Протодьякон Андрей Кураев Врата ада не одолеют


ИНТЕРВЬЮ  С ПРОФЕССОРОМ   МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ  АКАДЕМИИ ПРОТОДИАКОНОМ АНДРЕЕМ КУРАЕВЫМ


  КОРР: Отец Андрей, как вы охарактеризуете особенности современной  церковной жизни?

  КУРАЕВ: С одной стороны церковь растет, и, как это свойственно росту, разрастаются и  добрые ее аспекты, и  болезненные. Вот  как на шарике, нарисовали какой-нибудь рисуночек, мордочку какую-нибудь, и по мере раздувания  шарика  эта мордочка  в огромную мордищу будет превращаться, в страшную. Вот так и в церкви, число подлецов в рясах  - всегда стабильное.Оно евангельское – каждый двенадцатый. Но если  у  Христа было 12 апостолов и  только один из них Иуда,   а в советские времени  было  всего- то  10 тысяч священников и из них  соответственное число  иуд , то сегодня у нас, скажем,  50 тысяч священников, и , конечно, более недостойные священники более заметны. Нередко в средствах массовой информации  церковь похожа на  « Человека- Невидимку». Его поймали только  потому, что  грязь, которая прилипала к  его подошвам, была видна, а сам он не был виден. Вот так  и в наших Масс-Медиа если священник  просто служит, молится, людям помогает,  о  нем не пишут, его не замечают.   А вот если отец Василий  в пьяном виде где-то появился и что- то там… то  тут же все телекамеры сюда,  это – информационный повод , это куча всяких сенсаций.

 
Итак, с одной стороны – есть просто рост, в котором есть   свои плюсы, свои проблемы в чем-то более заметными  становятся. С  другой стороны , есть   очень серьезные перемены, которые  начинаются  и они, конечно, произойдут.
 
Скажем, меняется место женщины в церкви, в последние 15 лет это очень заметно.Женщины стали преподавать Закон Божий, в 19 веке это было немыслимо, только  батюшки  преподавали. Женщины стали получать богословское образование, женщины стали писать книги церковные- и богословские, и фантастические  типа романов Юлии Вознесенской , и даже фельетоны на церковные темы  . Это интересно . Меняется монашество , которое сегодня все более становится ученым монашеством, все более людей с  хорошим светским образованием  принимают монашеский постриг, монашеское  служение . Я думаю, что со временем  ИНТЕРНЕТ-пастырство  станет  одним из классических монашеских послушаний. Это же идеальная вещь: ты сидишь  у себя в келье ,никто тебя не видит, под псевдонимом работаешь в ИНТЕРНЕТЕ, отвечаешь на недоумения людей  на разных форумах и чатах… А когда тебя ни о чем не спрашивают, сканируешь  Златоуста и вывешиваешь том за томом в ИНТЕРНЕТе на сайте монастыря своего.


          Меняются семинаристы, меняется сам  стиль богословия, потому что сегодня  церковь должна обращаться к людям, которые заведомо с нами не согласны  и , значит, мы должны  быть более понятны, более аргументирова

   КОРР: Отец Андрей, что служит поводом для огорчения  в церковной жизни?


   КУРАЕВ:  Естественно, что главный предмет для огорчения – это я сам.
Хотелось бы быть  иным… Знаете,  когда я был студентом в университете, я  организовал  экскурсию  для студентов  кафедры научного атеизма МГУ в зал иконописи Третьяковской галереи , и вот там гид подводит нас  к дивной иконе святого Николая Чудотворца 12 века и  говорит : « Знаете, в чем необычность этой иконы ? Это – первая икона, в которой русский иконописец  передал греческому святому черты лица русского человека.  Видите : светлые русые волосы,  широкие скулы, светлые глаза?»  Вдруг этот гид поворачивается ко мне, из всей нашей группы показывает на меня и говорит: «Вот у этого юноши в старости вот точно такое же лицо будет.»  Штирлиц был на грани  провала !
Но главное не  в этом. Сейчас, когда я смотрю в зеркало,вспоминаю эту историю и  думаю:  « Эх, Андрюша, что же из тебя выросло?!»


