Глава 5 Расплата

-Нападай, нападай
Юноши - патриции, пугливо озираясь, как лисы в винограднике, замахнулись клинками друг на друга. Это еще более раззадорило собравшихся.
-Бей его, проклятая римская собака
Валерий Марцелл - один из двух римлян - гладиаторов - невольно обернулся и посмотрел на крикнувшего.
Это был раб, который  каждый день мыл ему ноги. В начале восстания, когда отряды рабов подходили к Неаполису, раб обещал скрыть его в своей каморке. Скрыл для неизбежной смерти.
Впрочем, предательство своих рабов мог проклинать и Аппий Клавдий Лентул - противник Марцелла. Челядь предала его прямо в руки гладиаторов Спартака. Он не успел уехать.
И вот теперь они стояли на форуме Неаполиса и с тоской смотрели друг другу в глаза, ожидая, кто первым из них убьет своего противника - римского гражданина -  и по законам республики, строгим и суровым, будет впоследствии обречен на смерть.
Ну, что же рабы жаждут зрелища! Они его получат.
Валерий Марцелл с клинком в руке кинулся на человека, стоявшего рядом со Спартаком и показавшегося ему слишком слабым и чахлым. Однако он ошибся: слабак оказался опытным бойцом и кривым мечом пронзил Марцелла. Тот упал на колени со словами: Я умер, как римлянин.
Второго юношу забила до смерти толпа возмущенных рабов
(Из «Хроники Спартака» Итамара Лапида)
«Я, к своему сожалению, должен отметить, что не всегда мы, восставшие, были справедливы, не всегда были правы. Множество римлян, убитых только за то, что они – римляне - наглядное тому свидетельство. И на моих руках есть кровь этих людей. Однако нас оправдывает поставленная цель, а она была, вне всякого сомнения, благородной - уничтожить рабство навсегда, вовеки веков».
                ***
Заседание сената 26 октября было посвящено одному вопросу: кто будет назначен взамен Клавдия, чтобы, в конце концов, покончить с мятежными рабами.
Наконец люди с широкими полосами на тогах уселись на назначенные им места, и совещание началось. Председательствующим был Валерий Мессала. Он не стал путешествовать в словопрениях  и быстро обрисовал в своей речи суть дела.
-Клавдий, который хвастался перед нами, что уничтожит Спартака в минуту, не смог этого сделать. Кто будет назначен вместо Клавдия, чтобы разгромить гладиаторов.
-Вариний,  подал голос сенатор Квинт Педий, он быстро наведет порядок в Капуе.
Я думаю, что мы не должны спешить с заявлениями ответил ему Мессала, -  да, Варинию в испанском походе сопутствовала удача, но мне представляется что нам требуется более опытный военачальник.
Вариний, Вариний, -  закричали сенаторы. Они собрались  вместе, и Валерий Мессала вынужден был сказать обрадованному Варинию:
-Иди и усмири рабов.
                ***
Великолепно, просто великолепно, говорил Итамар, рассматривая трофеи, добытые воинами Спартака во время вылазки в тыл Клавдию, -  Сколько шлемов, доспехов. Учитывая то, что к нам постоянно приходят люди, мы сможем их вооружить.
-Вариний гораздо более опасный противник, чем хвастливый выскочка Клавдий, - говорил озабоченный Спартак, -  но мне кажется, выход есть. Мы будем бить его войска по частям. Используя то обстоятельство, что римляне охочи до славы и поэтому, особенно  последнее время, часто не слушают своих полководцев.

(Из «Хроники Спартака» Итамара Лапида)
Вариний разделил свои войска на три части. Сначала сразился с мятежными рабами его помощнику Фурий. Это закончилось для него полной катастрофой. Трехтысячный отряд Фурия гладиаторы обратили в позорное бегство. То же самое произошло и с Коссинием, явившемся во главе большого войска в мятежные области. Спартак едва не взял его в плен во время купания. Не избежал позора и сам Вариний. Разгромленный рабами в двух битвах, он унизился до того, что оставил у них в руках двух своих ликторов20  и быстроходного  преторского коня.
20
Ликтор - Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов, позднее осуществляли лишь охранные и парадные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистров, будучи вооруженными фасциями (ликторскими пучками)


Рецензии