Протодьякон Андрей Кураев Врата ада не одолеют
ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ПРОТОДИАКОНОМ АНДРЕЕМ КУРАЕВЫМ
КОРР: Отец Андрей, как вы охарактеризуете особенности современной церковной жизни?
КУРАЕВ: С одной стороны церковь растет, и, как это свойственно росту, разрастаются и добрые ее аспекты, и болезненные. Вот как на шарике, нарисовали какой-нибудь рисуночек, мордочку какую-нибудь, и по мере раздувания шарика эта мордочка в огромную мордищу будет превращаться, в страшную. Вот так и в церкви, число подлецов в рясах - всегда стабильное.Оно евангельское – каждый двенадцатый. Но если у Христа было 12 апостолов и только один из них Иуда, а в советские времени было всего- то 10 тысяч священников и из них соответственное число иуд , то сегодня у нас, скажем, 50 тысяч священников, и , конечно, более недостойные священники более заметны. Нередко в средствах массовой информации церковь похожа на « Человека- Невидимку». Его поймали только потому, что грязь, которая прилипала к его подошвам, была видна, а сам он не был виден. Вот так и в наших Масс-Медиа если священник просто служит, молится, людям помогает, о нем не пишут, его не замечают. А вот если отец Василий в пьяном виде где-то появился и что- то там… то тут же все телекамеры сюда, это – информационный повод , это куча всяких сенсаций.
Итак, с одной стороны – есть просто рост, в котором есть свои плюсы, свои проблемы в чем-то более заметными становятся. С другой стороны , есть очень серьезные перемены, которые начинаются и они, конечно, произойдут.
Скажем, меняется место женщины в церкви, в последние 15 лет это очень заметно.Женщины стали преподавать Закон Божий, в 19 веке это было немыслимо, только батюшки преподавали. Женщины стали получать богословское образование, женщины стали писать книги церковные- и богословские, и фантастические типа романов Юлии Вознесенской , и даже фельетоны на церковные темы . Это интересно . Меняется монашество , которое сегодня все более становится ученым монашеством, все более людей с хорошим светским образованием принимают монашеский постриг, монашеское служение . Я думаю, что со временем ИНТЕРНЕТ-пастырство станет одним из классических монашеских послушаний. Это же идеальная вещь: ты сидишь у себя в келье ,никто тебя не видит, под псевдонимом работаешь в ИНТЕРНЕТЕ, отвечаешь на недоумения людей на разных форумах и чатах… А когда тебя ни о чем не спрашивают, сканируешь Златоуста и вывешиваешь том за томом в ИНТЕРНЕТе на сайте монастыря своего.
Меняются семинаристы, меняется сам стиль богословия, потому что сегодня церковь должна обращаться к людям, которые заведомо с нами не согласны и , значит, мы должны быть более понятны, более аргументирова
КОРР: Отец Андрей, что служит поводом для огорчения в церковной жизни?
КУРАЕВ: Естественно, что главный предмет для огорчения – это я сам.
Хотелось бы быть иным… Знаете, когда я был студентом в университете, я организовал экскурсию для студентов кафедры научного атеизма МГУ в зал иконописи Третьяковской галереи , и вот там гид подводит нас к дивной иконе святого Николая Чудотворца 12 века и говорит : « Знаете, в чем необычность этой иконы ? Это – первая икона, в которой русский иконописец передал греческому святому черты лица русского человека. Видите : светлые русые волосы, широкие скулы, светлые глаза?» Вдруг этот гид поворачивается ко мне, из всей нашей группы показывает на меня и говорит: «Вот у этого юноши в старости вот точно такое же лицо будет.» Штирлиц был на грани провала !
Но главное не в этом. Сейчас, когда я смотрю в зеркало,вспоминаю эту историю и думаю: « Эх, Андрюша, что же из тебя выросло?!»
