Тильда Суинтон

Тильда Суинтон
(настоящее имя Катерина Матильда Суинтон) родилась в
семье Джона Суинтона, история которой уходит глубоко в историю. Первые
упоминания о Суинтонах относится к 886 году. Владения Суитонов
находятся в Нортембрии и в приграничной Шотландии. Ее мать, леди
Джудит Бальфур Киллен, была родом из Австралии.
Родилась она 5 ноября 1960 года в Лондоне. Детство же провела в
Германии, где служил ее отец, генерал-майор британских вооруженных сил.
В Англию она вернулась в 10, когда ее отправили в частную школу в Кенте.
Впоследствии Тильда скажет, что никак не может простить родителям
своего обучения в частной школе, требующей строгого подчинения
правилам.
Во время обучения в школе Тильда заинтересовалась театром: принимала
участие в ученических постановках и пела в школьном Мадригальном хоре.
Затем был колледж Феттс в Эдинбурге, потом Африка (Суинтон работала в
школах Кении и ЮАР) и Коммунистическая партия Великобритании.
В 1980 году она поступает в Нью-Холл (женский колледж при
Кембриджском университете). В нем она обучалась политологии,
социологии и английской литературе, играла на сцене знаменитого
студенческого театра «Кембриджские лицедеи».
В 1983 году, по окончании Нью-Холла, Суинтон присоеденилась к труппе
Королевского общества Шекспира, знаменитого театра в Стрэтфорде. Но там
ей не удалось в полной мере проявить свои способности, и она отправилась
на поиски более провокационных театральных форм в Эдинбург.
Там в 1985 году она дебютирует на сцене театра Траверс в постановке
«Белая роза». В спектакле рассказывалось о вкладе женщин в
противостояние фашистам в Сталинграде. Кроме Тильды в постановке
участвовало всего два актера. А декорации к постановке оформлял художник
и драматург Джон Брин. Четыре года спустя он стал мужем Тильды.
А в 1986 году состоялся ее дебют на телевидении, на канале Channel 4, в
фильме «Застроцци», современной интерпретации готического романа
Шелли. И почти сразу роль в фильме «Эгомания: остров надежды» в паре с
Удо Киром. Правда все ее первые роли были не слишком успешны, и она
могла бы так и остаться статисткой, если бы в один без преувеличения
прекрасный день ее драматический талант, особую пронзительность и
лиричность не разглядел режиссер-авангардист Дерек Джармен.
Первой его картиной, в которой сыграла Тильда, был фильм «Караваджо»
о жизни знаменитого художника. С того момента ее жизнь изменилась: она
не только оказалась в нужной колее, не только стала музой режиссера – она
нашла единомышленника и упрочила собственный, независимый взгляд на
мир. Джармен, известный своими гомосексуальными идеями и
нестандартным мышлением, нашел с Тильдой общий универсальный язык –
язык творчества.
Ее героини всегда были чудаковатыми, андрогинными, с
сумасшедшинкой, с причудами, не от мира сего. Игра Тильды в
пронизанных гомоэротизмом и сюрреализмом картинах Джармена
привлекла к ней внимание и других режиссеров. Надо сказать, что
Тильда Суинтон снималась в основном у режиссеров-женщин,
так как, по ее словам,женщины способны думать глубже и
чувствовать тоньше.
В 1987 году Тильда еще раз отдает
должное своему увлечению театром. Она
принимает участие в трех постановках: «Путеводитель»,
«Мероприятие» и «Человек человеку». В последнем спектакле она
играла роль женщины, которая для того, что бы выжить в фашистской
Германии, выдает себя за своего погибшего мужа.
В последствии, в 1992 году актриса снялась в той же роли в одноименном
фильме.
88-89 года актриса вновь работает с Джерманом. В частности в 88 году
она снимается в его фильме «Все, что осталось от Англии». Фильм
представляет из себя размышление о судьбе Англии при Маргарет Тетчер и
состоит из разрозненных сужетов. Суинтон играла в одном из них свою
одноклассницу Принцессу Диану.
В этом же году она получается свою первую кинонаграду: премия
«Тедди», вручаемая за фильмы о сексуальных меньшинствах.
А в 89 году был фильм «Реквием войны», визуальный ряд к оратории
британского композитора Бенджамина Бриттена и поэмам Уилфрида Оуэна
— британского поэта, погибшего всего за неделю до окончания Первой
