Медовый Спас

     В церковной традиции этот праздник называется - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животоворящего Креста Господня. О каком кресте идет речь? О том самом, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

      Этот крест был утрачен,враги  Христовы, бессильные в своей злобе, бросили его в пещеру ,завалили мусором, а над ним построили  храм языческой богини Венеры.Святая равноапостольная царица Елена, мать римского императора Константина Великого,решила найти  эту святыню.В Палестине она отыскала одного старого еврея Иуду, который и показал ей место,где  был спрятан  Крест Господень. Но в пещере нашли не один, а три креста и  табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский».


      Иерусалимский патриарх Макарий посоветовал  поднести кресты к тяжело  больной женщине.Сначала никаких чудес не произошло, но когда  она прикоснулась к третьему кресту, сразу же выздоровела.В это же время мимо несли  покойника. Возложили по очереди кресты и на него.И снова произошло чудо от третьего креста. Мертвец ожил.Теперь уже никто не сомневался, что и это и есть то самое  орудие пыток и  страданий Господних, но вместе с тем  Знак Его Победы и Славы.Через Свой Крест  Иисус Христос совершил чудеса и показал неисчезающую  животворящую Его силу.


       Царица Елена часть  Креста Господня  отдала своему сыну императору Константину, а часть оставила в Иерусалиме. Византийские императоры хранили  частицу этой святыни  в своих покоях.


        Но вернемся к предстоящему празднику, его начали отмечать с 9 века. В его основе- церковная традиция, которая берет свое начало в Константинополе, столице Византии. Дело в том, что в начале августа  в этой местности  устанавливалась очень жаркая и сухая погода. Начинались массовые  заболевания (  средневековье известно страшными эпидемиями холеры и чумы, опустошавшими целые  города), а с ними  народные бедствия. Церковь, проявляя заботу о людях, старалась оградить их духовными средствами. Из покоев византийского императора духовенство торжественно  выносило  частицу Животворящего Креста  Господня.Затем крестным ходом с молитвами  святыню несли по всему  городу  и  возлагали на престоле  Софийского храма. Во время этого торжественного шествия  происходило множество чудес и исцелений.


          В храме  совершалась служба перед Крестом Господним, православные греки воздавали почести  этой святыне, покланялись ей и просили Всемилостивого Спаса отвести от них очередную беду. В этот же день начинался  двухнедельный пост, подготавливавший  к празднику Успения Пресвятой Богородицы.В течение всего поста  также совершались крестные ходы по Константинополю, служили молебны в самых  опасных местах и освящали  источники вод. Все это помогало  избежать страшных бедствий. Ведь, как известно всем верующим, искренняя, из глубины самого сердца исходящая просьба  к Господу никогда  не остается безответной. Если, конечно, она обращена к общественному благу и помогает спасению души.

 
          В 11 веке  этот праздник уже известен во всех поместных церквях. Русская православная церковь, как  послушная дочь, старательно перенявшая у греков все праздники и  традиции, с первых же лет своего существования  отмечает это день.На Руси он  получает свой национальный колорит, что отражается в его названии – медовый Спас, так как  в этот праздник  освящают не только воду, но и мед нового урожая.И этим  церковь разрешает откушать свежего медку.До этого можно было есть только прошлогодний.Вот так  с вкушения сладости начинается Успенский пост, который хоть и короток, но так же строг, как и Великий.


          И в этом свой  символ-  в церковных песнопениях  нередко звучит выражение « сладкое брашно, сладость духовная».У святых отцов можно встретить сравнение умного человека, поучающегося в Законе Божием, с пчелой, которая собирает нектар с душистых цветов.Пост- это пора  воздержания, нравственного  и интеллектуального возрастания.Сладость духовная.


         Вспомним русскую народную мудрость- сытое брюхо к учению глухо. Грубовато, но верно.Это для тех, кто любит учиться, ведь недаром о христианстве говорят, что  оно – состояние вечного ученичества перед Божественным Учителем. «Иисусе сладчайший»-  так обращаются к Господу в  одном из красивейших православных акафистов.И только сердце молящегося и верующего человека поймет, о какой сладости идет речь. Святые говорили, что нет в подлунном мире ничего  слаще и прекраснее, чем общение с Богом.


Рецензии