Второе – печалит то , что ( и это я опять же по себе вижу) мы не радуемся нашей вере. Ведь слово « православие» – оно же дивное, это умение правильно славить
Бога. Критерий православия – он очень простой : человек тяготится своей молитвой или человек радуется своей молитве ? Вот ко мне подходят иногда мальчишки и спрашивают :" А вот поступать в семинарию или нет"? Я им говорю :" А у тебя было так, что
служба кончается, а тебе жалко становится, хотелось бы,чтобы она продлилась. Вот если у тебя никогда такого сожаления о конце службы не было, о ее быстротечности, то тебе нечего делать в семинарии, ты не сможешь стать священником.» Так вот, радует ли нас наша молитва или нет ? Почему мы устаем от нашей молитвы? Почему даже, когда мы возвращаемся с Литургии , самой радостной службы,где мы причащаемся Христу, нам хочется прилечь? Уже такое понятие появилось в церковной жизни - литургический сон, это когда после Литургии прилечь , отдохнуть хочется. Это значит, что мы скорее потратили силы в молитве,чем их стяжали. Это,наверное, тоже нездорово. А отсюда уже многое другое следует.В частности то, что нецерковные люди, глядя на своих верующих родственников, не торопятся становиться в единый молитвенный ряд с нами, их не привлекает наша версия православия. И тогда уже возникает потребность в других сложных миссионерских проектах. Так что одна проблема порождает другую.
КОРР: Отец Андрей, как вы относитесь к настроениям ожидания конца света?
КУРАЕВ: Я не против ожидания конца света, только это надо делать по-евангельски. А в Евангелии, когда Христос описывает признаки конца времен :"Восстанет народ на народ, царство на царство» , то Спаситель тут же добавляет: «Когда услышите все это, то восклонитесь , ибо приблизилось избавление ваше". И Апокалипсис кончается радостным призывом :" Гей, гряди, Господи Иисусе! " Так что если человек действительно ждет конца света, это - хороший признак христианского сознания, вопрос только в том, он скорбит по этому поводу или радуется? Вот если бы он ждал конца света, радуясь : «Господи, до Тебя осталось немного, там тварь какая- то ползает, антихрист, тьфу, пошел отсюда! Главное, через один шаг, скоро – Господь!" Вот если такое настроение, это – хорошо. А когда в наших глазах эта тварь разрастается до такой степени, что Христа заслоняет…
Доходит до абсурда : некоторые христиане устраивают молебны … о задержании антихриста, вот если мы помолимся , да покаемся, то это время будет отложено. Но в Евангелии мы видим, что Христос уподобляет отношение Церкви и Самого Христа отношению невесты и жениха. Ну хороша ли невеста, если она заказывает молебны, чтобы жених подольше не возвращался ?!Значит, она про жениха забыла и его не любит. Значит, если действительно в наших пересудах антихрист заслонил собой Христа, значит , антихрист уже одержал над нами победу. И вам кажется, что вы с ним боретесь, а на самом деле вы уже капитулировали .Поэтому, что касается антихриста, простите, наплевать и забыть! Именно наплевательским должно быть отношение христианина к сатане ! Как во время крещения : плюнул и тут же :" Сочетаюся Тебе , Христе !»
Вот у меня в детстве был эпизод : я рос в коммунальной квартире, и родители меня воспитывали, что надо уважительно относиться ко всем взрослым, а наипаче к соседке тете Зое. Я, конечно, так более – менее исполнял… Но были такие дни,когда на моей улице были праздники, были дни, когда я мог тете Зое сказать все, что я о ней думаю. Это были те дни, когда моя мама собачилась с тетей Зоей на общей кухне.Вот тогда малыш занимает исходное положение за юбкой своей матери и выглядывает оттуда и говорит: « Теть Зоя , ты дура!»Но после этого малыш что делает? Он снова прячется за юбку своей матери.
Вот так и мы : плюнули на сатану в минуту крещения и снова – « Сочетаюсь Тебе, Христе». И потом главное – Христа не потерять, от Христа не отрекаться. И тогда все получится по замечательной формуле Псково- Печерского монастыря : ты стань Божьим, а Бог своих не выдаст.
