4. Встреча с прислужником Аллий

       Ассан метался.Что  происходит? Я раньше никогда не врал! Сегодня же откроюсь,  без   веры  невозможно жить! Они же чувствуют враньё,  и ждут, когда созрею сам для правды.
     Он появился к ужину, глаза  решимостью светились.
     - Отец и мать,  хочу признаться ...
     Опять над ухом  прошептали:
     - Молчи,  сомнения бред  воображенья, в родителях иные  мысли.
     Ассан сказал не то, что думал:
     - Я постараюсь  малыша любить. Простился с другом,Стоян прощение просил за наговоры.    
     Ложь  одержала верх над волей, ей перестал сопротивляться и  успокаивал себя,  как просто лгать, смотреть в глаза и улыбаться. Родители молчат, знать вера в сына без оглядки.
      Вечером, мать напомнила Ассану:
     - Настал  черед пасти скотину, подготовь с вечера  одежду и не забудь  для Верного еду.
      Ассан,согласно череды,   перегонял скот с одного пастбища на другое. Наступил вечер следующего дня. Распределив животных по загонам,  дети поужинали,  стали готовиться ко сну. Засыпая, Ассан услышал шепот невидимки:
    - Привяжи  собаку крепче. Когда друзья уснут, приходи к  месту, где вы  скрывались от дождя. Покажу  то, что только матери доступно.
     К шепоту Ассан стал привыкать, однажды,  обратился  за советом, тот здорово  помог.  Привязав  пса,  Ассан поспешил к укрытию. Стена раздвинулась,  и перед ним возник Учитель.
     - Дай руку, - приказал Аллий.
     - Куда вы тащите меня, Учитель, я не хочу идти во тьму, – заволновался мальчик. Ответа не последовало. Дорогу им освещал  факел, парящий в воздухе, как птица.
     - Пришли, стань за спину, ни шагу от меня, - предупредил Аллий.
     К ним приближался огненный шар, Учитель поймал его и с силой швырнул наземь. Шар разлетелся на тысячу осколков–светлячков. Перед ними была огромная пещера, заполненная всяческим добром. Слитки золота и серебра, кованые сундуки с монетами и драгоценными камнями, ковры, шитая золотом одежда, великолепные сервизы, резная мебель…
     - Что это? – с изумлением  спросил Ассан.
     - Богатство, накопленное дедом, и мать твоя, наследница всему. Твой дед был сказочно богат, он умер,  не успев пересчитать  добро. Прах здесь лежит на золотой плите, - с сожалением произнес Аллий.
     Среди тряпья покоился скелет, рядом на кованом подносе лежал красивый амулет  с изображением Скорпиона. Изображение стало оживать, зашевелило лапками и медленно сползло с подноса.
     - Он, живой! – воскликнул с изумлением Ассан.
     - Силы небесные Дар поднесли народам, два амулета способных оживать, то дедов Скорпион и Сокол матери твоей. Одних кровей отец и дочь, а сущность разная, она покоя не дает живущим людям на земле и порождает войны.  Скорпион  сказочно богат,  у Сокола, кроме сияющего света и перьев, нет  за спиною ничего. Мать от богатства нос воротит.
     Ассан почувствовал, как Скорпион вцепился  лапками в штанину, и вверх пополз.  Хотел отпрянуть, пытался закричать, но тело онемело. Аллий глаз не сводил с ползущей твари. Скорпион замер на груди, забрался  на плечо, исследовал глаза Ассана,  забрался на макушку, цепь золотую подтянул, через мгновение свалился вниз, болтаясь на груди обыкновенной побрякушкой.
     Аллий крутился бешеной юлой,  смеялся, подбрасывал Ассана вверх.  Успокоившись, он  произнес:
    - Я многих приводил сюда, погибель приняли от жала Скорпиона,  в тебе хозяина признал. Настанет день, ты с радостью признаешь знак,  жить  будешь вечно и богато. Твой дед два века пережил, к бессмертию  шажок остался,   перешагнуть его  не смог. 
     - Отец мой знает о пещере? – придя в себя, спросил Ассан.
     -Сопровождает мать, в саму пещеру ход заказан. С этого мгновенья, пещерное богатство тебе и матери принадлежит, отец ничто в пещерном деле.
- При нашем-то богатстве, мы, годы многие ходили в должниках, бедствовали и, даже голодали! Мать добрый человек, поделится последней крохой. Нос от добра воротит? Поступок не понятен мне.
     - Мать  выбрала дорогу смертных и под защитой птицы ходит.
     - Странно звучат слова,  отец – ничто, народ ему заглядывает в рот, а мать   колено преклоняет. Ты суть его не осознал.
     -Они идут дорогой смертных, стареют, через тела невзгоды пропускают, обходят  стороной богатство.