мировой войны. Критики высоко оценили игру актёрского ансамбля в этом
пронзительном и способном шокировать фильме, явившим собой яркое
антивоенное высказывание.
Кроме того, в 89 она играет в фильме «Исполни мне что-нибудь» по
рассказу лауреата премии Буккера Джона Берджера.
В этом же году она в последний раз появляется на сцене театра в
постановках «Долгое путешествие вокруг света» и «Моцарт и Сальери». В
последнем спектакле она впервые предстала в образе мужчины, Тильда
играла роль Моцарта.
В следующем году актриса появляется в телесериале «Твое неверное
сердце» по сценарию Джона Брина. В том же году Тильда и Джон
поженились.
Джон был для Тильды не только мужем - другом, братом, отцом,
единомышленником.
1990 и Суинтон снова играет у Джермана. К этому времени режиссер уже
4 года был болен СПИДом, что наложило сильный отпечаток на его
состояние и работы. В особенности на его картину «Сад». Съемки
проходили в импровизированном саду, засыпанном гравием, на фоне
смутных очертаний атомной электростанции. Сама картина была
практически лишена диалогов. Оно являло собой чередование сцен на тему
Нового Завета и было плотно завязано на отношении Церкви и общества к
гомосексуальности. Искажение религиозных сюжетов в фильме граничило с
богохульством — олицетворением Христа стала гомосексуальная пара, а
Суинтон предстала в образе Девы Марии, которая скрывается от
преследования репортёров, изображая тем самым бегство в Египет.
В 1991 году Тильда продолжает сниматься у Джермана. На этот раз в
драме «Эдуард II» по пьесе драматурга елизаветинской эпохи Кристофера
Марло. Сюжет фильма был построен на истории любовных отношений
короля Англии Эдуарда II и его фаворита Пьера Гавестона. Суинтон сыграла
надменную королеву Изабеллу, которая, будучи отвергнутой мужем,
при поддержке суда и церкви заставила короля подписать указ об
изгнании фаворита. За блестящее воплощение образа Изабеллы
актриса получила премию Венецианского кинофестиваля как лучшая актриса 1991 года.
1992 год в жизни актрисы ознаменован
наверное самой значительной ее роль: в фильме
Салли Поттер «Орландо» по знаменитому роману-автобиографии
Вирджинии Вулф.
Фильм, как и книга, был разделён на шесть смысловых частей — Смерть,
Любовь, Поэзия, Политика, Общество и Секс, — и охватывал период в 350
лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую
— женщиной.
Игра актрисы — ошеломляющая, одинаково убедительная как в облике
женщины, так и мужчины — получила восторженные отзывы критиков. На
Международном кинофестивале в Сиэттле Суинтон получила премию
лучшей актрисы года, а сама картина была признана лучшим фильмом на
Венецианском кинофестивале и получила ряд других престижных кино
наград.
Озвучив Офелию в мультфильме
«Гамлет», Суинтон вернулась к Джармену и в 1993 году
приняла участие в двух его фильмах. Первым стал «Витгенштейн»,
ещё одна биографическая фантазия Джармена, на сей раз — о жизни
известного философа XX века Людвига Витгенштейна.
Вторым фильмом стала начисто лишённая визуального ряда предсмертная
лента Джармена «Blue» — за кадром на фоне синего плана звучали лишь
голоса Суинтон, двух других актёров и самого режиссёра, рассказывающего
о своих последних днях.
19 февраля 1994 года Джарман умер. Глубоко переживая потерю друга,
Суинтон перестала сниматься (в 1994 году она появилась на съёмочной
площадке лишь однажды — в экспериментальном фильме «Воспоминание о
мимолётном: правдивые истории, визуальная ложь»). Она увлеклась бегами
и проводила много времени делая ставки на ипподроме.
Далее в 1995 году Суинтон приняла участие в выставке художницы-
авангардистки Корнелии Паркер, на неделю превратившись в живого
экспоната — она проводила по восемь часов в день, лёжа, словно Спящая
Красавица, с закрытыми глазами в стеклянном боксе. Сама актриса
рассказывая об этом, говорит, что сейчас была бы не против повторить этот
опыт, хотя после окончания выставки решила, что ничего подобного делать
больше не будет.
В кино Тильда вернулась лишь 1996 году, снявшись в драме «Женская
извращённость» по одноимённому феминистскому трактату Луизы Каплан.
