Восемь снов одной реальности

Когда прошлое станосится легендой - настоящее становится чепухой.
                Дон-Аминадо

"Это была любимая пьеса Михаила Афанасьевича. Он любил эту пьесу, как мать любит ребенка"
                Елена Сергеевна Булгакова

Бессмертье - тихий, светлый брег; Наш путь - к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег!..
                В.А.Жуковский


    Говорят, что время не щадит. Оно забирает все, что когда-то было, вплоть до самой жизни. У каждого времени свои герои и обычаи. И у него есть удивительное свойство – меняться. Возможно, это и хорошо, иначе пришлось бы двигаться в одном и том же направлении.
  В то страшное время люди рождались, взрослели, мечтали о будущем и надеялись на что-то… Но жизни многих потрясло одно страшное событие – революция. Все мечты и надежды были утеряны; вместо них остался холод, голод и полная неизвестность… Да, я говорю о начале  страшного XX века.
  Одно произведение Михаила Булгакова заставило меня задуматься над всем, что я знаю, над судьбами миллионов людей. Это пьеса «Бег». По-моему, великое произведение с бессмертным персонажем. Пьеса о жизни человека в невыносимых условиях страшных лет. В пучине крови, смерти, страха и утерянной надежды. С персонажем, потерявшим все: мечты, силы, мысли и, в некотором смысле, саму жизнь. Это Роман Хлудов – «шакал» Первой Мировой войны… Этот образ включает в себя множество людей того времени.  Главный герой – глыба, нерушимая стена величия и человеческих судеб. Вулкан, лавой в котором являются года и  людские тени; надежды и смерти; горе и печали. И вот когда в то страшное время этот вулкан судеб взорвался, он оставил огромный след на всей земле Русской, в памяти тысячи людей и в учебниках истории. С лица земли никогда не стереть тех шрамов, которые оставило начало великого века. Михаил Булгаков видел это все своими глазами, и благодаря ему мы сейчас можем задуматься о жизни того Человека, который не был виновником тех событий, но стал в полной мере их участником. Для героев «Бега» нет надежды на покой и спасение, на абажур в столовой, на зеленую лампу, нежно светящуюся на письменном столе, - это призраки, которые дурачат нас сквозь сны и слезы. Величие человеческой души, как  писатель уверил в пьесе, в ее одиночестве...
  Главный  герой понятен не сразу. Чтобы понять его «изнутри», нужно попробовать думать, как он, и войти в его мысли. Булгаков создал Хлудова, наделив его той частью таинственности и загадочности, сквозь которую внимательному читателю невольно надо проникнуть. Сначала этот герой кажется сумасшедшим. Он сам говорит о себе: « Я болен, я болен, только не знаю чем». Невольно думаешь, что Хлудов -  странный человек, зверь в серой шинели. В его очах горит какой-то красный огонек не то огорчения, не то зверства, не то пустоты. Все его действия и поступки кажутся невыносимо жестокими. Эта фигура витает в мыслях резкой, огромной и властной. Когда читаешь реплики главного героя, кажется, что сталь звенит в ушах. Но когда проходит время, глаза все еще бегут по строчкам, начинаешь понимать и Хлудова, и ситуацию, и весь ужас той жизни…
  Это не был лишний Человек. Это не зверь, как раньше думалось. Это не сумасшедший. Это Человек лишенный всего и всех, брошенный на произвол судьбы не самими людьми, а, скорее, временем.  Он одинок в своем одиночестве. Его душа закрыта для всех, Его глаза блестят равнодушием и покорностью. Но, несмотря на то, что та самая покорность так ярко выражена во всем образе, в душе ярко горит желание поступать по-другому, нежели он поступает. Он добился многого в жизни, но это все  теперь не так уж и важно. Любил ли он когда-нибудь и кого-нибудь?! Любил и продолжает любить Родину. Это единственное, что у него осталось и единственное, на что он рассчитывает. Он может ее спасти, по крайней мере, этот Человек так думал. Любил ли Он людей? Возможно, но Он стал их злейшим врагом, не по своей воле.  В конце концов, Он понял, что все кануло в лету и невозможно что-либо изменить. Главнокомандующий – это Пресс, из-под давления которого нельзя убежать. Он не в его силах сказать, что все безнадежно, его мнение не учтут. Пресс давит на него и на многих таких же, как Он. Несмотря на свою власть, этот Пресс глуп и самонадеен. Он продолжает держать под собой тысячи людей, продолжает давать указания, которые вряд ли правильны. Эти указания нельзя оценивать, их надо выполнять. И вот Человек превращается в волка, в шакала. Люди, такие же, как и Он говорят ему прямо в лицо: «Из Петербурга бежим. Все бежим да бежим. Куда? К Хлудову под крыло! Все снится: Хлудов…Вот и удостоились лицезреть. Дорога, и куда не хватит глаз человеческих, все мешки да мешки! Зверюга, шакал!» Почему Он таким стал? Потому что Он всего лишь генерал…Он должен выполнять приказы того самого Пресса – Главнокомандующего, который все еще хочет выиграть войну, но решает бежать в Константинополь.
