Наследники

Начало: http://www.proza.ru/2010/07/22/1360

               
     Прошли годы… Канул в небытие страшный призрак голода и разрухи, нет больше беспризорников, советская часовая промышленность занимает одно из ведущих мест в мире. Скромно и незаметно живут рядом с нами те, кто был свидетелем становления отечественной точной механики. Живы и дети мастера Прусса: его дочери Рашель и Дора.

     В беседах со мной, Рашель Владимировна вспоминала:
     - В сентябре 1915 года, знакомые отца, швейцарские социал-демократы журналист из газеты «Бернер тагвахт» Волерманн и адвокат доктор Хейби уговорили моих родителей отпустить меня с ними в Циммервальд на международную конференцию. Там я впервые услышала выступление Владимира Ильича Ленина. Помнится, вначале было довольно шумно, мы – дети, а нас было человек шесть, никакого интереса к происходящему, конечно же, не проявляли. Но вот появился невысокий человек и заговорил. Всё смолкло. Непроизвольно примолкли и мы. Человек говорил, заложив большие пальцы рук за лацканы пиджака, и нервно ходил из стороны в сторону на протяжении всего своего выступления. Конечно же, я не могу вспомнить сейчас то, о чем говорил Владимир Ильич, но хорошо помню, что люди слушали его очень внимательно в глубоком молчании, буквально ловя каждое произнесенное им слово.

     Ленин не раз посещал наш дом и хорошо знал моего отца. По рассказам родителей, он помог в свое время отцу с документами в эмиграции.

     Отец обожал литературу. У нас в Женеве была довольно большая библиотека, составленная из книг на немецком и французском языках. Уезжая, мы оставили все эти книги в своем старом доме. Много также было ящиков с газетами, которые мы время от времени перетаскивали на чердак под крышу. Детьми мы довольно часто играли на чердаке старыми газетами, еще не зная, что это ленинская «Искра». Когда папа уехал в СССР, а затем перевез нашу семью, мама никогда не могла даже предположить, какой бесценный клад она оставила под крышей нашего дома. Я это поняла, когда посетила Музей Революции в Москве…

     В 1978 году я ездила в Швейцарию по приглашению Паоло. Там, в Базеле, я встретилась с подругой своего детства Марией Григорьевной Шкловской – дочерью секретаря бернской секции большевиков Г.Шкловского. Вспомнили наше детство, наши встречи с Владимиром Ильичом, его теплое отношение к нам – детям.

     На протяжении ряда лет Рашель Владимировна Измайлова-Прусс преподавала французский язык в Азербайджанском Государственном Университете им. С.М.Кирова, затем работала там же библиотекарем. С 1971 года Рашель Прусс находится на заслуженном отдыхе. Будучи в Берне летом 1978-го, она побывала на старой улице Гезельшафтштрассе в доме №18, где в начале ХХ века находилась часовая мастерская ее отца.
     - Сейчас, на месте папиной мастерской, в том  же помещении, расположена мастерская по ремонту электронного оборудования, - на ее лице появляется улыбка. – Что ж поделаешь, прогресс!

     Пожилая женщина вынимает из конверта фотографии, бережно раскладывает их на столе, о каждой подробно рассказывает. Буквально за десять-пятнадцать минут, я успеваю совершить мысленное путешествие по Швейцарии проиллюстрированное открытками, фотографиями, слайдами. Незаметно наш разговор переходит на французскую литературу и на том же столе появляются письма Анри Барбюса и Ильи Эренбурга. Я чувствую себя прямо, как в сказке! Ведь передо мной – человек-эпоха и я разговариваю с живой историей!

     - В 30-х годах папа работал на I-ом часовом заводе консультантом при директоре*, - рассказывает Рашель Владимировна. – Мой старший брат - Исаак Прусс, получивший образование в Политехнической школе в Женеве и участвовавший вместе с отцом в организации завода, продолжил наследственную профессию, став преподавателем часового дела в открытой при заводе школе ФЗУ**. Там же начинал свой трудовой путь и мой младший брат – Карл Прусс, умерший в Москве. Так что у нас – семейная династия потомственных часовщиков, - не без гордости добавляет моя собеседница.

     Летом 1986 года, будучи в Москве, я имел честь познакомиться с младшей дочерью В.И.Прусса – Дорой Владимировной Прусс, которая при встрече со мной рассказывала:
     - После эмиграции, отец всю свою жизнь посвятил созданию и развитию часовой индустрии СССР. Он любил часы, любил свое дело. В.И.Прусс не только ремонтировал, но и занимался реставрацией старинных часов. Если вы бывали в Оружейной Палате, то наверняка помните часы фирмы «Медокса», так называемый, «Храм Славы». Отец был первым экспертом, давшим заключение об этих оригинальных часах еще в феврале 1931 года. Долгое время сам Владимир Иосифович коллекционировал часы. К сожалению, в 1938 году коллекция была у нас конфискована вместе с другими вещами и документами отца, и дальнейшая ее судьба так и осталась неизвестной…

     В 1985 году в издательстве «Московский рабочий» была выпущена книга одного из старейших работников I-го часового завода Петра Моисеевича Романова. Называлась она – «Детище первой пятилетки» и ее выпуск был приурочен к 50-летию со дня основания предприятия. Автор, близко знавший В.И.Прусса и, несколько лет, проработавший с ним, бок о бок, рассказал широкой общественности о создании и становлении отечественной часовой промышленности. Есть в его книге и страницы, посвященные мастеру Пруссу. Встретившись с Петром Моисеевичем у него на квартире в Москве, я поинтересовался, видел ли он в доме Владимира Иосифовича коллекцию часов.
     - Всю коллекцию я не видел ни разу. Но видел некоторые ее экземпляры, - радушный хозяин  выложил на стол несколько архивных справок из Москвы и Ленинграда. – Там, были удивительные вещи! Можете мне верить! Я – старый часовщик, и уж в чем, в чем, а в часах разбираюсь! Попробовал как-то поискать ее следы, но, увы!, безуспешно. Вот, справки. Понимаете, ведь потом-то, война была… Наверное все безвозвратно утрачено, ведь погибали не только люди, но и архивы, ценности, документы. Вы можете сами попытаться что-либо найти, но, по-моему, это бесполезно. Очень жаль, конечно, что пропала столь большая культурная и художественная ценность, но, ничего не поделаешь!

     До 1977 года проживал в Москве Карл Владимирович Прусс, работавший в последние годы своей жизни ведущим конструктором одного из столичных конструкторских бюро. Унаследовав от отца незаурядную творческую энергию и техническую хватку, Карл Владимирович первым в Советском Союзе разработал самопишущий пантограф, создал научный обзор «Теория хода часов». Свободно владеющий четырьмя языками, он знакомился с техническими новинками из первоисточников, не раз помогая своими знаниями и опытом товарищам по работе. За свою трудовую деятельность Карл Владимирович Прусс был отмечен тремя Правительственными наградами и пятью медалями ВДНХ СССР.    
 
 *То, что в 30-х годах В.И.Прусс занимал именно эту должность, подтверждается П.М.Романовым, работавшим с ним в то же время на I-ом московском часовом заводе. (См. журнал «Вопросы истории», № 3, 1981 г. Статья «Советские часы»)
 **ФЗУ (абрев.) – фабрично-заводское училище. В простонародье говорили фабзавуч.
***В личном архиве Д.В.Прусс сохранилась копия докладной записки ученому секретарю Оружейной Палаты Н.Н.Чалпанову, датированная 17 февраля 1931 года.


Окончание: http://www.proza.ru/2010/07/24/838
      


Рецензии