Экибастузские легенлы

ЭКИБАСТУЗСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
1. Местный пастух, готовя себе еду, сложил примитивный очаг из трех черных камней недалеко от небольшого озера. Он поставил на камни свой казан, положил мясо, залил водой из ручья. Разведя огонь под казаном, чабан пошел проверить, как устроилось на ночлег в лощине его стадо. Вернулся к очагу и увидел, что очаг его весь горит, черные камни охвачены пламенем и дымятся, а в казане вовсю кипит вода. Осмотрелся вокруг и заметил небольшую яму, прорытую кем-то наискось и вглубь. Края ее осыпались, многометровый слой песка затянул ее. Вытащил чабан из-за кушака свой топорик-балта, разрыхлил землю и обнаружил под нею целую россыпь горючих камней. Живо сбегал он к озеру, подобрал на берегу два больших куска соли и соорудил около раскопа знак.
В ауле он рассказал о своей находке, и долгое время все аульчане выкапывали из ямы черный щебень, который хорошо горел и дарил людям свой жар и тепло. Вскоре вокруг озера стали зимовать и другие аулы, и их жители находили новые раскопы с щебенкой-комиром и по примеру чабана отмечали их двумя кусками соли размером с конскую голову.
Этому месту люди дали имя «Экибастуз» - два куска, две головы соли. В 20-ом веке на этом месте вырос большой город и унаследовал старинное название. А от озера осталась сухая котловина из которой выкапывали черный щебень, который хорошо горел и дарил людям свой свет и тепло. В ее окрестностях в 1956 году была выстроена Экибастузская ТЭЦ. В 2004 году бывшее озеро использовали под золоотвал.
2. Двое братьев, потеряв свое имущество и разорившись, пошли через степи на восток, к Иртышу. По обоим берегам реки было много постоянных селений, - на правом казачьи крепости, на левом зимовки кереев и уаков. Можно было наняться в джатаки, промышлять на реке и снова обрести достаток.
По пути они заночевали возле соляного озера. Утром первый из братьев проснулся раньше второго и пошел собирать комир-камни для костра и увидел на озере твердую корку соли. Растолкал он брата и рассказал ему о своей находке.
- Эй, - сказал первый брат, - а давай останемся! Люди соль собирают и продают, такие богатства наживают! Чем мы хуже?
- Ты прав, - после недолгого раздумья согласился второй. – Наберем соли и приведем сюда купцов, пусть забирают. А нам дадут и скот, и лошадей, и телеги с упряжью.
Повеселели, приободрились братья и не стали откладывать, взялись за работу. Подобрали с земли два конских черепа, сделали из них большие черпаки, обожгли на огне для прочности и давай ломать соль камнями и грести самодельным черпаками.
Но тверда была корка соли, как железные шоин-горшки орысов в крепостях. И у соли был больше горький, и пахло от нее гнилью. Удалось за три дня нагрести две кучки высотой по щиколотку. Тут набрел на них проходивший мимо аул. Посмеялись над братьями люди и объяснили: не годится эта соль ни на что, даже скот ее не лижет. И предложили незадачливым добытчикам идти с ними к залежам Калкамана. Там соли много, на всех хватит.
Расстроились братья и покидали собранные ими кучки в кострище. Попав на угли, стала пыхать соль разноцветными огнями в небо, оглушая стреляющими звуками. Бросили братья свои черпаки в огонь и ушли в сторону Калкамана. Место на берегу озера с той поры стали называть Экиатбасы-Туз – две конских головы соли, а потом оно сократилось до слова «Экибастуз».
3. В давние времена на месте сухой безводной равнины было много озер и соединяющих водоемы речек. Привольно жили здесь кочевые аулы и нередко собирались вместе на берегах самого большого соленого озера Улкентузды, чтобы отметить наступление весны, отпраздновать свадьбы. А какое же торжество без байги – конских скачек? 
Летняя байга всегда начиналась от озера Кындыкты и заканчивалась возле большого бугра на берегу Улкентузды. Сотни жигитов оспаривали первенство, и победители щедро награждались. Но однажды двое жигитов обогнали всех и достигли бугра, но их кони не выдержали гонки, упали на скаку и околели. Потеря коня, а особенно лучшего скакуна, всегда была большим горем для кочевников. Поэтому павших аргамаков захоронили, их головы водрузили на могильник и перенесли байгу на другое место. Озеро, как это всегда бывало, переименовали в «Экиабасыкалгантуз» - «Соленое озеро, возле которого лежат две головы павших лошадей».


Рецензии