   Второе – печалит то , что ( и это я опять же по себе вижу) мы не радуемся  нашей вере. Ведь слово  « православие»    – оно же дивное, это умение правильно славить
 Бога. Критерий православия – он очень простой : человек тяготится своей молитвой или человек радуется своей молитве ?  Вот ко мне подходят иногда мальчишки и спрашивают :" А  вот поступать в семинарию или нет"?   Я им говорю :" А у тебя было так, что
 служба   кончается,  а тебе жалко становится, хотелось бы,чтобы она продлилась. Вот если у тебя никогда такого сожаления о конце службы не было, о ее быстротечности, то тебе нечего делать в семинарии, ты  не сможешь стать священником.»  Так вот, радует ли нас наша молитва или нет ? Почему мы устаем   от нашей молитвы?  Почему даже, когда мы возвращаемся с Литургии , самой радостной службы,где мы причащаемся Христу, нам хочется  прилечь? Уже такое понятие появилось в церковной жизни  - литургический сон, это когда после Литургии прилечь , отдохнуть хочется. Это значит, что мы  скорее потратили силы в молитве,чем их стяжали. Это,наверное, тоже нездорово.   А отсюда уже многое другое следует.В частности то, что нецерковные люди, глядя на своих верующих родственников, не  торопятся становиться в единый молитвенный ряд с нами,  их не привлекает наша версия православия.  И тогда  уже возникает  потребность в других сложных миссионерских проектах. Так  что одна проблема порождает другую.


    КОРР: Отец Андрей,  как вы относитесь  к настроениям ожидания  конца света?

    КУРАЕВ:  Я не против ожидания  конца света, только это надо делать по-евангельски. А в Евангелии, когда Христос описывает признаки  конца времен :"Восстанет народ на народ, царство на царство» , то Спаситель тут же добавляет: «Когда услышите все это, то восклонитесь , ибо приблизилось избавление ваше". И Апокалипсис кончается радостным призывом :" Гей, гряди, Господи Иисусе! "  Так что если человек действительно ждет конца света, это  - хороший признак  христианского сознания, вопрос только в том, он скорбит по этому поводу или радуется? Вот если бы он ждал конца света, радуясь : «Господи, до Тебя  осталось немного, там тварь какая- то ползает, антихрист, тьфу, пошел  отсюда! Главное, через один шаг, скоро – Господь!"  Вот если такое настроение, это – хорошо. А когда в наших глазах эта тварь разрастается  до такой степени, что Христа заслоняет…

    Доходит до абсурда :  некоторые христиане устраивают молебны … о задержании  антихриста, вот если мы помолимся , да покаемся, то это время будет отложено. Но в Евангелии мы видим, что Христос уподобляет отношение Церкви и  Самого Христа отношению невесты и жениха. Ну хороша ли невеста, если она заказывает молебны, чтобы жених подольше не возвращался ?!Значит, она про жениха забыла и его не любит. Значит, если действительно в наших пересудах антихрист заслонил собой Христа, значит , антихрист уже одержал над нами победу. И вам кажется, что вы с ним боретесь, а на самом деле вы уже капитулировали .Поэтому, что касается антихриста, простите, наплевать и забыть! Именно наплевательским должно быть отношение христианина к сатане !  Как во время крещения :  плюнул и тут же :" Сочетаюся Тебе , Христе !»


   Вот у меня в детстве был эпизод :  я рос в коммунальной квартире, и родители меня  воспитывали, что надо уважительно  относиться ко всем взрослым, а наипаче  к соседке тете Зое. Я, конечно, так  более – менее исполнял… Но были такие дни,когда на моей улице были праздники, были дни, когда я мог тете Зое сказать все, что я о ней думаю. Это были те дни, когда моя мама собачилась с тетей Зоей на общей кухне.Вот тогда малыш занимает исходное положение за юбкой  своей матери и  выглядывает оттуда и говорит: « Теть Зоя , ты дура!»Но после этого малыш что делает? Он снова  прячется за юбку своей матери.

   Вот так и мы : плюнули на сатану в минуту  крещения и снова – « Сочетаюсь Тебе, Христе». И потом главное – Христа не потерять, от Христа не отрекаться. И тогда все получится по замечательной формуле  Псково- Печерского монастыря : ты стань Божьим, а Бог своих не выдаст.