КОРР: У нас в епархии увлекаются тысячекилометровыми крестными ходами в Дивеево, в ближнее зарубежье.У них там происходит множество чудес, о которых они с удовольствием рассказывают. Что вы об этом скажете?
КУРАЕВ: Святитель Григорий Нисский еще в 4 веке выступал против такого увлечения всевозможными паломничествами. Если ты Христа не нашел у себя дома, ты не найдешь его и за тысячу километров. С другой стороны, эту бы энергию да в мирных целях! Например, у вас есть свободное время ? Два месяца туда-сюда ходить?С молитовкой? Разузнай адрес ближайшего госпиталя, где ребята из Чечни лежат , без рук, без ног.Сходи туда, там это время рядом с ними проведи, с молитвой, с беседой, с жертвой. Мне кажется, это было бы лучше.
КОРР:Совместимы ли священство и бизнес?
КУРАЕВ:Совместимы, я знаю, бывают случаи экспертной помощи бизнесменам со стороны священников. Скажем, священник был хорошим экономистом, профессиональным, доктор экономических наук в миру, до принятия священства и монашества, а потом стал священником, но люди до сих пор к нему обращаются за советами.
Почему нет? Вот однажды приехала делегация ВПЗРов – это великие писатели Земли Русской в Оптину пустынь к старцу Амвросию .Они люди нецерковные были, но поскольку народ идет к батюшке, надо узнать, что там народ нашел-то. И вот стоят ждут. После службы батюшка вышел из храма, идет к скиту, вокруг него народ клубится – благословения, вопросы… Батюшка медленно продвигается в толпе ,и вот уже три шага остается между батюшкой и этими московскими интеллигентами ,и тут какая- то бабка втемяшивается между ними и говорит : « Батюшка, шо мне делать, у меня куры дохнуть?» И батюшка стоит и полчаса с ней об этих курах и утках : « А ты их этим пробовала кормить , а этим, а этим?» В конце концов женщина уходит. Писатели говорят:"Батюшка, ну как можно – полчаса, ну мы там понимаем- о вечном, о совести говорили бы , а то о курах и утках!» А батюшка отвечает :"Понимаете, она же птичница у своего барина, у нее кроме этих птиц в жизни ничего нет, если я с ней об этом не поговорю, с ней никто об этом не поговорит».
Правда, здесь надо иметь в виду,что семинаристов начала 19 века, когда учился батюшка Амвросий, учили, исходя из предположения, что батюшка будет единственным образованным человеком на селе и поэтому должен знать все, включая акушерство,агрономию, ветеринарию и так далее, все,что пригодится в сельской жизни. Так вот если священник просто актуализирует свои домонашеские, досвященнические знания , и советами помогает, почему нет? А вот если священник уже живет интересами купи- продай сам, какие-то фирмочки свои создает, конечно, это запрещено каноническими правилами.
КОРР: Сейчас много говорят о необходимости церковных реформ. Я имею в виду тех, кто недавно пришел в церковь, неофитов. Мол, и язык непонятен, и службы длинные, и неплохо бы посидеть во время службы…
КУРАЕВ:Я не согласен с такой постановкой вопроса. Как раз неофиты против любых реформ.А вот люди, которые в церковь не пришли, а так – со стороны косятся, они пробуют оправдать свою безцерковность ссылкой на то, что в церкви что-то не так. Вот если бы поставили скамеечки, мы так и быть , пришли бы тогда и посидели. А на самом деле это неправда. Пример католиков это доказывает. У них и скамеечки стоят, и посты отменены, и службы короткие, все равно сказать, что храмы католические в Западной Европе полны, было бы , мягко говоря, преувеличением.Так же и здесь.
И с другой стороны, если человеку надо помолиться, он придет и будет молиться не то что на церковно- славянском, на китайской языке будет молиться! И будет стоять, когда надо молиться. Просто ситуация у нас в церкви такая, что каноны нашей церкви созданы святыми отцами по своим богатырским размерам.А когда нынешний доходяга пытается поднять палицу Ильи Муромца, бывает, надрывается.Но это все-таки лучше, чем заменить булаву Ильи Муромца каким-то игрушечным мечом китайского производства, пластмассовым.
