Дерево познания

                Сегодняшнее размышление о библейской данности

Первому человеку, помещённому в райскую обитель Эдема, Отче наш заповедовал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». (Быт. 2:16,17).

Как это перевести на сегодняшний язык?
Определяющим качеством разума является желание (почти болезненное) всегда и всё пытаться объяснить! Начинается познание из заложенного в природу всех разумных существ – любопытства. Вспомним, как любопытны котята, щенята, многие другие детёныши. Но! Выражаясь современным языком, процесс познания тоже требует соблюдения «правил безопасности». А как знать Правила, если ты пока всего лишь – «котёнок»? Эти «Правила» знают родители, опекающие дитё. Они разрешают ребёнку проявлять свою самостоятельность ДО ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГРАНИЦ.
Заявления ребёнка «Я - сам!» - сродни его желаниям повторять действия взрослых. Родители улыбаются этому желанию, но настороженно следят, как бы ребёнок не натворил чего-то недопустимого.
С чем можно сравнить желание «вкусить раньше времени плоды дерева познания»?
А вот, представьте: Родитель отвернулся от чада, а тот, спрятавшись в стогу сена, пытается (реализуя своё «я – сам»), зажечь спичку!
ПОСПЕШНОЕ применение несозревшего ПОЗНАНИЯ    О Ч Е Н Ь    О П А С Н О !

Плоды дерева познания утоляют не обычный голод (желудка, тела), а голод разума. Разум в отличие от желудка ненасытен и плохо чувствует переедание. И это ещё больше способствует недопустимой ПОСПЕШНОСТИ, жадной неразборчивости!
Вот почему ОПЫТ наставников разума и опыт предков ЖИЗНЕННО необходим. 

Теперь вникнем в название дерева. «Дерево познания добра и зла».
Получается, что всё естественное познание призвано прояснить человеку, постигающему разные науки, – что в каждой из них хорошо и что - плохо?!
Вот это – да! Не правда ли? Выходит, что НЕ сами по себе тайны мироздания нужно понять, а, в первую очередь, - что в каждой толике знания есть добро, а что – зло! Это умение, очевидно, опять-таки, может прийти только через неторопливую поступь познания. Укрепился на этом рубеже, чётко разделил, что хорошо, а что плохо, – двигайся дальше! Вот она простая и великая НАУКА ПОСТИЖЕНИЯ.

Самое удивительное в том, что мы до сих пор часто недоумеваем, а почему нельзя сразу!? Почему сразу нельзя было обуздать огонь? Люди даже сложили легенду о Прометее! Почему веку железному должен был предшествовать век бронзовый? Почему сначала познали порох, а потом динамит…? Почему, наконец, для человека так важен библейский завет: нельзя быть, как боги, и всё знать!

Поэтому человеку веры легче: он верит, что надо слушаться Бога и всё! Ну, нельзя есть плоды дерева познания добра и зла. «Не ешь от него», говорит Отче.
(Заметим, что библейское слово «есть» связано не с поеданием плода, а с неразборчивостью младенца, который тащит всё в рот и пробует на вкус. А сегодня мы стали разборчивыми? Поэтому, разум наш до сих пор во многом младенческий!)

Далее надо усвоить: Отче некогда повторять ЗАПРЕТЫ. Для этого есть мамки, няньки, дядьки-воспитатели. Наконец, пожилые родители. Они тоже НУЖНЫ.
Ах, ты уже не младенец? И даже не ребёнок? Тогда вот тебе наставники разума: святые отцы, которым иногда открывались частицы ЗНАНИЯ. Спроси у них.
Вот, например, что говорит один из них – Каллист Катафигиот: «УМ ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ МЕРУ ПОЗНАНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОГИБНУТЬ».

Чтобы каждому взрослеющему разуму объяснять азбучные истины, Бог одарил народы ЯЗЫКОМ. Каждого своим. Изучая иные языки, один народ обретает мудрость другого народа. И не столь важно, сыном какого народа был Каллист Катафигиот. Важно всем усвоить дарованную ему частицу знания!
Тогда, и ты своему ребёнку расскажешь, как смертельно опасно зажигать спичку поспешного знания в стогу сена!