Картина вошла в конкурсную программу независимого кино в Санденсе.
В 1997 году Суинтон снялась в фантастическом фильме Линн Хершман-
Лисон «Задумывая Аду» — истории о женщине, которая, используя
киберпространство как машину времени, находит способ связаться с давно
покойной дочерью лорда Байрона — героиней Суинтон Адой, известным
математиком XIX века. В том же году актриса стала матерью, родив
близнецов Ксавье и Онор, а затем, желая больше времени уделять семье,
вновь сократила участие в кинопроектах до минимума и переехала с мужем
и детьми из Челси на северо-восток Шотландии.
Правда в кино после рождения детей она вернулась довольно рано. Уже
1998 году она снялась в биографическом фильме её давнего знакомого
Джона Мэйбери «Любовь — это дьявол: штрихи к портрету Фрэнсиса
Бэкона», в основу которого легла история взаимоотношений знаменитого
художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона и его любовника Джорджа
Дайера.
В 2000 году Суинтон появилась в приключенческом триллере Дэнни Бойла
«Пляж» с Леонардо ДиКаприо в главной роли.
После этой ленты Суинтон стали приглашать в голливудские проекты, и
если ей нравились сценарии, то она принимала эти приглашения. Первой ее
голливудской картиной стал фильм «Концы в воду» снятый в 2001 год.
За роль в этом фильме Суинтон была номинирована на получение ряда
престижных кинонаград (в том числе на «Золотой глобус») и в итоге была
награждена премиями Общества кинокритиков Бостона и Общества
кинокритиков Лас-Вегаса как лучшая актриса.
В том же году она сыграла эпизодическую роль в триллере Камерона Кроу «Ванильное небо».
После небольшого перерыва Суинтон
появилась в необычном проекте — видеоинсталляции
турецкого модельера Хусейна Чалаяна «Отсутствие присутствия»,
которая была представлена в павильоне Турции на 61-м Венецианском
кинофестивале. По мнению модельера андрогинный облик актрисы
идеально подходил для его режиссёрского дебюта.
2005 год стал довольно плодотворным для Суинтон в творческом плане —
она была задействована сразу в четырёх картинах. Сначала она снялась в
остроумной мелодраме «Дурная привычка», сыграв роль матери
семнадцатилетнего подростка Джастина, который никак не может
избавиться от привычки сосать палец. Далее впервые за свою карьеру
актриса появилась сразу в двух крупнобюджетных голливудских проектах —
сначала в мистическом триллере «Константин: повелитель тьмы», где её
партнёром стал Киану Ривз, а Суинтон сыграла архангела Гавриила, а затем
в сказочном фильме «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф».
В этой картине по одноимённому произведению Клайва Льюиса актриса
появилась в облике злой колдуньи, погрузившей волшебную страну Нарнию
в вечную зиму.
Кроме того в 2005 году Суинтон по приглашению Джима Джармуша
снялась в его новом фильме «Сломанные цветы» с Биллом Мюрреем в
главной роли.
В 2008 году актриса снялась в фильме "Майкл Клейтон" и получила
своего первого Оскара за лучшую роль второго плана. В фильме актриса
играет бизнесвумен Карен Краудер, которой приходится идти на серьезное
преступление, чтобы исправить возникшие рабочие неприятности. Краудер
делает свой свободный выбор, а затем несет за него ответственность.
Последние десять лет Суинтон все больше снимается в голливудских
лентах. С тех пор как рядом с Суинтон нет Джармена, который бы вел ее за
руку тайными, никому не ведомыми тропами, она идет широкой,
накатанной дорогой. Тильда приблизилась к зрителю, но осталась так же
далека – как не может стать ближе звезда оттого, что однажды ты замечаешь
ее на небосклоне.

http://www.esquire.ru/articles/41/wil/swinton/
http://www.greenmama.ru/nid/2161078/
http://hello.ru/articles/tilda.html
http://kino.ukr.net/persons/55/
Авторы статьи - Евгения Литвиненко, Оксана Горошкина.
Автор иллюстрации: Ирина Реудцой. "Тильда Суинтон, фильм "Орландо"


Рецензии
а вы на фотке симпотичная

Олег Бубнофф   19.08.2010 20:06     Заявить о нарушении
Это не фото, а рисунок. И это не я, а Тильда. :)

Редакция Бука   20.08.2010 05:41   Заявить о нарушении
очень нравится Тильда. Она необыкновенная

Роза Жумекен   13.07.2011 22:23   Заявить о нарушении