   КОРР: У нас в епархии увлекаются  тысячекилометровыми крестными ходами  в Дивеево, в  ближнее зарубежье.У них там происходит множество чудес, о которых они с удовольствием рассказывают. Что вы об этом скажете?

    
  КУРАЕВ: Святитель  Григорий Нисский еще в 4 веке выступал против такого увлечения всевозможными паломничествами. Если ты  Христа не нашел у себя дома, ты не найдешь его и за тысячу километров. С  другой стороны, эту бы энергию да в мирных целях! Например, у вас есть свободное время ? Два месяца туда-сюда ходить?С  молитовкой? Разузнай адрес ближайшего госпиталя, где ребята из Чечни лежат , без рук, без ног.Сходи туда, там это время рядом с ними проведи, с молитвой, с беседой, с жертвой. Мне кажется, это было бы лучше.

   КОРР:Совместимы ли  священство и бизнес?


   КУРАЕВ:Совместимы, я знаю, бывают случаи экспертной помощи бизнесменам со стороны священников. Скажем, священник был хорошим  экономистом,  профессиональным, доктор экономических наук   в миру, до принятия священства и монашества, а потом стал священником, но люди до сих пор к нему обращаются за советами. 

   Почему нет? Вот однажды приехала   делегация ВПЗРов – это великие писатели  Земли Русской   в Оптину пустынь к старцу Амвросию .Они  люди нецерковные были, но поскольку народ идет к батюшке, надо  узнать, что там народ  нашел-то. И вот стоят ждут. После службы батюшка вышел из храма, идет к скиту, вокруг него народ клубится – благословения, вопросы… Батюшка медленно продвигается в толпе ,и вот уже три шага остается между батюшкой и этими московскими интеллигентами ,и  тут какая- то бабка  втемяшивается  между  ними и говорит : « Батюшка, шо мне делать, у меня куры дохнуть?» И батюшка стоит и полчаса с ней об этих курах и утках : « А ты их этим пробовала кормить , а этим, а  этим?» В конце  концов женщина уходит. Писатели говорят:"Батюшка, ну как можно – полчаса, ну мы там понимаем- о вечном, о совести говорили бы , а то о курах и утках!» А батюшка отвечает :"Понимаете, она же птичница у своего барина, у нее кроме этих птиц в жизни ничего  нет, если я с ней об этом не поговорю, с ней никто об этом не поговорит».

   Правда, здесь надо иметь в виду,что семинаристов  начала 19 века, когда учился батюшка Амвросий, учили, исходя из  предположения, что батюшка будет единственным образованным человеком на селе и поэтому должен знать все, включая акушерство,агрономию, ветеринарию и так далее, все,что пригодится в сельской жизни. Так вот если священник просто  актуализирует свои домонашеские, досвященнические знания , и советами помогает, почему нет? А вот  если священник уже живет интересами купи- продай сам, какие-то фирмочки свои создает, конечно, это запрещено каноническими правилами.


  КОРР: Сейчас много говорят о необходимости церковных реформ. Я имею в виду тех, кто недавно пришел в церковь, неофитов. Мол, и язык непонятен, и службы длинные, и неплохо бы  посидеть во время службы…


   КУРАЕВ:Я не согласен с такой  постановкой вопроса. Как  раз неофиты против любых реформ.А вот люди, которые  в церковь не пришли, а так – со стороны косятся, они пробуют оправдать свою безцерковность ссылкой на то, что в церкви что-то не так. Вот если бы  поставили  скамеечки, мы так и быть , пришли бы тогда  и посидели. А на самом деле это неправда. Пример католиков это доказывает. У них и скамеечки стоят, и посты отменены, и службы короткие, все равно сказать, что  храмы католические в Западной Европе полны, было бы , мягко говоря, преувеличением.Так же  и здесь.

   И с другой стороны, если человеку надо помолиться, он придет  и будет молиться не то что на церковно- славянском, на китайской языке будет молиться! И будет стоять, когда надо молиться. Просто ситуация у нас в церкви такая, что каноны нашей церкви созданы святыми отцами по своим богатырским размерам.А когда нынешний доходяга пытается  поднять  палицу Ильи Муромца, бывает, надрывается.Но это все-таки лучше, чем заменить булаву Ильи Муромца каким-то  игрушечным мечом китайского производства, пластмассовым.