КОРР: Как вы относитесь к требованиям канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина?
КУРАЕВ: Я за то, чтобы опровергнуть в сознании людей клеветнические мифы об Иване Грозном и о Григории Распутине. Потому что люди это были сложные, в их жизни были добрые светлые стороны . Но когда из этих двух персоналий пытаются сделать символ России , и этот символ потом от начала до конца помазать черной краской. Вот это возмутительно! И здесь я всецело за реконструкцию исторической реальности в ее сложности. Это были сложные люди, эту сложность надо показывать. Но из того, что Григорий Распутин не был сексуальным монстром, из этого не следует, что он был святым старцем. И если Иван Грозный- это не сумасшедший параноик, одержимый идеей чьей бы кровушкой сегодня ночью напиться , то из этого опять же не следует, что это – идеал православного правителя. Так что надо уметь видеть реальность в ее сложности.
КОРР: Отец Андрей, как вы считаете, почему в некоторых приходах так востребованы священники, изгоняющие бесов или экзорцисты?
КУРАЕВ: Явление очень простое : людям хочется простых решений.Хочется, чтобы кто-то сделал что-то вместо меня , а мне бы от этого стало бы хорошо. И когда люди едут на эти сеансы экзорцизма , не потому что они столкнулись с какой-то темной силой духовной, а потому что ищут исцеления от болезней. И то, что некоторые экзорцисты начинают пускать о себе славу, что, дескать, мы от всех болячек лечим, приходите,помолимся,вылечим,вот это уж совсем нехорошо, потому что в церковной традиции нельзя никому и никогда гарантировать, что ты сотворишь чудо , что по твоим молитвам Господь исцеляет.Если же такого рода рекламные явления появляются, это сигнал тревоги: от такого священника надо держаться подальше.
КОРР: У некоторых православных появляется мнение, что священноначалие уже не то , что раньше , что оно не владеет истиной церковной, что истина только в народе и цитируют пророчество преподобного Серафима Саровского о признаках последних времен. Ваше мнение об этом ?
КУРАЕВ:Я не знаю никаких пророчеств Серафима Саровского о признаках последних времен. Если даже брать тот апокриф, который Нилус приписывал, вкладывал в уста святого, что в последние времена архиереи Земли Русской онечестивятся до того, что не будут веровать в Воскресение Христа во плоти, то , простите, именно этого неверия среди наших архиереев нету . То есть если Патриарх не верит в святость Григория Распутина , то это еще не значит, что Патриарх не верит в воскресение Христа во плоти . Во-вторых, Серафим Саровский это писал императору Николаю I ,это у Мотовилова есть такое письмо царю , ему якобы Серафим Саровский обещает воскреснуть лично «для уверения Вашего Величества».
В данном случае это просто Мотовиловские бредни, Мотовилов был психически больной человек, к сожалению, и который в уста старца Серафима после его кончины вкладывал совершенно бредовые идеи. В том числе это обещание лично воскреснуть , чтобы уверить Ваше Императорское Величество. Очень странные вещи!
Что же касается тезиса о том, что народ – хранитель истины православной…Нельзя хранить то , чего ты не знаешь. А со знанием православных преданий, церковной истории, православного вероучения в нашей приходской массе, простите, огромнейшие проблемы. Достаточно один раз попробовать принять экзамен по догматическому богословию у священников, которые заочно получают образование в наших семинариях, и будет понятно, что не всякий человек, который говорит ересь , будет еретиком . Потому что семинаристы всякие ереси говорят и сами не понимают, что они говорят, а уж тем более что же об их прихожанах говорить?