А знать сразу всё, как боги – оказывается, ЕЩЁ ОПАСНЕЕ. Непозволительность этого торопливого желания, привело человека к нарушению фундаментальной заповеди Бога!

Вот и пришлось Богу-Отцу окунуть разум людей в реальный земной мир с заботами, с трудом… где и огонь, и острый нож и остальные опасные знания в принципе не могут быть легко срываемыми плодами!
Этот реальный мир разрешил человеку даже без веры и послушания заповедям Бога обрести иной способ познания - познание земной жизни, в которую человек оказался погружён. Способ более трудный, часто в нужде, но … внешне не запрещающий самостоятельности. Правда, стоит человеку задуматься, Кто погрузил его в эту жизнь, как познание обретает нужную направленность!

(Такое объяснение изгнания человека из Эдемного рая в земной мир, полный трудностей – думаю, современному человеку покажется более обоснованным в сравнении с непонятной суровостью наказания ребёнка-человека за его непослушание попробовать плоды «какого-то» дерева.)

Это же объяснение указывает на важность послушания детьми родителей. В том числе и в наше время. Без всяких объяснений! Когда вырастут - поймут сами, почему запрет невозможно было объяснить).

Логичен вопрос: если есть дерево, на котором вызревают плоды, то кому же можно вкушать эти плоды? Об этом я рассказываю в третьей части МифоЛогики: «Становление духовного мира».

Сказанное выше было отрывками из многих предыдущих размышлений.
И вот что теперь можно добавить к великому и очень ёмкому сюжету о «Дереве познания».

Мы – люди современные, переполнены логикой рационального разума. И задаём вопрос: «Если Бог всеведущ, и всё знает «наперёд», тогда зачем он допустил возможность искушения?» Но, подумав, мы сами можем предположить ответ.

Во-первых, Отче – это Любовь к своему созданию, это – желание видеть детей своих как можно ДОЛЬШЕ РЯДОМ С СОБОЙ… с надеждой, что будут слушаться… Наверно, Любовь – не только велика, но и многолика? И даже имеет слабость в надежде на лучшее? (Правда, «слабость» эта – великая!)
Во-вторых, пребывать под сенью дерева познания, ощущать его притяжение, – уже подготовка к неспешности познания! И это хорошо!
Наконец… Человек, в отличие от ангелов, (существ чисто духовных, которым разрешалось вкушать плоды дерева познания по мере их созревания), изначально был создан ИНЫМ, «из праха земного». И ему уготовано было иное постижение Жизни. Через ТРУД познания, через сомнения и «тернии» - решать божественную Задачу свободы выбора!? (Но эта тема – самостоятельная.)

Так что нужны ли рассуждения на тему: а что было бы, если бы люди не поддались искушению лукавого зла…?!

Кстати! Об искушениях зла. Природу зла тоже надо познавать! (Вспомним название дерева).
Носитель ЗЛА не случайно имеет кличку «лукавый». Он пользуется приёмом «сомнения», которое находится НА ГРАНИ между добром и злом. С почти неосязаемой направленностью в сторону зла! Научиться распознавать эту направленность, этот «намёк на зло» - достигается либо очень высокой степенью познания добра и зла, либо верой в заповеди Бога! Это гораздо проще, но требует послушания!

Здесь сделана попытка понять самые общие положения о познании. Далее надо думать об особенностях рационального логического мышления земного разума. Поэтому я хочу создать на своих страницах раздел: «Живой человек и его разум". Это размышление будем считать первым.

Всё сказанное, по сути, – мои объяснения для самого себя. Но если они чем-то помогут читателю, тогда – ради Бога!
                2009-2011-2012-2016 г.г.

Итоговые выводы.

1. Родители разрешают ребёнку проявлять свою самостоятельность ДО ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГРАНИЦ.
2. ПОСПЕШНОЕ применение несозревшего ПОЗНАНИЯ    О Ч Е Н Ь    О П А С Н О !
3. Святой Каллист Катафигиот: «ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть».
Поэтому ОПЫТ наставников разума и опыт предков ЖИЗНЕННО необходим. 
4. ПОСТИЖЕНИЕ добра и зла – основа НАУКИ познания
5. Второй по важности библейский завет: нельзя быть, как боги, и всё знать!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.