   КОРР: Как вы относитесь к требованиям канонизации  царя Иоанна Грозного и Григория Распутина?


   КУРАЕВ: Я за то, чтобы  опровергнуть в сознании людей клеветнические мифы об Иване Грозном и  о Григории Распутине. Потому что  люди это были сложные, в их жизни были   добрые светлые стороны . Но когда  из этих двух персоналий  пытаются сделать символ России , и этот символ потом от начала до конца помазать черной краской. Вот  это возмутительно! И здесь я всецело за реконструкцию исторической реальности  в ее сложности. Это были сложные люди, эту сложность надо показывать. Но  из того, что Григорий Распутин не был сексуальным монстром, из этого не следует, что он был святым старцем. И если Иван Грозный- это не сумасшедший параноик, одержимый идеей чьей бы кровушкой сегодня ночью напиться ,  то из этого опять же не следует, что это – идеал  православного правителя. Так что надо уметь видеть реальность в ее сложности.


   КОРР: Отец Андрей, как вы считаете, почему в некоторых приходах так востребованы  священники, изгоняющие бесов или экзорцисты?


   КУРАЕВ:  Явление  очень простое : людям хочется простых решений.Хочется, чтобы кто-то сделал  что-то вместо меня , а мне бы от этого стало бы хорошо. И когда люди едут на эти сеансы экзорцизма , не потому что они столкнулись с какой-то темной силой духовной, а потому что ищут исцеления от  болезней.  И то, что некоторые экзорцисты начинают пускать  о себе славу, что, дескать, мы от всех болячек лечим, приходите,помолимся,вылечим,вот  это уж совсем нехорошо, потому что в церковной традиции нельзя никому  и никогда  гарантировать, что ты сотворишь чудо , что по твоим молитвам Господь исцеляет.Если же такого рода рекламные явления появляются, это сигнал тревоги: от такого священника надо держаться подальше.


    КОРР: У некоторых  православных появляется мнение, что  священноначалие уже не то , что раньше , что оно не владеет истиной церковной, что истина только в народе  и цитируют пророчество  преподобного Серафима Саровского о признаках последних времен. Ваше мнение об этом ?


  КУРАЕВ:Я не знаю никаких пророчеств Серафима Саровского о признаках последних времен. Если даже брать тот апокриф, который Нилус приписывал, вкладывал в уста  святого, что в последние времена архиереи Земли Русской онечестивятся до того, что  не будут веровать в Воскресение Христа во плоти, то , простите, именно этого  неверия среди наших архиереев нету . То есть если Патриарх не верит в святость Григория Распутина , то это еще не значит, что Патриарх не верит в воскресение Христа во плоти . Во-вторых, Серафим Саровский это писал императору Николаю I ,это у Мотовилова есть такое  письмо царю , ему якобы Серафим Саровский обещает воскреснуть лично  «для уверения Вашего Величества».

   В данном случае это просто Мотовиловские бредни, Мотовилов  был психически больной человек, к сожалению,  и который в уста старца Серафима после его кончины  вкладывал совершенно бредовые идеи. В том числе это обещание  лично воскреснуть , чтобы уверить Ваше Императорское Величество. Очень странные вещи!


   Что же касается тезиса о том, что народ – хранитель истины  православной…Нельзя хранить то , чего ты не знаешь. А со знанием  православных преданий, церковной истории, православного вероучения в нашей приходской массе, простите, огромнейшие проблемы.  Достаточно один раз попробовать принять экзамен по догматическому  богословию у священников, которые заочно получают образование в наших семинариях,  и будет понятно, что не всякий человек, который говорит ересь , будет еретиком . Потому что семинаристы всякие ереси  говорят и сами не понимают, что они говорят, а уж  тем более что же об их прихожанах  говорить?