  Я думаю, что те, кому эта книга случайно попадала в руки, могли и не изъявлять желание разбираться в судьбе этого Человека. В его личных переживаниях и мыслях. И это неправильно. Я попробую приоткрыть завесу его каменной души. 
  Каким было прошлое Хлудова? Можно предположить, что он был хорошо воспитан, происходил из дворянской семьи. Рос в одной из столиц, например в Петербурге. После окончания гимназии поступил на военную службу и успешно продвигался по карьерной лестнице. Воевал, два раза был ранен, получил массу наград: «…Хлудов снимает доху, оказывается в гимнастерке, в серебрянных погонах, с множеством значков на груди…», дослужился до генерала. И все это при царе. Как же может человек, который воевал за царя, который любил свою Родину больше всего на свете, как же такой человек может бросить прежнюю жизнь и перейти в Красную армию? Нет, это практически невозможно. Хлудов верил. Он верил в Российскую Империю, верил в единое государство, потому что он, как и масса других людей не знал другого. И вдруг происходит крушение всего. Человек, который жил при старом строе, не может от него отказаться мигом только потому, что  приходит другая власть. К тому же приходит она не так уж и быстро. Люди верили и надеялись, что смогут выстоять, смогут вернуть былую жизнь… Возможно, они и не были правы, но тогда никто ничего не знал. Я бы хотела подчеркнуть слово «не знал», потому что именно в начале XX века была полная неизвестность. Неуверенность в следующем дне была настолько сильна, что нередко в голове рождалась мысль: проснешься ли ты завтра? Страх, потеря всего, бесконечные смерти и выстрелы, грязные окопы и война…И, как же ничтожны становятся все люди!.. Лицемерие кругом…Хлудов сам говорил об этом: «…Когда у нас отдавая отчет говорят, ни слова правды не добьешься». И все же, несмотря на всю холодность в образе Хлудова, автор хочет подчеркнуть душу этого человека, его истинное отношение ко всему, что происходит. Правда добраться до сущности всегда непросто, она скрыта за глубокими фразами и описаниями. Итак, Роман Хлудов таким стал. Я доказала, что он не мог поступить иначе, потому что он сам себе не принадлежит. Вот ключевая фраза, на которую я могу ссылаться в моем утверждении: « О, нет, нет! Ненавижу за то, что вы со своими французами вовлекли меня во все это. Вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать. Где французские рати? Где Российская империя? Смотри в окно! Ненавижу за то, что вы стали причиной моей болезни! Но я стрелою проник в туман, и теперь вообще не время…Мы оба уходим в небытие», - это реплика адресована Главнокомандующему. Человек, постепепенно терявший разум, не может думать по-другому. Хлудов сходил с ума от тех мыслей и воспоминаний, которые его преследовали. Слишком много крови было на его руках, слишком много оборванных жизней висело у него на плечах. Все это угнетало и давило. Ему мерещился призрак человека, которого казнили по его приказу. Ну, что же, это война…Возможно, Булгаков был свидетелем подобного случая в реальности, так как во время войны писатель был врачем. Он отлично создал своего героя, по моему мнению, это самый сильный характер в его произведениях.
  В конце судьба Хлудова не совсем закончена. Автор намекнул на близкую гибель своего главного героя тем, что на последней странице своей пьесы отправил его в Россию. Несложно догадаться, что бывших белогвардейцев расстреливали на родной земле. Новая власть, новые правила и уставы. Прошлое навечно ушло от тех, кто так его ждал и, может быть, слабый огонек надежды все еще горел в душе. А, может быть, и нет. У каждого свои мысли и переживания. И, все-таки пьеса построена, как восемь снов. Хотелось бы, чтобы это были просто сны, а не тяжелая реальность, которая несет бремя мучительных воспоминаний. Хлудову было 35 лет. В конце Булгаков напишет, что у него была поседевшая голова, он ходил с палкой. Одна мысль была написана на его лице, одно словосочетание он повторял чаще всего: «О, моя тяжесть! О, моя совесть!»…
  Я стремилась описать именно Хлудова, как главного героя пьесы «Бег». Я думаю, что я показала вполне достоверно, что представляет собой это произведение, с точки зрения  жизни человека в страшный период  Гражданской войны. В моей рецензии я позволила себе называть Хлудова Человеком с большой буквы. Думаю, что этот герой этого заслуживает.  Булгаков не зря называл эту пьесу своей любимой, и я с ним согласна. Сколько произведений этого автора я не читала, это остается самым дорогим для меня. Это целая история о человеческой душе, о внутренних муках и страданиях, о криках сердца. Возможно, эта пьеса сейчас не так актуальна и не так известна. Но, я считаю, что такие книги надо читать. Читать – чтобы думать, думать – чтобы жить.

Анализ пьесы "Бег" М.А.Булгакова


Рецензии
Хороший анализ личности самого значительного героя Булгакова, но образ Хлудова писатель создавал из реального генерала Слащова...

Конечно, есть у него и обобщения, но эти обобщения больше подводят к Демону Лермонтова и Врубеля, то есть Богоборца...

Светлана Шакула   22.08.2018 12:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.