О натюрморте. Цветы 3 Кузнечик и бренность жизни

     В восприятии современников Яна Брейгела Старшего кузнечик в травах должен был напоминать о гравированной эмблеме из первой книги четырехтомного собрания эмблем и символов Иоахима Камерария, выпущенной в Германии в 1590 – 1604 гг. и неоднократно переиздававшейся на протяжении XVII столетия. Эмблема представляет кузнечика в травах и сопровождается надписью: «Жду, пока не придет». Истолкование эмблемы содержит надежду на достижение новой, лучшей жизни по воскресении.
     Всмотримся в натюрморт и попытаемся определить, несет живописно-образный строй картины подтверждение или опровержение этого смысла. Особенности изображения цветов в натюрморте с шелкопрядом более всего похожи на воплощенную красками мысль о перецветающей роскоши земного бытия. Если в ряде других цветочных натюрмортов этого мастера мы отметим в первую очередь любование растениями, изысканное сопоставление их формы, окраски, даже самих размеров цветов и соцветий, то в данном случае акцент поставлен на пышных, слишком перецветших розах, готовых к увяданию, и пестрых тюльпанах, показанных «в зените» расцвета. Для этого букета мастер выбрал также несколько веточек незабудки. Маленькие голубые цветки этого растения, на многих языках сохраняющего значение своего названия – «не забудь» -  контрастируют с огромными и тяжелыми по сравнению розами и тюльпанами. Этот букет цветов в большей степени, чем многие другие, создает впечатление дисгармонии, контраста и, возможно, смыслового противопоставления эмблематическому смыслу, обозначенному рисунком на вазе. Действительно, букет или пышный цветок часто служили символом суетной и короткой жизни.
    


Рецензии