Немного истории

Начало начал
Серьезным  фактором, существенно повлиявшим на сознание нынешних россиян, является и многолетнее воздействие на умы пропагандистского мифа большевиков о постоянно присутствующем враждебном окружении. Вся литература советского периода была пронизана образами врага: буржуазия, шпионы, вредители, террористы и фашисты, сионисты и империалисты – все они постоянно пытались, по мнению «инженеров человеческих душ» из КПСС, сделать Советскому Союзу какую-нибудь фатальную гадость. Постоянное внешнее давление на психику, вызывающее состояние нестабильности, неудовлетворенности, в совокупности со всеобщим страхом не могло не дать результатов в виде всевозможных психических отклонений. Но ведь было и другое. Была Русская порядочность, надежность. Веротерпимость, взаимовыручка.
Однако из главных факторов формирования Российской истории, определяющими ее наиболее важные социальные , национальные и государственные особенности, является тесное взаимодействие на протяжении многих столетий различных религиозных традиций, различных народов и народностей .Из религиозно-идеологических учений главным образом,   христианства и ислама . Принятые на территории современной  России. Эти два  религиозно-идеологических учения , тесно связали между собой историю и население тюркско-славянского мира   имеющие общие  генноисторические корни. Эти религиозно-идеологические учения прямо и последовательно способствовали образованию из разнородного конгломерата племен и народов Российского  этноса с особыми, сформированными  ходом евразийской истории мирровозрением, языком и   поведенческими стереотипами, мозаичностью культуры и т.д.
Исторический процесс формирования Российского этноса начался за долго до Монгольского нашествия.  И уж ни как не после 1917 года. Начиная с Х века, а именно со времени провозглашения ислама официальной религией Волжской Булгарии (922г.) и крещения Киевской Руси (988 г.), эти религии в значительной степени определяли симбиотический характер российской государственности. В результате сложились отношения, которые в разные исторические периоды носили то характер непонимания  и открытой вражды, то развивались  через проявление взаимного интереса и осознание определенной духовной общности, восходящей к единому источнику ближневосточной авраамитической  традиции.
Как известно  в течение двухсотлетней истории существования Золотой Орды ( середина XIII – середина XVвв.) ,правители  монгольского происхождения   относились по традиции заведенной еще Чингисханом , весьма веротерпимо к различным вероисповеданиям, в том числе и к Христианским  религиям. Ни какого гонения на Христиан в те времена  не существовало. В столице Золотой орды, Сарае Бату, было организовано  церковное руководство , христианская епархия. Которая до времен Дмитрия Донского назвалась, Сарайской  в последствии  Московской. Во  время правления хана Узбека (1312-1342) ислам принял статус государственной религии в Золотой орде. Однако признание ислама государственной религией Золотой орды не означало проведения ханами политики тотальной исламизации других народов.
В период правления Узбека и последующих ордынский правителей, приверженцы христианских направлений – православия и католицизма имели гарантированное право не только исповедовать, но и привлекать в лоно своих церквей новых членов, в том числе из ханского окружения. Сын Батыя Сартак  был христианином. Более того, оскорбление религиозных чувств не мусульман, в Золотой орде каралось смертной казнью. Что же касается христианского духовенства, то оно было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимости ордынских правителей говорит такой показательный факт, как открытие в столице Золотой Орды – Сарае – в 1261 г. Подчиненной киевскому митрополиту кафедральной православной епархии.
Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за ним постепенное завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Урала, мусульманской ойкумены – Астраханского, Сибирского и Крымского ханств, стало поворотным пунктом в истории тюркских народов этого региона. Процесс централизации  Руси вокруг Москвы, начатый еще «собирателем земли Русской»  Иваном Калитой   (ум. 1340 г.),   завершился   ко второй половине XV в.
  При Василии III (1477 – 1533_ образованием Московского царства , его официальной идеологией становится опирающаяся на антично- византийское наследие («Второго Рима») православно-церковная доктрина.
 «Московский период» Российской истории (сер. XVI – XVII вв.) проходил под знаком широкого распространения среди народных масс идеи «Москва – Третий Рим»     выдвинутая иноком Филофеем, а затем   закрепленная реформами Никона (XIII в.). Основной целью этого действия было создание    в Москве «Вселенского Православного Царства».  По мере утверждения среди московской элиты претензии на византийское наследие (  Константинополь пал под натиском турок-османов в 1453 г.) и усвоения греко-православных ценностей происходил процесс оттеснения иных вероисповеданий , в том числе и  вытеснения ислама из тех сфер жизни, где он в той или иной степени привился   ранее. Крайней его формой стала ликвидация всех институтов мусульманской государственности на территории бывших ханств, кроме Касимовского царства – единственного мусульманского анклава, где на легитимной основе продолжали действовать традиции исламского общества.
