Глава 25. Наказаны любовью

Глава 25.  НАКАЗАНЫ ЛЮБОВЬЮ

Около месяца Марина занималась поиском покупателей на свою квартиру, одновременно подыскивая подходящий вариант другого жилья – для себя. С покупателями им скоро очень повезло, нашлись люди, оказавшиеся родственниками соседей, которые жили напротив Марины, на той же лестничной площадке. Естественно, что такой вариант – воссоединения со своими близкими – был для них очень привлекательным, и они готовы были, практически не торгуясь, приобрести  Маринину жилплощадь. Правда, для начала им нужно было продать своё жильё, так как свободных денег у них не было. Зная, что всё может закрутиться внезапно и сделка купли-продажи вероятна в любой день, Марина Михайловна ежедневно изучала подходящие варианты квартиры для них с Евгением. И однажды нашла весьма приличный, правда, на первом этаже. Но квартира была в улучшенной «панельке», расположенной неподалёку от центра города. Трёхкомнатная и, к тому же, недавно отремонтированная. 
Тут же, через пару дней продали свою квартиру и их покупатели. И завертелся  всеобщий переезд. У Евгения с Мариной на руках образовалась неплохая сумма. За это время Евгений Иванович, реализовав Мулино жильё, уже расплатился с одним из кредиторов, а оставшимися деньгами - с остальными.  Чтобы не расстраивать Мулю, чья квартира «пала жертвой» за долги, Марина сообщила ей, что они с Женей обменяли их двухкомнатную и Мулину на бОльшую площадь, и теперь у всех есть отдельная  спальня. Старушка была очень довольна и радовалась, что её квартира пригодилась! Еще как пригодилась – близкие Муле люди вылезли из долгов!

Обустроив быт на новом месте, супруги могли чувствовать себя более-менее спокойно. К тому же, оставались кое-какие деньги на ближайшее время. Надвигалась очередная зима. Муля стала сильно слабеть, теперь больше лежала, и часто с кем-то, видимым только ей, вела вслух непрекращающуюся беседу, судя по интонациям – с ребёнком.
 - Как тебя зовут? А где твоя мама?
Марине было невероятно больно это видеть. Состояние старушки усугубляла её слепота. Вcкоре она окончательно стала путать реальность с воображаемым ею миром. Марина практически  не отходила от бабули, разговаривала с ней, читала ей небольшие рассказы Чехова.
Евгений Иванович по-прежнему рыскал по аптекам – нужно было, как бы то ни было, возвращать затраченные деньги. Яна что-то давно уже не писала. На Марину опять накатил сплин.  Муля, Яна, внучка… Причин для беспокойства было хоть отбавляй! 
… Старушка умерла на руках Марины. Она с Евгением не раз заходила к ней посреди ночи, оба прислушивались – дышит ли?  И однажды...  это случилось. Марина очень тяжело перенесла утрату, безутешно ревела несколько дней.
- Ушли все мои дорогие старички! – причитала она. - Теперь никто не скажет ласково «Маришенька, деточка!..»,  никто не приласкает, руку не погладит... Теперь мы с Женей самые старшие!
Как положено, справили все поминки.  Дом казался теперь Марине холодным склепом. В отсутствие мужа она делала какие-то, ставшие короткими и немногочисленными, домашние дела – много ли им двоим было нужно? Телевизор раздражал... Одним словом, такая тоска навалилась — не передать! Марина теперь подолгу стояла у окна, глядя на ребятишек, играющих во дворе. Думала о том, как счастливы их мамы и бабушки, которым есть о ком заботиться, кому радоваться, кого приласкать… «Почему напоследок я не родила ещё одного ребёнка?- казнила себя Марина. -  Был бы у меня  сейчас маленький ангелочек...».
Привыкшая к бесконечным заботам о ком-то, женщина теперь не находила места ни в пустой тихой квартире, ни в окружающем её мире. Казалось, что для неё в нём уже нет места.

