Песенка про парашютиста

      Начало шестидесятых! Студенческие времена!

      Как-то между лекциями около деканата мы, трое институтских друзей, прочли объявление: «Желающие в ближайшее воскресение прыгнуть с парашютом могут записаться в комсомольской комнате с 14-00 до 17-00»
      В тот же день мы записались в добровольцы.
Нам объяснили: куда явиться, как одеваться, какие документы иметь (паcпорт, студбилет и… боле ничего)
     В воскресение мы явились, нас посадили в автобус и отвезли в Тушино… Из разных групп и факультетов в тот раз собрали человек тридцать (один автобус).  Перед прыжком медосмотр был более чем примитивным: померили давление, спросили про самочувствие и всё. Потом весьма краткий инструктаж: «В первый момент ничего делать не надо! Только прыгнуть! Парашют откроется сам. Если вдруг увидите, что вас несёт далеко в сторону от аэродрома (что бывает крайне редко), то надо управлять стропами вот так! Ничего сложного!
     На нас надели мешки-парашюты, по нескольку человек стали сажать в кабинку аэростата. Не помню уж теперь на какую высоту нас подняли. Думаю никак не более 500 метров.  Ну… и… кто с удовольствием, а кто и без… шагнули в бездну для познания бездны…
      Потом каждому вручили какие-то бумажки с печатью, где фиксировался факт твоего прыжка с парашютом. Обещали ещё дать и значок (очень хотелось получить, такой был и у папы, и у мамы).  Но значка не дали…
     Не берусь сейчас рассказывать про свои личные ощущения от прыжка. Подобное столько раз рассказывали другие!
     Объявления о возможности совершить парашютный прыжок появлялись ещё несколько раз. Но мы больше на аэродром не ездили. Лично мне было некогда. (А может я врал сам себе? Может шагнуть в «бездну» оказалось не таким уж удовольствием?!) Зато все мы с таким удовольствием потом распевали песенку про парашютиста, услышанную и записанную нами на одном из вечеров студенческой песни!
 
        Спустя пятнадцать лет, когда я уже работал в ЛИИ, мне представилась возможность стать летающим инженером-экспериментатором. Моя мечта летать была уже близка, как никогда. Тем более, что взяли меня работать в самое сердце ЛИИ,  в лётно-испытательный центр. Более того, в лётный комплекс, т.е. святая-святых лётных испытаний.
И до мечты остался один шаг: медкомиссия. А со зрением у меня уже и раньше были запятые. По этому поводу меня ещё в 1968 г. не взяли в школу лётчиков-испытателей на штурманское отделение. Однако для инженеров-экспериментаторов требования не такие строгие - обнадёжил меня мой начальник, заслуженный лётчик-испытатель Адамович Н.В.
      И вот заключение мед.комиссии: «Годен к испытательным полётам без УТПП»
Расшифрую: годен, но без учебно-тренировочных парашютных прыжков.
     Как это так? Мне объяснили: «Чтобы тебя допустили к полётам, надо иметь хоть один учебный прыжок. Но если у тебя заключение без УТПП, то тебя до прыжков не допустят…» 
     Замкнутый круг: в принципе летать можно, но без УТПП летать нельзя, а УТПП мне запрещены, значит и летать нельзя, хотя и можно…
     Бегу к начальнику своему, мол, так и так… Он говорит: надо достать хоть какую-нибудь справку, что ты хоть когда-то прыгал с парашютом…
И тут я вспомнил про тот давний аэростатный прыжок. Лихорадочно искал по закромам ту невзрачную бумажку, зафиксировавшую тот парашютный экспромт. Нашёл! Принёс!
   Наверное, работай я в другом подразделении, такую бумажку не приняли бы. В нашей парашютной службе над этой бумажкой посмеялись: мол, с аэростата… да и парашюты такого типа (ПД-47) давно не употребляются!
       Однако, «блат выше наркома», и «своя рука – владыка». Я был «своим», и какая-никакая бумажка была представлена! Парашютная служба дала добро, и я был допущен к полётам без УТПП.
  Вот такую положительную роль сыграл мой первый и, слава Богу, последний парашютный прыжок.
   Решился добавить, что (по моему мнению) случись что-нибудь серьёзное в полёте, никто бы из экипажа не выпрыгнул бы, т.к. парашюты даже не вынимались из опломбированных сумок, которые сваливались в хвосте самолёта. Речь идёт о самолётах военно-транспортной и гражданской авиации.
Думаю также, что из инженерной летающей братии мало кто сумел бы самостоятельно надеть парашют… но это уже совсем отдельная тема…