    -Ты  вхож в пещеру, распредели между людьми пещерное  добро,  или                заставь распорядиться мать.
     -Я  страж пещерный, богатством не владею,  в моих руках на воле, оно растлеет на глазах. Обучен многому, могу наслать болезни, скот уничтожить,   землю сотрясти, устроить засуху и наводнение,  всего не счесть, что мне подвластно. Мать твоя, небесное создание, раз в двести лет   является на землю, силы небесные нас вяжут  договором.
     - В чем смысл его?
     - Я и она исчезнем разом, если из наших уст, хоть слово вырвется наружу. Одно могу сказать, своим существованием ей обязан. Отныне, ты вхож в пещеру днем и ночью, до времени о ней ни слова. 
- А если, кто-нибудь  увяжется за мной и выследит в пещеру путь?
     - Пепел здесь и здесь,  прах тех, кто побывал в пещере, к её сокровищам коснулся.  У Скорпиона жало беспощадно, огненный шар    сжигает  заживо не прошеных гостей.
     У Ассана мурашки поползли по коже от мысли, если  тварюга Скорпион меня бы не признал, я здесь остался бы навечно!
     - Да, - подтвердил Аллий, -  прежде, чем привести  сюда,  я долго ожидал замену. У матери родится двойня,  сына   Ассаном назовут.
     - Ты шутишь,  я  не умер, чтоб в честь мою кого-то называли. Слова, брат и сестра слух режут, делить родителей  я с ними не желаю!
    - Чем больше вас, тем лучше для меня!  Владыкой будешь здесь, а брат займет другие земли.  Твой дед, мой лучший ученик, пещерное добро он увеличил втрое, мать ломаной монеты не кинула в поднос.  А внук его вернул надежду,  наследника достойного взрастить.
     - От матери я слышал,  бежавший ранее народ, вернуться хочет, они помехой нам не будут?
     - Сильнее матери, не знаю человека. Утро на подходе, вот серый камень, он тебя проводит.

     - Ассан, вставай, рассвет чуть не проспали. С кем  разговаривал во сне, куда тебя без нас  носило? - спросили  дети.
    Как жаль, что все во сне происходило,  подумал он.
Серая пещера, несметное богатство, маячили перед глазами. Боясь разрушить дивные картинки,  свой сон он тщательно скрывал.
   Настал  черед опять   пасти скотину,  наведался  в укрытие, успокоил пса,  рычащего  на стены, вслух произнёс:
   -Сюда, во сне, я  серый камень  положил, он в факел превратился, из дедовой пещеры вывел.
    Сунув руку в расщелину, Ассан от  неожиданности вздрогнул, пальцы  нащупали округлый камень.  Дети  такие подбирали, забавляясь  в игру, кто выше кинет и поймает. Случайно залетел, подумал он и спрятал камушек в карман.
     Вечером, устав от дел, не вспомнив о находке,   он сразу же уснул.  Во сне от  боли застонал, ему  вдруг показалось,  в кармане  не камушек, а раскаленный уголёк. Уголек   прожег дыру, в воздухе повис, и медленно поплыл в  укрытие.     Проделав круг над головой, шарик   ударился о камни,  яркий свет осветил  пещерное богатство и надпись на плите, - "Пещера явь, она не снится!" Ногой,  потрогав дедов  прах,  самодовольно  произнёс:
   -Тебя в народе, кличут Черным,  проклятия делами заслужил. Перед тобою кровный  внук и  будущий Владыка, пещерное богатство распределю меж всеми, народ  правление  прославит на века.  Твой амулет, во мне хозяина признал,   сам цепью  на груди повис, иди ко мне тварюга Скорпион. Думал, во сне видение пришло, пещера явью оказалась.
   Скорпион мгновенно оказался на груди, черный, бархатный, с блестящими, как бусинки, глазами, с поджатым брюшком, он  замер в ожидании приказа. Мелькнула тень, и прозвучал  знакомый голос.
      
       -Приходу рад, в пещеру  мог    однажды привести, - Ассан поднял глаза, перед ним стоял Учитель.
     - А, если бы  не пожелал, насилие чинить бы стал?
     - Насилию  нет места в договоре.
     - Хочу взять драгоценности с собой.
     - Хозяин ты, владей  добром. Исполни просьбу,  пока сознанием и телом  не окреп, я не хочу, что бы отец и мать, вмешались в наши отношения. Терпение и время, тогда нас разлучить никто не сможет.
     У Ассана появилась тайна. Пещерное богатство нежданной ношей навалилось, лишив  душевного  покоя. Мать и отец любимы были и  по значимости равны. Аллий, возвысил  мать, нарушил отношения с отцом. Раньше,  свободное от работы и учебы время, он проводил с друзьями, а нынче повод  находил, что бы остаться дома. Лип к матери и задавал вопросы:
     - Почему  выбрала в мужья отца, разве достойней  не было мужчины?