С утверждения на престоле династии Романовых отношение к православной Руси к исламу официально закрепляется в царском указе от 16 мая 1682 г., в котором идеологическая нетерпимость к исламу приобретает характер «государственной политической установки».  Указ  Федора Алексеевича от 1681 г. был составлен весьма хитроумно. Поместья и вотчины с крестьянами православного вероисповедания у мурз отнимались, но взамен было обещано, что им будут предоставлены деревни темниковской  и Кадомский  мордвы. Тут же, в следующем предложении указа, мордве предлагалось креститься с шестилетними льготами в податях. Вся суть здесь в том, что если мордва не крестилась, ей грозила участь стать крепостными у татарских помещиков, а при условии крещения мордва оставалась государственными крестьянами, так как мурзам запрещалось владеть крепостными-христианами. Естественно, вся темниковская и кадомская мордва в течение 1681-83 гг. сделала свой выбор – приняла крещение .
Татарские мурзы вместо обещанной компенсации в феврале 1682 г. получили новый царский указ, в котором было сказано: “Мурзам и татарам, их женам, вдовам, недорослям, девкам указ Государя, чтобы они упорство свое отложили, во святую веру греческого закона крестились и били челом Государю о поместьях своих и вотчинах до 25 февраля, а которые до этого срока не крестятся и челобитен  о поместьях и вотчинах не подадут, у них поместья и вотчины, и всякие угодья будут отняты и розданы тем мурзам и татарам, которые крестились уже или крестятся до 25 февраля”. Впервые эти указом также устанавливалось, что упорствующие в своей вере будут ссылаться в ссылку. Но в 1682 г. молодой царь внезапно скончался и репрессии по отношению к татарским мурзам прекратились .
Малолетние братья покойного Федора Алексеевича Иван V (1666–1696) и Петр I (1672–1725) были провозглашены царями, а на деле правила Россией их старшая сестра Софья Алексеевна (1657–1704). Часть бояр начала составлять заговор с целью смены царской династии. В Москве начался стрелецкий бунт, стрельцы предъявляли все новые требования царевне Софье. Оставшиеся верными престолу мелкопоместные дворяне, среди которых были и татарские мурзы, подавили стрелецкий бунт и спасли Романовых.
После официального вступления на пост правительницы (29 мая 1682 г.), царевна Софья Алексеевна сразу подписала указ о том, что не окрестившимся мурзам возвращается половина конфискованных поместий и вотчин, а уже 13 июля Софья подписала новый указ, которым татарским мурзам возвращалось все конфискованное, при условии не притеснения крестьян православной веры .
Однако в 1689 г. ситуация меняется – Петр I свергает царевну Софью и заключает ее в Новодевичий монастырь. Петр I еще несколько лет занимается потехами и забавами, обучением ремеслам и военному делу, а Россией  реально правят Наталья Кирилловна, мать Петра I, ее родственники Нарышкины, и родственники первой жены Петра, Лопухины. В этот период России особенно расцветает казнокрадство и мздоимство. 
 После смерти матери в 1693 г. Петр вынужден уделять больше времени государственному управлению.   Беспредельная жестокость и беспощадность Петра особенно ярко впервые проявились в так называемом стрелецком розыске, когда с 1698 по 1700 г. после страшных пыток были казнены и заживо замурованы в стены монастырей  более тысячи из взбунтовавшихся московских стрельцов. (Углический  православный монастырь. Такая же участь постигла и Донских казаков. Не смирившихся с бесчинствами , творимыми на Дону боярами Петровской власти.)
В петровскую эпоху дискриминационная политика в отношении исповедавших ислам, сопровождается насильственной христианизацией тюркоязычного  населения, уничтожения мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Заметно были ущемлены права такой почетной категории нерусских граждан Российского государства, как «служилые татары» - особого сословия татарской знати, состоявшей на службе московских царей. (Петровский указ 1723 г. предлагал всем татарским мурзам пройти обряд крещения в течение полугода, в противном случае у них могли отнять имеющиеся привилегии, поместья и земли.) Татарские мурзы, как и все служилые люди, участвуют в новых военных действиях против Крыма и Турции, в обеих осадах Азова (безуспешной в 1695 г. и окончившейся взятием в 1696 г.), в Северной войне (1700–1721), в строительстве Санкт-Петербурга и т.д.
Только через 20 лет после того, как Петр основательно взял в свои руки власть, он продолжил политику крещения татарской аристократии. Петру это было сделать легче, чем его предшественникам. Православная церковь с 1700 г. была фактически подчинена ему напрямую, степные татары были уже истощены настолько, что уже не являлись большой угрозой для России, а значит, и мурзы уже не были так нужны.
