Солнечные часы

Я немного размял затекшую шею. Тяжело вот так стоять, не двигаясь и уставившись в одну точку. А между тем не хотелось отрываться, хотя ничего особенного не происходило. Просто ветка, вставленная в песок, и вокруг нее вычерчен круг, поделенный на двенадцать почти равных частей. Я лишь наблюдал, как тень от ветки неторопливо перемещалась вдоль круга по часовой стрелке...Собственно, тень и была часовой стрелкой. Любой увидевший это сразу узнал бы простейшие солнечные часы.

Я проходил мимо, и, заметив их, замер на месте. Почему? Что могло меня привлечь? Видимо, непривычность этого...даже язык не поворачивается назвать это устройством. Если так рассуждать, то все мы представляем собой солнечные часы, все мы отбрасываем тень. Но ведь можно гвозди микроскопом забивать, и это не делает его молотком.

А я просто остановился и начал смотреть. И смотрю уже, судя по часам, минут тридцать. Да, вот что меня привлекло. Естественность. Большинство людей носят часы либо на руке, либо в кармане в виде мобильного телефона. Но, так или иначе, все понимают, что все они искусственные, придуманные людьми. Можно ведь было сделать в сутках три часа или пятьдесят, да сколько угодно, и часы — лишь индикатор, который выражает время в выбранных единицах. Как линейка. Длина ее остается одинаковой, но мерить эту длину можно и в сантиметрах, и в дюймах, и в любых других единицах. Ну а солнечные часы никто не придумывал. Я ведь сказал, мы все, по сути, являемся солнечными часами. Утром мы отбрасываем тень на запад, вечером — на восток. И для нас это так привычно, что мы уже не замечаем этого, предпочитая доверять металлической коробке с шестеренками. Мы не замечаем, как время утекает. Раньше люди еще пытались помнить об этом, они создали миниатюрный аналог солнечных часов, только вместо тени скользит по циферблату стрелка, чтобы за временем можно было следить не только в ясные дни. Но вот парадокс: в своем стремлении контролировать время мы как раз и потеряли над ним контроль. А позже циферблаты и вовсе сменились цифрами, по которым и вовсе ничего не понять.

Помню, как впервые задумался об этом...Было мне лет четырнадцать...Я ради интереса соорудил такие же солнечные часы, и удивился, как быстро бежит стрелка на них. Тогда я понял, что не идет, оно мчится, летит...и улетает. И мы не можем его вернуть, не можем заново пережить хорошие моменты. Многие понимают это, почти никто не пытается что-то изменить в своей жизни. Ведь жизнь наша коротка, и нет никакой уверенности, что нам дадут еще одну. И нужно прожить ее так, чтобы не было сожаления о потраченном времени. И потому надо помнить, что время — это не только «сколько осталось», но и «сколько прошло», и что оставшегося нам может не хватить, а вот прошедшего хватить могло бы...Но стрелки движутся только в одну сторону...

18 июля 2010


Рецензии