14. В Энергетическом институте

13. Групповой портрет преступника http://www.proza.ru/2010/07/26/1417

 Бэрик не стал спорить. Когда друзья возвратились на «Феникс», он уселся за штурвал и прежде всего справился у навигатора, где находится Энергетический институт, потом завел мотор и выехал на ближайшую улицу. Двигаясь по ней, путешественники миновали Старый город и повернули на широкий современный проспект.

Здание института располагалось за высокой каменной оградой. Пройти внутрь можно было только через маленькую вертящуюся дверь в проходной, рядом с которой за стеклянной перегородкой сидел строгий усатый вахтер и читал газету. Всякий, кто желал попасть в институт, должен был предъявлять вахтеру пластиковую карточку с фотографией. Тот отрывал один глаз от газеты и проверял - соответствует  ли изображение на карточке физиономии посетителя. Если все было в порядке, он нажимал на кнопку; дверца поворачивалась и открывала проход. У наших героев никаких пропусков не оказалось, и потому вахтер отнесся к ним с заметным подозрением.
- Сюда нельзя! – заявил он, едва путешественники заглянули в проходную.

- Но нам очень надо! – возразил Андрик. – Мы хотим навести у вас справки об одном старом чертеже.

- Мало ли что вы хотите! – строго отвечал вахтер. – Тут не справочное бюро, а охраняемый объект. Без разрешения директора не пущу!

-  А мы как раз ищем директора, - заметил старый археолог. –  Сообщите, что его хочет видеть профессор Теодоров. Думаю, он не откажется с нами переговорить.
Вахтер скептически усмехнулся, но все же связался с кем-то по телефону и изложил просьбу незваных гостей.  Переговоры продолжались не менее четверти часа, и наконец разрешение было получено.

 - Директор вас примет, - важно сообщил вахтер, - но он предупреждает, что, в связи с большой загруженностью,  сможет уделить вам только несколько минут. 

- Что ж, - сдержанно отвечал профессор, - мы попробуем уложиться. 

Наши герои миновали проходную и оказались в длинном коридоре. Слева и справа тянулся нескончаемый ряд дверей, за которыми работало множество сотрудников. Двери то и дело открывались, и сотрудники со смехом быстро перебегали из одной в другую. Все они были заняты разнообразными и очень интересными делами: в одной комнате проходил шахматный турнир, в другой – забивали козла, в третьей – пили чай и с аппетитом закусывали принесенными из буфета булочками.

Но на втором этаже, где располагались апартаменты начальства, все выглядело совершенно иначе. Тут царила благоговейная тишина, нарушаемая только легким постукиванием каблуков – это пробегали с папками под мышкой озабоченные чем-то курьеры.  Секретарь  в безукоризненном костюме и белой рубашке – сидел за столом, обставленный со всех сторон телефонными аппаратами,  факсами, ксероксами, принтерами, сканерами, и деловито щелкал по клавишам компьютера. Увидев путешественников, он велел им подождать, пока директор не освободится.

Ждать пришлось довольно долго. Но вот дверь отворилась, и их попросили  войти. Оказавшись внутри кабинета, Аристарх Ромоданович и его помощники увидели огромный стол, заваленный кипами бумаг, над которыми тускло поблескивала розовая лысина. Не поднимая глаз, директор один за другим выхватывал из ближайшей кучи листки бумаги, размашисто ставил на них свою резолюцию и откладывал в сторону. Когда количество подписанных документов увеличилось  настолько, что они грозили совершенно погрести его под собой, директор нажал кнопку звонка и велел вошедшему секретарю:

- Пойди-ка сюда, голубчик! Немедленно разложи все по папкам и разошли по отделам!

Секретарь бросился исполнять полученное распоряжение, а директор поднял остроносое лицо и сердито посмотрел на вошедших. Это был невысокий  важный субъект, всем своим видом демонстрировавший чрезвычайную озабоченность.

- Чем могу? – спросил он не здороваясь. – Только говорите короче, у меня миллион дел!

-  Неужели, целый миллион? – удивился Бэрик.

- А как вы думали, юноша? – внушительно промолвил директор. – Наша планета стоит на пороге великого энергетического кризиса! Скоро нефтяники выкачают из земли всю нефть и весь газ. С чем тогда изволите остаться? С угольком? С ним тоже, извините за выражение,  долго не протянешь! Что тогда будет? Падение! Коллапс! Крушение, если можно так выразиться, всей современной цивилизации!  Единственная надежда, что мы сумеем вовремя отыскать новый источник энергии! Где же тут предаваться праздному пустословию?

Бэрик замер, подавленный величием свершавшихся в этом кабинете дел, и важностью, принимаемых здесь решений.

