконы.Впереди – большой деревянный расписной крест,его держит в руках Николай Зайцев, алтарник. Следом выстраиваются молоденькие девушки- певчие.За ними- остальные крестоходцы.
-«Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!»- торжественно выводит отец Максим. Певчие дружно подхватывают слова молитвы. И крестный ход начинает свой путь.Пройти предстоит не так уж много- четыре с половиной километра.Но жара и раскаленный асфальт усложняют задачу. Впрочем, это, кажется, никого не пугает. Бодро шагают крестоходцы по Черемисиново, далеко вокруг разносятся слова молитвы. Любопытные и сочувствующие выглядывают из окон, некоторые выходят из домов и, стоя у ворот, потихоньку крестятся. Вот женщина в пестром платке бегом догоняет шествие уже почти за поселком и пристраивается в один из рядов.Многие взяли с собой детей.Малышей несут на руках, а те, кто постарше, стараются не отставать от взрослых и тоже повторяют слова молитвы.
Вокруг- зеленеют поля и луга, летнее небо щедро изливает яркую синеву, многоголосый птичий хор, старается заглушить песнопения.Или это птицы подпевают крестоходцам? Вдали уже виден поклонный крест, установленный 5 лет назад стараниями нашего земляка скульптора Вячеслава Клыкова, ныне покойного.Крест на поле у села Красная Поляна- цель этого торжественного шествия.Чем ближе к нему, тем радостнее становится на душе, сама собой усиливается молитва,и, кажется, она уже несет тебя.Ты чувствуешь себя не отдельной независимой личностью, а какой- то частицей этого людского потока,где все друг другу близкие, родные и давно знакомые люди.Наверное, это и есть благодать, это и есть церковное братство…Действительно, места эти святые, места былинные.
…В 1709 году орда ногайцев Большого Улуса отступала по Муравскому шляху или сакме
( татарское название этой удобной дороги с юга на Москву). Крымский хан и кочевые орды были в сговоре со шведским королем Карлом XII и собирались одновременно напасть на Россию, чтобы в Петров день, день ангела русского царя пленить его в Москве. И Полтавская,и Краснополянская битвы состоялись в один и тот же год, в один и тот же месяц, приблизительно в те же дни. Татар встретили курские порубежники, к ним на помощь подоспел царский отряд, с ружьями и пушками.По преданию ногайцев было сто тысяч, а русских значительно меньше.Среди врагов был престрашный великан по имени Феррокут. Он был так велик и дороден, что ни одна лошадь не могла его вынести, и великана возили на особой колеснице. Но куряне, добрые воины, под шлемами повитые и концом копья вскормленные, всегда отличались военной хитростью.Они сделали вид, что отступают в лес,заманили врага и разбили его наголову.А престрашного великана убили из кремневого ружья и отрубили его голову величиной с пивной котел.Затем эту голову укрепили на развилке дерева как знак победы и назвали этот памятник голубцом.
Этим событиям наш земляк Ростислав Марков посвятил в 1909 году книгу « Голубец на Красной Поляне».Он сравнивал значение этой битвы с Полтавской. И сетовал, что это поле русской ратной славы не приравняли к Куликовскому и Бородинскому.
Прошло почти триста лет, и только теперь подвиг русских воинов увековечен поклонным крестом . А церковь всегда помнила героев. Свидетельство тому - крестные ходы на место битвы, которые начались еще в 18 веке.
…И снова, как и в старину, на святом поле отслужили молебен о мире во всем мире, о нашем Отечестве, а затем панихиду по воинам, которые спят здесь вечным сном.
- Мы плохо знаем свою историю. На этом поле русской славы соединились времена. В 1941году тут же было еще одно важное сражение.87 стрелковая дивизия остановила наступление немецких частей на Москву,-рассказывает глава администрации Черемисиновского района Юрий Федянин.
От тех времен сохранились окопы, почти заросшие травой.Здесь же установлен небольшой памятник в виде орудия.А рядом- еще одна работа Вячеслава Клыкова- памятник голубцу на Красной Поляне. К развилке дерева прикреплена голова великана Феррокута. Есть предание о том, что проезжая в Арзрум, наш великий поэт Пушкин видел этот голубец с Муравской сакмы.Он и стал прообразом головы великана в поэме «Руслан и Людмила».
Как тут не вспомнить Пушкина: « Мы ленивы и ненаблюдательны»!Сказано на все времена. И только каким- то особенным людям с обостренной совестью, памятливым и честным дано чувство истории, дано вот так, как Клыкову, как этим крестоходцам, хранить и возрождать традиции.И очень любить эту землю, воспетую в былинах и поэмах, пусть не такую уж ухоженную и процветающую, «украсно украшенную», как раньше..И хотя нынешний крестный ход немногочисленен, важно , что он не прерывается, что помнят о нем.Что с каждым годом все больше черемисиновцев узнают об этом событии и стараются участвовать в нем. Наверное, благодаря таким крестным ходам мы хоть ненадолго отрываемся от обыденности, растем духовно. Учимся у наших великих, ушедших- любить, надеяться и верить.И каким бальзамом на душу проливаются слова юных певчих- Людмилы и Екатерины:
- Это великая наша земля, наш любимый праздник.
- Когда вы видите крестный ход, присоединяйтесь к нему, молитесь вместе .Ведь сейчас не так много людей, которые молятся за весь мир.
Свидетельство о публикации №210072400535