Войдем в радость Господа нашего!
Почему же так любит всем сердцем русский человек Пасху? Почему ни один праздник в его сознании не может сравниться с Воскресением Христовым? Почему именно это Евангельское Событие стало основанием православной веры? Об этом наш разговор с архиепископом Курским и Рыльским Германом .
- Великий учитель Церкви святитель Григорий Богослов, который жил в 4 веке, в слове на праздник Пасхи говорил, что Пасха у нас праздников праздник и торжество из торжеств. Как солнце превышает звёзды, так и праздник Пасхи превышает остальные праздники. В величайшем событии Воскресения Христова содержится основание нашей веры. Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна. То тщетно и наше упование.
Другими словами, если Христос не воскрес, то Он всего лишь один из учителей человечества, один из великих чудотворцев. Но Его учение высокое, нравственное, Его чудеса закончились Его страданиями. И Его жертва не имеет для людей всеобщего искупительного значения. Мы исповедуем Господа Иисуса Христа истинным Богом, Сыном Божиим, Который пришёл для того, чтобы искупить грех Адамов, чтобы примирить нас с Богом, чтобы грехи наши вознести на Крест, чтобы спасти нас Крестной Жертвой Своей, Страданиями Своими и Воскресением Своим. И поэтому, как говорит апостол Павел: « Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
И поэтому Светлое Христово Воскресение- это наша надежда и уверенность в вечной жизни. Мы смерти празднуем умерщвление, как поётся в песнопениях, адово разрушение, жизни вечной начало. Значение этого праздника- потрясающее, он обнимает весь мир- видимый и невидимый. Он даёт радость душе, он даёт смысл всей человеческой жизни. С нами Бог, Который любит нас, Который спас нас, Который искупил нас, Который желает нам вечных благ, Который ведёт нас по жизненному пути к Царству Небесному и вечной жизни. Та радость, которую испытывает каждый верующий человек в светозарную пасхальную ночь, красноречивее самых ярких и убедительных слов говорит нам об этой истине, что Христос воскрес и победил смерть и даровал нам, всем верующим, надежду на вечную жизнь.
-Ваше Высокопреосвященство, после Своей Крестной Смерти Господь сошёл во ад. Зачем это было нужно совершить?
- Церковное учение говорит, что Господь, находясь своим телом во гробе, душой сошёл во ад, чтобы разрушить «вереи адовы», власть ада над человеческим родом и вывел из ада ветхозаветных праведников. Есть прекрасные слова богослужения Страстной седмицы: Спит Жизнь, то есть Господь спит, а ад трепещет. И другие слова: « Во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог, в раю же с разбойником». Так как первым вошёл в рай разбойник, который на кресте, страдая вместе с Господом, сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своём». В страждущем, в умирающем страдальце он увидел Сына Божия, Спасителя мира и Мессию, Который должен прийти. И Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю». И дальше – на престоле был со Отцем и Духом, всё исполняя неописанный.
- В огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста содержится призыв войти в радость Господа нашего. Возможно ли обыкновенному человеку войти в радость Бога?
- Святитель Иоанн Златоуст призывает всех войти в радость Господа – и тех, кто постился, и кто не постился. И кто трудился с первого часа, кто пришёл уже в последний час. Войдите в радость Господа. Конечно, полную и совершенную радость испытывают те, кто постился в Великий пост, воздерживался от грехов, исповедовался. Те, кто в Страстную седмицу сострадали Господу Иисусу Христу, то есть душой и сердцем, мысленно шли вслед за Ним по Его страдальческому пути. Таким Господь даёт светлую радость.
Но дары Божии, вот эту радость причастности к этому величайшему событию Господь может дать каждому человеку. Многие люди просто заходят в храм в Пасхальные дни, а уходят оттуда какими- то действительно преображёнными. Меняется душа, благодать Божию, пасхальную радость невозможно измерить. Но всё-таки для того, чтобы ощутить в полной мере радость светлого праздника, нужно готовиться. И конечно, замечательно было бы, если бы этот праздник не превратился бы у нас в хлопоты о столе, о запасах. Чтобы не свелось торжество к крашеным яйцам, куличам, ватрушкам и пирогам. Всё это слишком приземлено.
Это- наши русские обычаи, они красивы, имеют свою традицию, но не это главное. Пасха – это Христос, Который пострадал за наши грехи и воскрес для оправдания нашего. Поэтому я желаю всем вам, дорогие, войти в радость Господа своего. Почувствовать значение этого замечательного праздника не как какого-то давно прошедшего исторического события, а события величайшего, которое касается спасения нашей бессмертной души.
Я желаю всем вам светлой духовной радости, мира, терпения, добра. Пусть Господь Воскресший помогает каждому из нас достойно проходить свой жизненный путь с верой, надеждой и любовью, видя в окружающих нас людях братьев. Чтобы Он хранил нас от зла, чтобы Он хранил нас от греха, чтобы Он помог нам жить и быть достойными звания и человеческого, и христианского. Я поздравляю вас с праздником величайшим и светлым и приветствую вас двумя удивительными словами. Они тысячу раз повторяются в эти пасхальные дни в храмах, они дошли к нам от апостольских времён, в них содержится вся наша вера и всё наше упование: «Христос воскресе»!
- Востину воскресе.
Свидетельство о публикации №210072400998