сериальный вудуизм, взрослость
там в послеобеденное для домохозяек и обеденное для меня время идёт по два отечественных мыльных сериала: один обычно "красивый", второй обычно "трэшевый"
в "красивом" проработаны персонажи (с изюминкой), показаны с приемлимым реализмом жизненные ситуации и декорации, сюжет развивается неторопливо засчёт всяких оригинальных вставок, раскрывающих свойства персонажей
в "трэшевом" состав персонажей примерно такой же, но они сработаны грубее, все диалоги служат единственно затяжке времени, а все события вытекают из одной цели - держать зрителя в инстинктивном напряжении
в общем есть сериалы, делающие ставку на картинку и сценарий в ущерб действию, а есть - на действие в ущерб всему
например, "Кармелита" была именно таким "красивым" костюмированным сериалом с песнями, а продолжение "Кармелита. Цыганская страсть" - суперультрамегатрэш (например, почему-то исчезли пейзажные вставки с музыкой - одна череда павильонных съёмок)
по просмотре нескольких сериалов хорошо заметен набор шаблонов, комбинированием и наполнением которых создаются все сюжеты
например, в сериале обязательно есть представитель малой национальной диаспоры, если не действуют сами представители таковой диаспоры (цыгане, греки); в сериале обязательно на стадии "средней затяжки времени" совершается преступление или кто-то попадает в больницу - и появляется следователь или врач (поскольку это происходит во всех сериалах, каких только забавных следователей ни перебывало!); иногда герой уходит в глушь или попадает в глушь при попытке утопиться - и там живёт отшельник или ещё какая деревенщина; на стадии "поздней затяжки времени" главные злодеи каятся и пытаются исправить содеянное зло - это здорово удлиняет сериал... и т.п.
все сериалы немеренно идеологизированы! их главная идеология более известна как заболевание "шизофрения"
шизофрения транслируется по всей площади сериала от свойств персонажей до действия и заключается как раз в нарушении шаблонов
например, цыганский барон и богач вовсе не наркоторговец-контрабандист, а мирный аж конезаводчик, выращивающий на конюшне с одним пьющим конюхом чудесно дорогих лошадей; например, бизнес-лэди и финансовая махинаторша любит жертвенной любовью молодого банкира; например, ресторатор и бандит, организующий заказные убийства, вдруг решает исправиться ради подросшего в брошенной ранее семье сына; например, главная любящая друг друга пара изыскивает любые предлоги, чтобы не объясняться, а, наоборот, разбежаться по углам (это везде); например, в "аристократическом" доме популярного актёра между господами и слугами царит панибратство
всё это само по себе очень мило и вполне может быть, но обращено-то отнюдь не к той части населения, что на экране исправляется и показана идеалистически! вот если бы эти фильмы снимали для цыган, бандитов, банкиров и артистов...
но и это, пожалуй, не самое главное!
так называемые "положительные", "хорошие" герои в сериалах существуют для изощрённого гнобления со стороны злодеев и превратностей судьбы, причём, быть жертвами гнобления - их главная миссия в сериале
т.е. можно показывать героя, преодолевающего любые невзгоды, а можно показывать побиваемую невзгодами чудом спасающуюся жертву, которой все сочувствуют, а кто-то даже хвалит "какая она сильная, сколько на неё навалилось"
забавны обязательные диалоги, в которых авторы сериала как бы извиняются за свои сюжетные ходы: какие-нибудь второстепенные персонажи пречетают о том, какая несчастная судьба у главной героини - сначало это, потом это, потом это... и за что ей такие страдания? а списочек там набегает нехилый!
так вот я заметил, что градус насилия над положительными героями меняется от года к году, от 250-серийки к 250-серийке, в сторону роста
от сериалов кризисного года ("Однажды будет любовь" и "Кармелита. Цыганская страсть") у меня вообще глаза на лоб полезли
"Однажды будет любовь" - про студентку-сиделку-медсестру из провинции, которой умирающая пожилая актриса за доброту завещает свою квартиру, обделив злую дочку, редакторшу гламурного журнала, и её гулящего сына; главная героиня с детства любит известного актёра, к матери которого устраивается сиделкой, а лишённая квартиры редакторша строит ей всяческие козни
огромное достоинство сериала: второстепенные персонажи (родня, коллеги, друзья) возникают и пропадают как в жизни, а не тасуется весь фильм колода из одних и тех же 15 человек
второстепенные персонажи очень яркие и интересные, злодеи незлобные (завистливый друг-актёр, капризная невеста-актриса, мстительная редакторша, свихнувшийся молодой друг-юрист)
и поскольку ничего уж очень страшного не происходит, никто домов не взрывает, людей не похищает и наркотики не подбрасывает (в основном врут и узнают правду), то главная героиня гнобится сама, "у неё характер такой"
все персонажи так или иначе знакомы с главной героиней, поэтому она во всех происшествиях участвует, исключительно "понимая и жалея плохих" и "принимая удар на себя" - в этом как бы фишка сериала
например, она сразу же заявляет, что свалившаяся на голову квартира ей, приехавшей в Москву студентке, НЕ НУЖНА, но распоряжаться ею по закону, чтобы отдать, она сможет лишь через полгода - и вот в эти полгода и разворачивается действие; сама завязка какова!
