Земля святая, земля былинная

   В Черемисиновском  Свято- Духовском храме только что закончилась Божественная Литургия. Но прихожане  не торопятся расходиться  по  домам. Вот уже 14 лет, с тех пор как  начались в поселке церковные службы, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла совершается крестный ход. Старинная традиция, начало которой было положено в XVIII веке, в годы богоборчества была прервана.Теперь  она возрождена, как и многое  старое, доброе…


   Прихожане, а это в основном  пожилые женщины, подходят под благословение к настоятелю храма священнику Максиму Плохотнюку.Вот уже выносят  церковные знамена- хоругви, иконы.Впереди – большой деревянный расписной крест,его держит в руках  Николай Зайцев, алтарник. Следом выстраиваются молоденькие  девушки- певчие.За ними- остальные крестоходцы.


   -«Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!»- торжественно выводит отец Максим. Певчие дружно подхватывают слова молитвы. И крестный ход  начинает свой путь.Пройти предстоит не так уж много- четыре с половиной километра.Но  жара и раскаленный асфальт усложняют задачу. Впрочем, это, кажется, никого не пугает. Бодро шагают  крестоходцы  по Черемисиново, далеко вокруг разносятся слова молитвы. Любопытные и сочувствующие  выглядывают из окон, некоторые выходят из домов и, стоя у ворот, потихоньку крестятся. Вот  женщина в пестром платке бегом догоняет шествие  уже почти за поселком и  пристраивается в один из рядов.Многие взяли с собой детей.Малышей несут на руках, а  те, кто постарше, стараются не отставать от взрослых и тоже повторяют слова молитвы.


   Вокруг- зеленеют поля и луга, летнее небо  щедро изливает яркую синеву, многоголосый  птичий хор,   старается  заглушить  песнопения.Или это птицы подпевают крестоходцам? Вдали  уже виден поклонный крест, установленный  5 лет назад стараниями  нашего земляка скульптора Вячеслава Клыкова, ныне покойного.Крест  на поле у села Красная Поляна- цель  этого торжественного шествия.Чем ближе к нему, тем  радостнее становится на душе, сама собой усиливается молитва,и, кажется, она уже  несет тебя.Ты чувствуешь себя  не отдельной  независимой личностью, а какой- то частицей этого людского потока,где все  друг другу  близкие, родные и давно знакомые люди.Наверное, это и есть благодать, это и есть церковное братство…Действительно, места эти святые, места былинные.


  …В 1709 году орда ногайцев  Большого Улуса отступала  по Муравскому шляху или сакме
( татарское название этой  удобной дороги с юга на Москву). Крымский хан и  кочевые орды были в сговоре со шведским королем Карлом XII и собирались одновременно напасть  на  Россию, чтобы  в Петров день, день ангела  русского царя  пленить его в Москве. И Полтавская,и Краснополянская битвы состоялись в один и тот же год, в один и тот же месяц, приблизительно в  те же дни. Татар встретили курские порубежники, к ним на помощь подоспел царский отряд, с ружьями и пушками.По преданию  ногайцев было сто тысяч, а русских значительно меньше.Среди врагов был престрашный великан по имени Феррокут. Он был так  велик и дороден, что ни одна лошадь не могла его вынести, и великана возили на особой колеснице. Но  куряне, добрые воины, под шлемами повитые и  концом копья вскормленные, всегда отличались военной хитростью.Они сделали вид, что отступают  в лес,заманили  врага и разбили его наголову.А престрашного великана убили из кремневого ружья и отрубили его  голову величиной с пивной котел.Затем  эту голову  укрепили на развилке дерева  как знак победы и  назвали этот памятник  голубцом.


   Этим событиям  наш земляк Ростислав Марков посвятил  в 1909 году книгу « Голубец на Красной  Поляне».Он сравнивал  значение этой битвы  с Полтавской. И сетовал, что  это поле русской ратной славы не приравняли  к Куликовскому и  Бородинскому.


   Прошло  почти триста лет, и только теперь подвиг русских воинов  увековечен   поклонным крестом . А церковь всегда  помнила героев. Свидетельство тому  - крестные ходы на место битвы, которые  начались еще в 18 веке.


   …И снова, как и  в старину, на святом поле отслужили молебен о мире во  всем мире, о  нашем Отечестве, а затем панихиду по воинам, которые спят здесь вечным сном.
- Мы плохо знаем свою историю. На этом поле русской славы соединились времена. В 1941году   тут же было еще одно важное  сражение.87 стрелковая дивизия остановила наступление  немецких частей на Москву,-рассказывает глава администрации Черемисиновского района  Юрий Федянин.


 От тех времен сохранились  окопы, почти заросшие травой.Здесь же установлен небольшой памятник в виде орудия.А рядом-  еще одна работа Вячеслава Клыкова- памятник голубцу на Красной Поляне. К развилке дерева прикреплена голова великана Феррокута. Есть предание о том, что  проезжая в Арзрум,  наш великий поэт Пушкин видел  этот голубец с Муравской сакмы.Он и стал прообразом  головы великана в поэме «Руслан и Людмила».

 
 Как тут не вспомнить  Пушкина: « Мы ленивы и ненаблюдательны»!Сказано на все времена. И только каким- то особенным людям с обостренной совестью, памятливым и  честным дано  чувство истории, дано  вот так, как Клыкову, как этим крестоходцам, хранить и возрождать традиции.И очень любить эту землю, воспетую в былинах и поэмах, пусть не такую уж ухоженную и процветающую, «украсно украшенную», как раньше..И хотя  нынешний крестный ход немногочисленен, важно , что он  не прерывается, что помнят о нем.Что с каждым годом все больше  черемисиновцев узнают  об этом событии и стараются  участвовать в нем. Наверное, благодаря  таким крестным ходам мы хоть ненадолго отрываемся от  обыденности,  растем духовно.  Учимся у наших великих, ушедших-  любить, надеяться и верить.И каким  бальзамом на душу проливаются слова  юных  певчих- Людмилы и Екатерины:


- Это великая наша земля, наш любимый праздник.
- Когда вы видите крестный ход, присоединяйтесь к нему, молитесь вместе .Ведь сейчас не так много людей, которые молятся за весь мир.
               


Рецензии