В Истоке дышится детством

    Здесь, среди высоких корабельных сосен, под синим- синим небом, недалеко от озера Рахоль, дышится необыкновенно легко и  вольно. Дышится детством. Вот уже седьмой год  православный лагерь «Исток», что в Дичне, собирает друзей. Тут действительно все- друзья.

   Многие ребята отдыхают несколько смен и уже не первый год. С путёвками, понятно, проблемы, как и в любом  нормальном лагере, где взрослые любят детей и умеют сами, хотя бы на лето, стать, как дети. Чем же иначе, как не  творческим,  «детским»  подходом к организации отдыха, объяснить то, что в лагере всё так необычно?

    Традиции «необыкновенности» были заложены первым директором лагеря матушкой Еленой Нейфах, успешно продолжаются и развиваются. К примеру, в каком лагере вы видели  свой собственный храм, в котором можно  по-настоящему молиться, причащаться, исповедоваться? И даже попеть на клиросе, если способности есть. И даже если нет, но очень хочется славить Бога.  А возле храма в честь великой равноапостольной княгини Ольги – звонница с настоящими колоколами, и в эти колокола можно звонить ребятам. Только по разрешению вожатого Алексея, он и проводит занятия  звонарей. Знаете ли вы, что такое самому ударить в колокол и прозвонить, например, благовест?

    Все лагерные  дела решаются сообща на Соборной площади, как  в древнем Новгороде на вече. Здесь не столовая, а трапезная. Перед едой обязательно молятся, а потом благодарят Бога и поваров. Корпуса называются кельями, как в монастыре. По вечерам вожатые зажигают перед иконой свечу и рассказывают о святых, об их жизни и подвигах, которые они совершили ради Христа, потому что православие- это вера сильных и мужественных людей. Даже на каникулах здесь продолжается учёба. Но не трудная и не скучная, а интересная. В « Православном лицее» можно многое узнать о вере, о Боге, о том, как  правильно жить в этом мире и как найти много настоящих  и верных друзей. 

    А ещё « Исток»- это отдельное государство, так как у него есть своя валюта. Это такие  кружочки из картона. Их можно заработать за разные добрые дела. Например, посуду после завтрака помыть или территорию лагеря убрать, или в спорте отличиться.  Можно получить «лагрик», лагерные деньги, за приседания. Десятилетний москвич Валера Табунов- чемпион прошлого года, он сделал тысячу приседаний. Такого результата не смогли добиться даже  самые взрослые мальчишки, двенадцатилетние. А в этом  году Валера  опять приехал в «Исток» и собирается побить свой же рекорд. В конце смены будет   ярмарка, и за эти  «лагрики»  продадут игрушку или какую-нибудь нужную вещь тем, кто сумел  эти самые « лагрики» заработать. Вот и трудятся ребята, зарабатывая деньги. Впрочем, не корысти ради, а ради удовольствия. И вожатым хорошо: никаких проблем с организацией  труда, дети сами  работу из рук рвут.

     Конечно, никто ребят специально не перегружает, дают задания по силам. А в каком ещё лагере начальником настоящий священник- с бородой, в рясе и с крестом?  « Истоковский» начальник протоиерей Роман Братчик покорил всю детвору своей добротой и  мудростью.  По лагерю за ним хвостиком ходят две четырёхлетние  барышни, в длинных платьях и в шляпках,  Ангелина и Маша, дочери  сотрудников. Несмотря на возраст, они  бойко общаются  с незнакомыми взрослыми, рассказывают, что им здесь очень нравится, что у них много друзей и их никто не обижает.

 
        -А что вам больше всего нравится в лагере?
- Батюшка Роман, - уверенно отвечает Ангелина и совершенно не понимает, почему смеются взрослые и сам объект  её симпатий.


      Пока батюшка молится в храме о  своих воспитанниках и успешном проведении  смены, девочки сидят на скамейке и старательно крестятся.


     -Мы стараемся соблюдать основные заповеди о любви к Богу и людям, - рассказывает отец  Роман. - Даже в путёвках  есть правила поведения: послушание младших старшим, уважительное отношение старших к младшим, у нас поощряется  всякое проявление любви и заботы. Стараемся меньше применять окриков, всякого давления на личность, в православии же нет насилия.  Больше беседуем, объясняем, дети всё понимают, не хуже  взрослых.


     -Сейчас много детей, которые привыкли к общению с позиции силы. Как с ними быть?
- Очень просто. Таким ребятам даём  больше физических упражнений: отжиманий, приседаний. Агрессивность сразу пропадает. Вообще духовное воспитание  во всей жизни лагеря, в его атмосфере. Это как воздух. Радушный тон общения, доброта. Мы учим детей благодарению. Нынешние дети не умеют благодарить, они  часто всё, что для них делают, воспринимают, как должное. Мы стараемся объяснить, что за всё надо благодарить Бога и ближних.


       Трудно с этим не согласиться, ведь известно, что неблагодарность- один из худших пороков и что неблагодарный человек  не сможет стать верующим. Значит, это ещё один ненавязчивый урок веры. Ну что, убедились, что это - необычный лагерь? А вот ещё  одно отличие. В этом году  « Исток» стал победителем грантового конкурса   «Православная инициатива», который  проводит  нижегородский фонд  имени преподобного Серафима Саровского.

      На деньги гранта уже  купили велосипеды, экран,  мультимедиапроектор, колонку. Видеокамеру детям подарил один предприниматель. Так что скоро на местный экран выйдут  фильмы  детской студии   «Исток» о соревнованиях по велоспорту. Дело за  велосипедистами, они пока тренируются. А отец  Роман, окружённый будущими  телеоператорами,  тем временем снимает  фильм о местной достопримечательности: о большом семействе грибов-боровиков, выросших у трапезной. Их   огородили и каждый день сравнивают, насколько они подросли.


       -Наверное, их кто-то поливает,-  догадывается  кареглазая  улыбчивая Юля.
- Никто их не поливает, просто мы их любим, вот они и растут, - отвечает  её рассудительная подружка.


     О том, чтобы грибы сорвать, ни у кого нет и мысли. Они уже стали членами  лагерной семьи, как и  котёнок Пушок, которого не смог оставить дома  одиннадцатилетний Андрей и взял с собой в лагерь. Пушок  живёт у корпуса, растолстел и распушился, его подкармливают всем  отрядом.


      Да, здесь особый мир, здесь столько доброты,  что её хватает на всех с излишком, даже на тех, кто, как мы,  заглянул на полдня. Жаль, что   православный детский лагерь у нас  один в области. И за смену в нём  могут отдохнуть и  научиться доброте только 96 детей. А, может быть, не стоит огорчаться? Ведь   96 детей  за один месяц смогут  открыть для себя  непознанное - православный мир.
               
            


Рецензии