Декабрь, как обычно, пришёл с сильными морозами.
В один из снежных дней позвонила Яна и сообщила, что послезавтра она с Зарочкой будет в Алма-Ате. Ни о чём больше не распространялась, дескать, всё на месте. Марина буквально ожила. Засуетилась на кухне, ожидая милых сердцу гостей, сделала  капитальную уборку, постирала шторы на окнах... и теперь даже находила силы радостно улыбаться по вечерам мужу, когда тот, усталый и голодный, возвращался домой.
Встретив дочку с внучкой в аэропорту, супруги привезли их в новую квартиру.
- Ух ты! - осмотревшись, сказала Яна. - Неплохо вы тут устроились! Ну вот, Зарочка, видишь, где мы с тобой теперь будем жить? Мамочка, мне так жаль, что Мулю я не смогла повидать, не попрощалась...
- Она, детка, про тебя всё спрашивала, переживала очень, жалела тебя и Зарку. Ах ты, господи! Отмучилась, бедная!
- А знаешь, мамуля, мы ведь к вам совсем приехали!
- Как  это?.. То-то я смотрю, что в этот раз вещей у тебя больше обычного! Как же тебе удалось уехать? Как вспомню прошлый раз, так вздрогну! Тебе не показалось, что это Саид подговорил тогда того служащего в аэропорту, чтобы он к тебе придрался?
Яна внимательно уставилась на мать, о чем-то размышляя.
- Не знаю... с чего ты так решила? Я как-то не подумала об этом.
- Да я тоже ничего не утверждаю, но мне показалось странным абсолютное спокойствие Саида в той ситуации... Ну да ладно, что теперь-то старое ворошить? Может, напрасно на мужика наговариваю. Значит, всё-таки, ты не смогла больше там. Да?..
- Мама, я пыталась. Предлагала мужу жить отдельно от его матери, перебраться на третий этаж их дома или арендовать квартиру где-нибудь по соседству. Но он не поддержал меня. Всё твердил, что обязанность сына всегда быть с матерью, заботиться о ней. Таковы у них семейные традиции.
- Да оно и понятно, девочка моя, если дочери, выходя замуж, становятся как бы «за мужем», поскольку не работают, то не могут, не имея собственных средств, помогать своим родителям. Там вся ответственность лежит на мужиках, и это естественно при таком распределении ролей.
- Знаешь, его мать однажды меня удивила своей... беспечностью, что ли. Она мне заявила, чтобы я купила сушилку для кухонной посуды, на что я ответила – у меня нет денег. Она удивлённо уставилась на меня: «Попроси у мужа – и всё!». Я ей, что у мужа тоже нет, ведь он деньги не печатает. На это она мне  возразила, что, мол, мужчина не имеет права быть без денег. Он обязан всегда быть платёжеспособным! Там в случае чего жёны  с мужей три шкуры сдерут, если те перестанут их обеспечивать!
- Ну, а мать-то… Она так и продолжала тебя доставать после моего отъезда?
- Естественно. Как-то раз такой мне тарарам устроила: схватила Зарку на руки, встала у дверей, раскрыла их и кричит: «Убирайся немедленно!».  Я выскочила в гостиную, давай звонить Саиду, говорю, если, мол, не приедешь сразу, то я не знаю что сделаю… Он примчался. Стал увещевать свою матушку… только всё это было бесполезно!  Ну, вот. Завтра пойду искать работу, ведь надо на что-то жить!
- Да, детка, теперь для вас и комната отдельная есть. Есть на чём спать Зарочке и тебе.
- А как вы тут живёте? Почему ту квартиру поменяли на эту? Чтобы расшириться, да?..
- Да... так обстоятельства сложились...
- Получается, вы расширились. А здесь и кухня тоже большая, уютненько всё... Хотя, где бы мы с вами ни жили, у тебя, мамочка, всюду и уютно, и тепло. Ты это умеешь создавать, не то, что я...
- Ты просто до сих пор не чувствовала себя в своей семье хозяйкой, Яна. Тебе в твои годы столько досталось пережить! Иному и за жизнь столько не выпадает. Это я во всём виновата. Если бы ты знала, как я себя казню за свой неуместный в прошлом романтизм!
- Ой, нет, мамуль, ты напрасно себя мучаешь. Ты тут совсем ни при чём! Все равно, всё так бы и случилось, не зависимо от тебя. У меня, действительно, судьба, наверное, такая! Вот, уехали мы с Зарочкой... а ведь я знаешь… я, вообще-то, беременна...
- Да ты что!! – Мать всплеснула руками, присев от неожиданной новости на край стула, - Боже мой, Яна, зачем ты это допустила? Несколько месяцев назад ты была полна решимости прекратить все отношения с Саидом, и вдруг такое! Зачем рожать ребёнка, когда совместное проживание под вопросом?
- Мамочка, тут такая история. Я почувствовала себя неважно. Прошла медицинское обследование, и выяснилось, что у меня опять киста, там же, где и в прошлый раз. Врач сказала, что либо вскоре придётся делать операцию и всё удалить, либо надо забеременеть, так как беременность часто способствует рассасыванию опухоли. А тут ещё на фоне угроз свекрови о возможной второй жене для сына я подумала, что лучше забеременеть и родить. К тому же, есть надежда обойтись без операции. Потом ведь что могло быть?.. Мне бы стали пенять, что я больше не хочу детей, а, коль я не смогу родить, то Саида точно во второй раз женят. Только этого «счастья» мне не хватало!
- Но ведь ты хотела, была полна решимости расстаться с ним?
- Не получилось, мама! И где мне было взять гарантию, что получится в следующий раз? Жизнь-то моя идёт, и живу я с ним. Куда мне деваться?.. Одним словом, где-то в июне у тебя появится ещё одна внучка!
- Девочка?! Ах ты, господи! Радоваться надо, а я тут бубню, как зануда! - Марина обняла дочь, и они замерли, сидя в обнимку, такие родные и близкие, с глазами, полными слёз.