   А один из тех ребят, кто прыгал в тот день в первый раз, стал через много лет космонавтом… Уж он-то потом прошёл парашютную подготовку по полной программе.

       Недавно мы с институтским другом рылись в старых  магнитофонных лентах, записанных нами на вечерах студенческой песни. И наткнулись на ту самую песенку про парашютиста, запись которой считали безвозвратно утерянной.
     В юности мы распевали эту песенку, не особенно вдумываясь в её подтекст.
     Лишь позже до нас дошло, что эта, казалось бы, незамысловатая песенка содержит двойной и даже тройной смысл, который нам тогда открылся не сразу. Да и сейчас я до конца не пойму, что хотел сказать нам автор, заставив своего героя в конце песни отстегнуть ремни и «просто шагнуть», (т.е. прыгнуть без парашюта).
   Имя автора и исполнителя не называю, т.к. боюсь ошибиться.

Песенка про парашютиста

Распахнуты люки и ветер в лицо,
привычные руки находят кольцо…
Вот в том-то и дело: находят кольцо…

Толчок – и расцвёл над тобой парашют…
На поле толпа, репортёры снуют…
Вот в том-то и смысл: репортёры снуют…

Потом, как в романе с удачным концом:
лицо на экране, на шее кольцо…
Вот в том-то и дело: на шее кольцо…

И вдруг ты решился ремни отстегнуть,
и дверцу откинуть, и просто шагнуть
Вот в том-то и смысл: чтобы просто шагнуть.

По-новому ветер чеканит лицо,
а руки по-старому ищут кольцо…
Вот в том-то и дело: всё ищут кольцо…


P.S.
Уже включил редактирование, решил убрать текст песенки: без гитары и кино текст показался невыразительным. 
Потом вспомнил, как звучала эта песенка в шестидесятые годы: одно дело рискнуть, имея за спиной парашют, другое – шагнуть в неведомое без всякой страховки…  намёки, намёки….
Решил оставить текст песенки, ведь не у всех есть возможность послушать, посмотреть…
А тут у меня и ёрнический ответ на неё сложился:

«И он шагнул в неведомую бездну,
хоть было это, в общем, бесполезно…
он был не вольтерьянец, и не шут,
а просто не раскрылся парашют…»

……………………………………………………………

звукозапись этой песенки (1963-64?),
в сопровождении любительских кинокадров
парашютной подготовки будущих космонавтов:

http://video.mail.ru/inbox/vs43s/6/83.html


Рецензии
Вить, ну что ты творишь?! Сплошные загадки! Почему не пишешь о своих ощущениях? При чем тут: об этом много написано? Да какое мне дело до чужих ощущений! Я вот дико боюсь высоты и точно знаю, что меня в парашютисты не заманишь, а ты так легко и без печальных последствий...
Песенка странная: сплошь метафоры. Суицидальная песня, хоть и лихая одновременно.

Людмила Волкова   11.06.2013 18:55     Заявить о нарушении
Если честно - момент прыжка даже и не помню... как-то очень быстро всё было. Потом, под куполом, интересно, красиво...
Но особого желания продолжать этот вид спорта не было, это точно.
Должен сказать, что большинство знакомых мне лётчиков вовсе не горели желанием прыгать с парашютом, тем более катапультироваться...
Что касается песни: уверен, что она создана на диссидентской волне. (аллегория... одно дело ругать власть на кухне, другое - выйти на Красную площадь...) Наверно так можно объяснить песню того далёкого времени...
(Ты так и не сказала, имеется ли у тебя возможность смотреть и слушать "ролики" по ссылкам)
Твой ВС.

Виктор Свиридов   11.06.2013 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.