     - Ума не приложу, откуда в светлой  голове, такой вопрос возникнуть мог? Усомниться в достоинствах  отца! К нему тянулась, будучи ребенком. Он защищал, спасал меня, рискуя собственною жизнью. Чист помыслами, делами честен,  народ избрал его Владыкой, и Сокол подтвердил их выбор. Моя любовь  столь велика, что выразить словами не возможно. Не будь его, и не было б тебя. Мое заветное желание, чтоб ты, похож  был на него, и в жизни испытал  любовь и уважение, которыми судьба нас наградила.
     - Почему о пещере стараешься не говорить со мной?
     - Время не пришло, неокрепший разум не сможет оценить реальность.
     - Как долго должен я терпеть, чтоб между нами не было сокрытий?
     - Когда наденешь на себя  народную судьбу, в ней каждый Соколенок,  тебе дороже жизни будет. Когда жизнь друга и врага оценишь равнозначно и все усилия приложишь, что б между ними не было резни.
   -Смысл   непонятен,  как можно относиться равнозначно к другу и врагу?
-И мне был раньше непонятен, соседи возвращаются на земли, проходя через город Соколиный,  крушат строения и Соколам проклятья шлют. Недавно, мы столкнулись на тропе. Луки натянуты, стрелы  нацелены в сердца, терпение и мудрые слова, остановили бойню. С южанами веками жили  мирно, когда твой дед отмщением занялся, народ, спасая жизни,  бежал в далекие края. Мы не участники кровавых дел,  но, отвечать за них придется, наследие тяжелое у нас. Соколам приказала луки  за спину спрятать, дорогу уступить и пищей поделиться. Молодь роптала, уступки за унижения сочла, а матери, мне в ноги поклонились и с той и с нашей стороны.               
     - Много  ли добра в пещере?
     -Величины такой не знаю.
     - В запасе у тебя  несметное богатство,  ты караваны в долг брала и позволяла голодать!
     - Пещерное богатство  не только нам принадлежит, слитки золотые и дорогие камни везли с ограбленных земель,  когда в пещеру прихожу, мне стоны слышаться безвинно убиенных. Почему караваны в долг брала?
-Общий долг  объединил  народ,  и научил жить друг для друга.
     - С  презрением о богатстве говоришь, а у тебя на шее  ожерелье,  ты с ним не расстаешься.
     - Великий мастер чудо сотворил, и я любуюсь им,  мы выменяли на зерно, которое взрастили сами. При мне всегда  подарок твой, обыкновенный  камушек речной, дороже  дара не знавала.  Вспомни, сколько   стараний   приложил, пока задумка воплотилась.
     Мать положила перед ним природный образец,  белый камень, в серёдке  черный круг,  при лунном свете, в нём  крохотные звездочки блестели.
     Годом раньше, на берегу большой реки,  Ассан с детьми каменья собирал, ими украшали глиняные стены. Он выложил подобие совы, два круглых камушка устроил вместо глаз. Один из них, при лунном свете блеском заиграл,  находка  поразила  необычностью и формой. Над камушком   возился долго, сплёл колыбельку для него, оформил кожаным шнурком, и матери подвеску подарил. Вертя в руках природную красу, подумал, как можно сравнивать обыкновенный камень с блеском пещерных украшений, а вслух спросил:
     - До рождения деда, народ наш  бедностью  страдал?
     -Трудолюбие и богатство всегда сопровождало нас. В пещере  хранилось общее и личное добро, её никто не охранял. Щипая общую казну, в учетной книге оставляли метку,    долги  исправно возвращали.  Твой дед, войдя в пещеру первый раз, воскликнул,  как много здесь добра, всем этим я  хочу владеть!  Значения не предав словам,  над возгласом смеялся люд. Владыкой став, мечтою овладел. Ради пещерного богатства, он превратил цветущие сады в пустыни, дворцы и города опутал мертвыми тенями,  народ зачаток поддержал. В пещеру захожу, когда стихия козни строит, и столько приношу добра, чтоб мы разруху одолели.  Подачки дармовые всегда стекаются с ладони.
     -Твои дед с прадедом  иными были, об их достоинствах так мало говоришь, разум заполнен злодеяниями отца,  ты  их не совершала!
    -Они  аукнутся на ваших жизнях и будущем потомстве, проклятия,  народу долго отмывать придется. Святая Соколиная земля сменила много поколений, нам светят те же солнце и луна и построение звезды не меняли, наши предки наказывали нам…
    -Мы иные,  дома какие строим,  воду горящую изобрели,  - перебил Ассан.