   Так что в Церкви Господом предусмотрены различные формы хранения православного предания.И это, в том числе, и учительное слово иерархии, и   духовные школы.Да, книжники ,которые хранят книги, которые сохраняют традицию их понимания и прочтения. Как вот в моем организме есть органы, вырабатывающие щелочь , есть органы,вырабатывающие соляную кислоту – и все это нужно для пищеварения нормального . Точно также и в жизни церкви – есть монахи , есть богословы академические. Между ними бывают дискуссии.  Монахи следят за тем, чтобы богословы не забогословствовались ,  а  богословы следят за тем, чтобы монахи не замолились. А в итоге каждый делает свое дело честно.  А церковный корабль, направляемый  в конце-концов Господом, будет плыть прямо.


  КОРР:Каковы критерии православного мировоззрения?


   КУРАЕВ:Мне очень дороги слова преподобного Григория Синаита, который сказал когда-то так, что  чисто исповедовать  Троицу в Боге  и  Двоицу во Христе – в этом  вижу предел православия . Вот   - золотые слова , которые действительно определяют, что такое быть действительно православным  человеком : исповедовать Троицу в Боге и Двоицу , то есть Бога и человека во  Христе , Божеское и  человеческое начало в нем – это  православие. Это его критерии. А не  отношение к Григорию Распутину или к паспортам , к ИНН или к Жанне Бичевской и так далее.


   КОРР: Кстати, что вы думаете о творчестве Бичевской  в последнее время?


   КУРАЕВ:Мне ее искренне жалко.Замечательный , талантливый человек, но , по-моему, ей не повезло с духовником,с тем, кого она считает своим духовником, потому что в конце- концов она или себя настроила так, что она впитывает в себя всякий псевдоцерковный мусор и транслирует его  дальше. Когда  она пела народные песни  и казачьи – ах! Как замечательно было!Когда она пела песни иеромонаха Романа  - тоже очень здорово! Но когда она стала петь песни своего мужа  с уровнем поэзии  - « И не будет больше лагерей и тюрем , все  враги России будут казнены. Мы врага настигнем по его же следу и порвем на клочья ,Господа  хваля», то тут возникает два вопроса . Первое :где здесь поэзия,а второе- где здесь христианская совесть ? Жанна Бичевская сама себя считает пророчицей, в ее понимании дело  пророка – громить всякую власть , в том числе и Церковную,ну и она сама хочет стать знаменем революции.Вольному  - воля,конечно , но  если ты начинаешь раздувать пожар революции, не надо себя  считать монархистом, не надо себя считать нормальным православным консерватором.


   КОРР: Что  в  современной церковной жизни вселяет в вас надежду?


   КУРАЕВ:Дети.Несмотря на наши какие-то чудачества , мягко говоря,  дети удивительные  появляются в церковном мире, начиная от малышей и кончая семинаристами. Буквально в конце февраля  в Троице-Сергиевой лавре , в  Московской Духовной Академии сижу с незнакомыми людьми , друзьями какого-то преподавателя, пьем чай. С ними малыш четырехлетний, и я решил рассказать  ему былину про Илью Муромца, чтобы его чем-то занять.Малыш серьезно это выслушивает, потом поднимает глаза, показывает рукой на портрет Патриарха Алексия II и говорит: " Это про этого богатыря?"А у Патриарха  такой куколь , как  богатырский шлем, посох с серебряным набалдашником.

   Надо заметить, что малышу не просто 4 годика, его крестили за час до этого, тут же в академическом храме. То есть, тут такая  двойная прозорливость -  детская и новокрещенская. Дети у нас удивительные.  Иногда  такие удивительные самородки, к которым боишься  прикасаться, как к святыне, такая  душа, что издалека  хочется полюбоваться, попросить:" Старче  шестнадцатилетний, ты помолись за меня ,а я тебя учить ничему не хочу, дай Бог, чтобы ты всегда таким оставался" !


  КОРР:Проблем в нашей Церкви  немало, но это вроде болезней роста, признак того, что  Церковь жива, она развивается...Вы согласны?


   КУРАЕВ: Когда я говорю о тяжких болезнях нашей Церкви, я это говорю с радостью , потому что если Церковь болеет, значит, она жива. У трупа болезней нет, у  трупа проблем нет. А у Церкви есть , значит, мы живы!



Рецензии