и актёра она с детства любит, и в дом к нему сиделкой попадает... но дальше всё делает, чтобы он достался другой, и когда он уже в неё влюблён, она скрывает от него свои текущие проблемы и сбегает - и всё-таки они женятся; т.е. хочешь невозможного? - убеги, заройся в подушки, будь хорошим и мечтай! да, ещё - стесняйся пуще всех своего жениха и скрывай от него свои сложности, особенно, если он богатый актёр и уже любит тебя
"Кармелита. Цыганская страсть" - это что-то невероятное. Очень интересно, как бы оценили сие произведение бразильцы с мексиканцами - сериалостроительные учителя наши?
главным героем с первых серий стал главный злодей
если в первой "Кармелите" злодеем был коварный алчный юрист по фамилии Форс, а цыгане как бы хорошие, то в продолжении злодей - второй цыганский барон из другого табора: убийца, бандит и мошенник, каких свет ни видывал
весь сериал (т.е. вот вообще) сводится к тому, что злодей рычит, ругается, бешено вращает глазами и всячески третирует остальных персонажей, которые плачут, пугаются, в ужасе таращат глаза
чего он только с ними не делает! и ножом грозит, и бумаги подделывает, и землю с конезаводом отбирает, и лошадей на мясо продаёт, и зарплаты урезает (когда имущество было его), и соплеменников увольняет, и женщин ворует, и чёрную магию применяет, и сестру-гадалку убивает, и клевещет, и часть табора подкупает, и наркотики подбрасывает, и хлыстом бьёт, и просто монологи произносит страшные, что он сам дьявол, а они все - пыль
сильный статный цыган Миро - муж Кармелиты - превратился с какого-то перепугу в самое настоящее чмо; к слову, он часто держит брови поднятыми, как от испуга, и разговаривает каким-то пришибленным полушёпотом - в первой части с ним такого не было, наоборот, он безрассудно рвался драться, защищая "цыганские законы"; тут он тоже как бы рвётся, но всегда "благоразумно" останавливается - боится попасть в милицию, что ли? хотя его подставляют, и он попадает даже в тюрьму...
в общем есть осатанелый разбойник и стадо хомячков, периодически восклицающее "когда он уже от нас отстанет?" - а любая попытка обратиться в милицию какую или к другим цыганским баронам, приводит к типовому похищению детей - и хомячки наперегонки бросаются отзывать своё заявление
.
вот он, самый настоящий ВУДУИЗМ, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ!
берут типовых и просто симпатичных персонажей, наделяют их узнаваемыми хорошими чертами, что привлекает зрителей, - и начинают втыкать иголки по болевым точкам!
и если теперь взглянуть на сериал "Школа", как на сериал в общем ряду сериалов, идущих около 18:00, то он действительно является новой вехой в отечественном сериалостроении
1). во всех таких "домохозяечных" сериалах, начиная с мексиканских, действуют, по сути, взрослые инфанты - все их любовные стенания сугубо подростковые, хотя они из подросткового возраста вышли
в "Школе" тупо подростково ведут себя именно подростки - это шок!
если перенести событийность "Школы" на взрослых персонажей "Кармелиты", "Женщины без прошлого", "Обречённой стать звездой" - абсолютно оно самое!
2). во всех сериалах есть деление на хороших и плохих героев: хорошие никогда не делают так, а плохие всегда делают так - это задано
"Школа" по трэшовости стоит в одном ряду с "Кармелита. Цыганская страсть", только повадки суперзлодея размазаны по всему стаду хомячков ("красивым" сериал назвать нельзя ввиду уж очень плоской типажности героев)
все персонажи "Школы" и взрослые, и школьники - хомячки, ибо под давлением обстоятельств делают всякие плохие вещи, а кто ещё почему-то не сделал, тот в остальном очевидный хомячок, да и серий впереди много...
ВНИМАНИЕ! хомячок - жертва, побиваемая обстоятельствами, а злодей - порочный человек, вредящий другим; все персонажи "Школы" - это жертвы обстоятельств, порочные и вредящие друг другу
.
тут можно, на самом деле, задать жёсткий вопрос: а чем взрослый принципиально отличается от подростка? правом пить, курить и материться - так уже не отличается; водить машину? - так тоже вон у папы попросили джип и водят; сексом? - так тоже; "ответственностью"? - так вон сын зарабатывает, чтобы лечить маму, а у другой папа - семью из дома выгоняет, у другого папа - алкаш, а другого папа жене изменяет с учительницей сына и т.д.
эти взрослые не знают, чем они отличаются от подростков, ибо не отличаются!
отличий-то было: мат, курево, секс, автомашина, наличные деньги - да и то стремительно тает благодаря "акселерации"
это вообще ненормально, когда образ жизни взрослого физически доступен для неподготовленного подростка - что же это у взрослого за "образ жизни" такой, что ему не надо долго учиться? - как раз те годы разницы между подростком и взрослым!
одолжил у отца тачку, купил сигарет, трахаешь подружку (трахаешься), продаёшь знакомым какую-нибудь шнягу, врёшь - и ты принят во взрослое сообщество!
но может быть, такие взрослые не имеют морального права на свой "возрастной" авторитет? может быть, тогда не возрастом определяется статус человека? и может быть, это стоит узаконить - например, лишая невежд политических прав (не знаешь географию - не имеешь права голоса, независимо от возраста)?
Свидетельство о публикации №210072400844