Так что в Церкви Господом предусмотрены различные формы хранения православного предания.И это, в том числе, и учительное слово иерархии, и духовные школы.Да, книжники ,которые хранят книги, которые сохраняют традицию их понимания и прочтения. Как вот в моем организме есть органы, вырабатывающие щелочь , есть органы,вырабатывающие соляную кислоту – и все это нужно для пищеварения нормального . Точно также и в жизни церкви – есть монахи , есть богословы академические. Между ними бывают дискуссии. Монахи следят за тем, чтобы богословы не забогословствовались , а богословы следят за тем, чтобы монахи не замолились. А в итоге каждый делает свое дело честно. А церковный корабль, направляемый в конце-концов Господом, будет плыть прямо.
КОРР:Каковы критерии православного мировоззрения?
КУРАЕВ:Мне очень дороги слова преподобного Григория Синаита, который сказал когда-то так, что чисто исповедовать Троицу в Боге и Двоицу во Христе – в этом вижу предел православия . Вот - золотые слова , которые действительно определяют, что такое быть действительно православным человеком : исповедовать Троицу в Боге и Двоицу , то есть Бога и человека во Христе , Божеское и человеческое начало в нем – это православие. Это его критерии. А не отношение к Григорию Распутину или к паспортам , к ИНН или к Жанне Бичевской и так далее.
КОРР: Кстати, что вы думаете о творчестве Бичевской в последнее время?
КУРАЕВ:Мне ее искренне жалко.Замечательный , талантливый человек, но , по-моему, ей не повезло с духовником,с тем, кого она считает своим духовником, потому что в конце- концов она или себя настроила так, что она впитывает в себя всякий псевдоцерковный мусор и транслирует его дальше. Когда она пела народные песни и казачьи – ах! Как замечательно было!Когда она пела песни иеромонаха Романа - тоже очень здорово! Но когда она стала петь песни своего мужа с уровнем поэзии - « И не будет больше лагерей и тюрем , все враги России будут казнены. Мы врага настигнем по его же следу и порвем на клочья ,Господа хваля», то тут возникает два вопроса . Первое :где здесь поэзия,а второе- где здесь христианская совесть ? Жанна Бичевская сама себя считает пророчицей, в ее понимании дело пророка – громить всякую власть , в том числе и Церковную,ну и она сама хочет стать знаменем революции.Вольному - воля,конечно , но если ты начинаешь раздувать пожар революции, не надо себя считать монархистом, не надо себя считать нормальным православным консерватором.
КОРР: Что в современной церковной жизни вселяет в вас надежду?
КУРАЕВ:Дети.Несмотря на наши какие-то чудачества , мягко говоря, дети удивительные появляются в церковном мире, начиная от малышей и кончая семинаристами. Буквально в конце февраля в Троице-Сергиевой лавре , в Московской Духовной Академии сижу с незнакомыми людьми , друзьями какого-то преподавателя, пьем чай. С ними малыш четырехлетний, и я решил рассказать ему былину про Илью Муромца, чтобы его чем-то занять.Малыш серьезно это выслушивает, потом поднимает глаза, показывает рукой на портрет Патриарха Алексия II и говорит: " Это про этого богатыря?"А у Патриарха такой куколь , как богатырский шлем, посох с серебряным набалдашником.
Надо заметить, что малышу не просто 4 годика, его крестили за час до этого, тут же в академическом храме. То есть, тут такая двойная прозорливость - детская и новокрещенская. Дети у нас удивительные. Иногда такие удивительные самородки, к которым боишься прикасаться, как к святыне, такая душа, что издалека хочется полюбоваться, попросить:" Старче шестнадцатилетний, ты помолись за меня ,а я тебя учить ничему не хочу, дай Бог, чтобы ты всегда таким оставался" !
КОРР:Проблем в нашей Церкви немало, но это вроде болезней роста, признак того, что Церковь жива, она развивается...Вы согласны?
КУРАЕВ: Когда я говорю о тяжких болезнях нашей Церкви, я это говорю с радостью , потому что если Церковь болеет, значит, она жива. У трупа болезней нет, у трупа проблем нет. А у Церкви есть , значит, мы живы!
Свидетельство о публикации №210072400603