    - Меняется облик городов, орудие труда, одежда, а человеческая суть веками неизменна. Предки, семь веков назад,  о смысле жизни написали, - мать достала из кованого сундука старинную оплётку, прочла:
    Небеса спросили Человека, что для него желаннее  на свете? И Человек ответил Небесам,  земля родная под ногами,  очаг семейный, единая и неразменная любовь, дети, идущие одной дорогой,  труд, приносящий радость,  отсутствие стихийных бедствий, мора.    От них отличие одно, нам опыт жизни их достался, осмыслив, ошибок многих  избежим.  С этого дня, работать будем  над содержанием   бесценной книги. Одолеем,  сведу в хранилище святое,  Владыка должен знать  историю народа. Потребуются годы,  терпение,  усидчивость и воля.
     - Так долго ждать? Мне хочется сейчас   хоть что-нибудь узнать!
     - Обрывки, возмутят твой разум.  Не переплыв реки, ступить на дальний берег невозможно. Ждала, когда о смысле жизни начнёшь вопросы задавать. Отец, настойчиво и терпеливо,  пять лет у Стражников учился и изучал историю народов.
     - Ему зачем, он не из нашенских кровей!
     - Соколы не чистокровны, каждый сплетён из множества ветвей. Владыка, должен знать обычаи и нравы, основу бытия и править трезвой головой.   
      - Какой же он Владыка, если пещера не его.
     - Я, этих слов  не говорила, кто рассказал тебе  об этом?
     - Когда был маленький, лежал меж вами,  об этом разговор вели, сейчас я вспомнил и спросил, - солгал Ассан.
     - Вчера была в пещере, помощь соседям принесла, монеты золотые, взгляни на них, им больше двух веков.
     - А нам, что принесла?
     - Беда у них,  плотину прорвало, посевы затопило, и молодняк на пастбище погиб.
     - Чем лучше нас, пусть в долг у караванщиков берут,  сама же говорила, подачки дармовые стекаются с ладони.
      -То, не подачки, я возвращаю кровное добро. 
    -  Кто освещает путь в пещеру, там, очевидно, тьма кругом?
     - Наш Сокол,  летя над головою, сияет солнышком небесным.
     - Когда о Соколе откроешь тайну,  как оживает птица и появляется огонь, как научился  чувствовать опасность, грозящую тебе, народу?
    - Я жизнью поклялась хранить секреты.
     -  Отцу доверила секрет?
     - По возможности, мы, делимся друг с другом. У всех  людей, живущих на земле, внутри есть мир, убереженный   ото всех. Есть тайны у него, и у меня, тебя не обошли они, сынок.
     -Читать чужие  мысли можешь?
     - В наследство получила  дар, но им не пользуюсь. Тело человека, разум и душа,  святилище и храм. Без разрешения, их посещают воры.
     Мать вышла,  Ассан вздохнул  и тихо произнёс:
   -Силища в ней какая, себя умеет удержать!

    Ночью ему приснился сон. Маячила развилка двух дорог, одна вела в пещеру деда, у входа  ожидал Учитель, другая,  к  дому.  у ворот стояла мать. Ассан  её окликнул:
     - Та дорога, ведет  в пещеру деда и там, меня ждет Ночь. Я понял, это силы Зла. Почему не удерживаешь сына?
     - Я  удержу  сегодня, завтра, год, два,  настанет день, когда меня не будет рядом. Сам выбери дорогу.
     - Как трудно сделать выбор! В пещере я испытываю  радость, только тебе и мне доверено  богатство. Но, каменные стены холодят,  в доме, тепло,  спокойно и уютно.  Ладони тело гладят, глаза с любовью и доверием глядят,  а я обманываю вас. Ты чувствуешь предательство моё?
     Закрыв лицо руками, мать еле слышно прошептала:
    -Мне  больно!
     - Как трудно сделать выбор! Несметные богатства там, а с вами, ждет  бесконечный труд изо дня в день, всю жизнь. Я  без отца  не мог и дня прожить,  сейчас, присутствие его коробит.
     - Он, прежний, заботливый и любящий отец,   Аллий, стену возводит между вами, не помогай ему, сынок!
     - Учитель говорит, я  деда своего достоин, он любит и тебя. Однажды, проходила мимо, неся корзину чистого белья, он  на колени пал  и долго пялился на след.  Спросил, зачем он это сделал? Аллий ответил, ты, смысл  существования его. Подобных слов я от отца не слышал. 
     -В смысл слов не вник, Аллий – беда, за мною носится с зачатья. 
     -Я, твой единственный сынок, ко мне или к отцу большей любовью пышешь?   
     -Чувства, не сопоставимы, для каждого особый вес.
     -Я не хочу тебя делить ни с кем, пойдем со мной в пещеру!
     Мать покачала головой:
     - В пещере будешь одиноким и сам с собой вести беседы.
     - Кто тело будет согревать в холодном подземелье? Со мною будешь рядом ты, Аллий тебя запрёт насильно!

               


Рецензии