 – И над чем вы сейчас работаете? – спросил заинтересованный Андрик, который, как уже говорилось, много читал и мог поддержать разговор на любую тему.  -  Усовершенствуете солнечные батареи? Или думаете, как лучше использовать энергию ветра? А может, вы собираетесь разрешить проблему путем строительства атомных и термоядерных электростанций?

- Ничего подобного! – презрительно пожал плечами директор. – Все, о чем вы толкуете, извиняюсь за выражение, старые, никому не интересные штучки. Нет, наш институт избрал иную, если можно так выразиться, никем дотоле не опробованную дорогу. Представьте себе: мы обнаружили совершенно новый, доселе не открытый источник энергии.

- Что вы говорите? – поразился Андрик. – И где он находится?

- На горных вершинах!

- На горных вершинах? Но откуда там взяться энергии? – с недоумением спросил Аристарх Ромоданович.

- Представьте себе, из воздуха, - снисходительно объяснил директор. – Ведь в чем, извиняюсь за выражение, состоит главное достоинство горных вершин?

Тут директор посмотрел на Бэрика, словно ожидал от него ответа.

- Не знаю, - растерялся мальчик, - наверно, в том, что они крутые.

- А вот и нет! – усмехнулся директор, - главное их достоинство в том, что они высокие! Из-за этого на вершинах, словно в гигантских холодильниках, происходит, выражаясь научным языком,  конденсация находящейся в атмосфере влаги, которая выпадает на землю в виде чего?

- В виде снега! – догадался Андрик.

- Правильно! А поскольку он идет круглый год, на вершинах собирается прямо-таки невероятное количество снега! Когда его становится слишком много, он отрывается от склона и скатывается вниз в виде, извините за выражение, лавин. Лавины, как вы знаете, движутся с огромной скоростью, ломая и сметая все на своем пути, то есть, говоря научным языком, являются источниками огромного количества дешевой энергии! И представьте себе: эта энергия абсолютно никем и никогда не использовалась! Она пропадает без толку, растрачивается, можно сказать, впустую. Но теперь наш институт положит этому безобразию конец!

- Звучит заманчиво, и уже есть какие-то результаты? – поинтересовался Аристарх Ромоданович.

- А как же! – гордо отвечал коротышка. – За последние пять лет мы обследовали и взяли на учет сотни снежных вершин. Нами накоплен и, можно сказать, обобщен огромный опыт в области лавиносрывания, лавиносметания и лавинозасыпания. Так что работа продвигается вперед полным, извиняюсь за выражение, ходом.

 Директор хотел еще что-то сказать, но тут вспомнил о том, как он ужасно занят, и осведомился о причине их прихода.

- Так значит, вам нужен план Мастодонсской электростанции? – задумчиво переспросил он. – Нет! Мы не можем вам его дать.

- Но почему? – удивился Аристарх Ромоданович.

- Потому что все подлинники были отданы в музей, а снятые с них электронные копии хранятся на диске моего компьютера.

- Так это же прекрасно! – обрадовался Андрик. – Давайте, мы скопируем чертежи на наш компьютер. Управимся за одну минуту.

- Никак нельзя! – покачал головой директор. - Тиражировать электронные копии не разрешается!  Приказ об этом уже давно висит на нашей доске объявлений.

- А чей это приказ?

- Мой!

- Так отмените его!

- Не могу, - возразил директор. - Подчиненные должны видеть принципиальность своего начальника. А что произойдет, если директор станет отменять свои собственные указания?

- Что? – спросил Бэрик.

- Он мгновенно утратит уважение коллектива, - объяснил директор. -  Какая же здесь будет, извиняюсь за выражение, трудовая дисциплина? Одна только видимость!

И коротышка опять взялся за свои бумаги, показывая, что разговор окончен.
Путешественники вышли из кабинета и стали спускаться по лестнице.

- Нет, вы видели этого болтуна? – возмутился профессор Теодоров. – Неужели вся наша наука находится в руках подобных субчиков?

- Может и не вся! – вздохнул Бэрик. – Только нам от этого не легче!

Профессор хотел возвратиться на «Феникс», но Андрик остановил его.

- Так не годится! – твердо заявил он. – Мы не уйдем, пока не получим то, что нам необходимо.

15. Дерзкое предприятие Андрика и Бэрика http://www.proza.ru/2010/07/26/1537

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294


Рецензии
Отлично описаны "внутренности института". Прямо в точку. А директор- сам ходячая бюрократическая лавина словоизвержения. Такие человеческий язык не понимают. Надо героям научиться с ним общаться на его языке. Иначе плана им не видать.С интересом.

Валентина Пескова   23.03.2020 22:11     Заявить о нарушении
Научиться нельзя, а без плана загадку не разгадать. Придется искать обходные пути. Ничего, Андрик найдет выход! А за интерес - спасибо. Вы обязательно указывайте скучные места. Я потом постараюсь их переделать.

Константин Рыжов   23.03.2020 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.