Указом Петра I от 3 ноября 1713 г. татарским мурзам было повелено в течении  шести месяцев креститься (“... чтобы они, басурмане, крестились конечно в полгода...”). Поместья не принявших крещения в установленный срок подлежали конфискации. При отписке поместий отбиралось буквально все, вплоть до конфискации семян в амбарах и выселения татар из собственных домов. (Не правда ли все это  очень похоже на времена коллективизации в Советской России.)
При императрице Елизавете тенденция открытого искоренения ислама достигает своего апогея: число насильственно крещеных в период 1730 – 1760 гг. достигает порядка 100 тыс. человек. Только за четыре года с 1740 по 1743 гг. в Поволжье было снесено 516 мечетей.
Политика насильственной духовной ассимиляции и искоренения очагов мусульманства продолжалась вплоть до реформ Екатерины II, которые во многом были вызваны пугачевским восстанием 1773 – 1775 гг. Активное участие татар и башкир в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева вынудило царское правительство внести в отношении ислама и мусульманского населения определенные, вызванные новой общественно-политической ситуацией, коррективы. 22 сентября 1788 г. считается официальной датой легализации мусульманского духовенства в России. Этому событию предшествовало обнародование императорского указа об учреждении в г. Оренбурге Магометанского духовного собрания, которое в дальнейшем стало именоваться Духовным управлением. Об изменении политики в отношении российских народов, исповедующих ислам, свидетельствовали принятые Екатериной II меры, например, ликвидация миссионерской конторы для новокрещенных ; разрешение строить мечети (к концу XVIII века число мечетей в России достигало 118-ти) и медресе – мусульманские школы; издание арабских текстов Корана и другой религиозной литературы.
Вплоть до издания царского манифеста о свободе вероисповеданий от 17 апреля 1905 г. ислам относился к категории «терпимых». На деле это означало соподчиненное положение мусульман в отношении к православному населению. После обнародования манифеста между этими двумя большими группами российских верующих де-юре установилось полное равенство: в частности, переход из православия в другие вероисповедания (в том числе и ислам) больше не влек за собой осложнений, ущемления гражданских и иных прав.
Накануне 1917 г. В следствии  включению в состав империи во второй половине XIX в. Территорий Средней Азии и Северного Кавказа (коренное населения которых было исторически ориентировано на восприятие духовных ценностей религии Пророка Мухаммеда), ислам фактически стал одной из официальных религий государства. Об этом свидетельствует не только то, что несколько миллионов последователей ислама имели к 1917 г для удовлетворения своих религиозных потребностей 50 тыс. мечетей (в России – 22 тыс., в Средней Азии – 12 тыс., в Бухарском эмирате – 15 тыс. мечетей), но и формирование крупных центров мусульманской учености и культуры, как например, Казань или, в меньшей степени, Оренбург, не говоря уже о Бухаре, Самарканде и Баку.
Планам большевиков покончить с исламом и мусульманским духовенством к 1943 г. помешала война. Государство, понимая огромную роль религии в деле мобилизации народных масс, постепенно начало сворачивать антирелигиозную борьбу, в авангарде которой все эти годы был Союз воинствующих безбожников, возглавлявшийся Е.Ярославским (Губельманом). К концу войны в организационной структуре мусульманской общины СССР произошли значительные перемены: Центральное Духовное Управление мусульман России и Сибири в 1948 г. было переименовано в Духовное Управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Одновременно создаются региональные управления мусульман: Средней Азии и Казахстана (в Ташкенте), Северного Кавказа и Дагестана (в Махачкале)  и Закавказья (в Баку).
Между тем роль мусульман (и соответственно татар) в истории России очень существенна. Это показала, например, последняя Отечественная война, в которой сражались за СССР сотни тысяч татар. Многие из них так и не вернулись домой. Знаменательно поэтому, что отмечая на Поклонной горе 50-летие Победы над фашизмом, бок о бок встали в мемориальный комплекс православный храм, мечеть .
  Наша задача – всемерно содействовать тому, чтобы этот подъем был как можно круче и выше. Но чтобы идти вперед, надо очень хорошо знать, что осталось позади, ибо Человек, не знакомый с историей своего народа, страны ,не может считаться частью этого народа, он – без корней…


Литература:
• Материалы  архивов Москвы и Санкт Петербурга.
• Ф.Ф. Фарисов   «Тайны Татарского народа.»
• Материалы  архивов  рода Енгалычевых.
• Конфуций.
• История восстания Кондратия Булавина.


Рецензии