Войдем в радость Господа нашего!

     Светлое Христово  Воскресение  на Руси издавно называли  Царь- день, Господень день, Велик день. Всю Светлую седмицу непрестанно звонят колокола, возвещая народу Божьему радостную весть: « Христос воскресе»! Она  больше двух тысяч лет  звучит всё так же ново и не  устареет, пока  стоит этот мир.

      Почему же так любит всем сердцем русский человек Пасху? Почему ни один  праздник в его сознании не может сравниться с Воскресением Христовым? Почему  именно это  Евангельское Событие  стало основанием православной веры? Об этом наш разговор с архиепископом Курским и Рыльским Германом .


     - Великий учитель  Церкви святитель  Григорий Богослов, который жил в 4 веке, в слове на праздник Пасхи говорил, что Пасха у нас праздников праздник и  торжество из торжеств. Как солнце превышает звёзды, так и праздник  Пасхи превышает остальные праздники. В величайшем  событии Воскресения Христова содержится основание нашей веры. Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна. То тщетно и наше упование.

      Другими словами, если Христос не воскрес, то Он всего лишь один из учителей человечества, один из великих чудотворцев. Но Его учение высокое, нравственное, Его чудеса закончились Его страданиями. И Его жертва не имеет для людей  всеобщего искупительного значения. Мы исповедуем  Господа Иисуса Христа истинным Богом, Сыном Божиим, Который пришёл  для того, чтобы искупить грех Адамов, чтобы примирить нас с Богом, чтобы грехи наши вознести на Крест, чтобы спасти нас  Крестной Жертвой Своей, Страданиями Своими и Воскресением Своим. И поэтому, как говорит апостол Павел: « Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».


       И поэтому  Светлое Христово Воскресение- это наша надежда и уверенность в вечной жизни. Мы смерти празднуем умерщвление, как поётся  в  песнопениях, адово разрушение, жизни вечной начало. Значение этого праздника- потрясающее, он обнимает весь мир- видимый и невидимый. Он  даёт радость  душе, он даёт смысл всей человеческой жизни. С нами Бог, Который любит нас, Который  спас нас, Который искупил нас, Который желает нам вечных благ, Который ведёт нас по жизненному пути к Царству Небесному и вечной жизни. Та радость, которую испытывает каждый  верующий человек в светозарную пасхальную ночь, красноречивее самых ярких  и убедительных слов говорит нам об этой истине, что Христос воскрес и победил смерть и даровал нам, всем  верующим, надежду на  вечную жизнь.


       -Ваше Высокопреосвященство, после Своей Крестной Смерти Господь сошёл во ад. Зачем  это было нужно совершить?


     -  Церковное учение говорит, что Господь, находясь своим телом во гробе, душой сошёл во ад, чтобы разрушить   «вереи адовы», власть ада над человеческим родом и вывел из ада ветхозаветных праведников. Есть  прекрасные слова богослужения  Страстной седмицы: Спит Жизнь, то есть Господь спит, а ад трепещет.  И другие слова: « Во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог, в раю же  с разбойником». Так как первым вошёл в рай разбойник, который на  кресте, страдая вместе с Господом, сказал:   «Помяни  меня,  Господи,  во  Царствии  Своём». В страждущем, в умирающем страдальце он увидел Сына Божия, Спасителя мира и Мессию, Который должен прийти. И Господь сказал ему:   «Истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю». И дальше – на престоле  был со Отцем  и Духом, всё исполняя неописанный.


     - В огласительном  слове на Пасху  святителя Иоанна Златоуста  содержится призыв  войти в радость Господа нашего. Возможно ли  обыкновенному человеку  войти в радость Бога?


     -  Святитель Иоанн Златоуст  призывает всех войти в радость Господа – и тех, кто постился, и кто не постился. И кто  трудился с первого часа, кто пришёл уже  в последний час. Войдите в радость Господа. Конечно, полную и совершенную радость испытывают те, кто постился в Великий пост, воздерживался от грехов, исповедовался. Те, кто в Страстную седмицу сострадали Господу Иисусу Христу, то есть душой и сердцем, мысленно шли вслед за Ним  по  Его  страдальческому пути. Таким Господь даёт светлую радость.


        Но дары Божии, вот эту радость причастности к этому величайшему событию Господь может дать каждому человеку. Многие  люди просто заходят в храм в  Пасхальные дни, а уходят оттуда какими- то действительно преображёнными. Меняется душа, благодать Божию, пасхальную радость невозможно измерить. Но всё-таки для того, чтобы ощутить в полной мере радость светлого праздника, нужно готовиться. И конечно,  замечательно было бы, если бы этот праздник не превратился бы у нас в хлопоты о столе, о запасах. Чтобы не свелось торжество к крашеным яйцам, куличам, ватрушкам и пирогам. Всё это слишком приземлено.


       Это- наши русские обычаи, они красивы, имеют свою традицию, но не это главное. Пасха – это  Христос, Который пострадал за наши грехи  и воскрес для оправдания нашего. Поэтому я  желаю всем вам, дорогие, войти в радость Господа своего. Почувствовать значение этого замечательного праздника не как какого-то давно прошедшего исторического события, а события  величайшего, которое касается спасения нашей бессмертной души.


      Я желаю всем вам  светлой духовной радости, мира, терпения, добра. Пусть Господь Воскресший помогает каждому  из нас достойно проходить свой жизненный путь с верой, надеждой и любовью, видя в окружающих нас людях братьев. Чтобы Он  хранил нас от зла, чтобы   Он хранил нас от греха,  чтобы Он  помог нам жить и быть достойными звания и человеческого, и христианского. Я поздравляю вас с праздником величайшим и светлым и приветствую вас двумя  удивительными словами. Они тысячу раз повторяются в эти пасхальные дни в храмах, они дошли к нам  от апостольских времён,  в  них содержится вся наша вера и всё наше упование: «Христос воскресе»!

- Востину воскресе.
               


Рецензии