Яна быстро нашла работу переводчика с английского с весьма неплохой зарплатой – в городском аэровокзале. Жизнь Марины Михайловны качественно изменилась. Она вновь была более чем востребована. Внезапно увеличившаяся семья опять требовала  немалых усилий, но Марине эти заботы были только в радость. Воспрянул духом и Евгений Иванович. Он теперь выкраивал время, чтобы вновь помогать семье: ходил за продуктами, готовил из них полуфабрикаты, стараясь облегчить жизнь жены, гулял иногда с Зарочкой, словом, их дом ожил, очаг вновь разгорелся ярким пламенем.
Лекарства медленно, но уходили, позволяя им жить, сводя концы с концами. Весёлым уютным колокольчиком звенел в квартире Зарочкин смех.
После ужина мать с дочерью обычно отправлялись на прогулку с Зарой, беря с собой прогулочную коляску и Ральфа, как это было заведено раньше, до отъезда Яны в Пакистан. Марина накупила внучке книжек, которые читала ей вслух, а дед по вечерам играл с ребёнком, чего до сих пор никогда за ним не наблюдалось. Семейная идиллия да и только! Шёл второй месяц со дня приезда Яны.  Поначалу несколько раз звонил Саид, спрашивал, когда она намерена вернуться. Яна некоторое время молчала о том, что рассталась с ним навсегда, а потом, не выдержав его постоянных вопросов, сказала прямо:
- Саид, я к тебе не вернусь. Пусть порадуется твоя мама, пусть женит тебя, на ком хочет... Возьмёшь себе в жёны нормальную пакистанку, нарожаете с ней кучу детишек…
- Ты что говоришь?! Что ты опять выдумала? Хоть не отпускай тебя больше! Как мне надоело твоё постоянное желание сбежать!  Одумайся! У нас будет ребёнок! Да как ты...
- Саид, успокойся! Я уже устроилась на работу. Я радуюсь, что меня здесь окружили теплом, что надо мной теперь не издевается свекровь. Я больше не хочу этого унижения! Всё! Я сказала всё! - И она бросила трубку. «Ну вот… обрубила все концы. А с чувствами я справлюсь! Переживу!» - постоянно твердила себе Яна.
Примерно через неделю, в субботу, когда все были дома, и Марина с внучкой на руках стояла у окна и смотрела во двор, показывая ребёнку то птичек, то собачку, под окном, у подъезда их дома остановилась легковушка, и из неё вышел Саид. «Боже! - воскликнула про себя Марина. - Откуда он узнал адрес?!»
     - Яна! Яна! Иди скорее! - закричала она. -  Посмотри, кто приехал! – Дочь подбежала к окну. Обе стояли потрясённые, а Саид тем временем выгружал свои многочисленные чемоданы и сумки. «Вечно, как английская королева, зачем-то набирает столько вещей с собой в дорогу!» - раздражённо подумала Марина Михайловна. Через пару минут раздался звонок в дверь. Яна открыла. Саид, широко улыбаясь, вошёл в прихожую, поздоровался с тёщей, та с вялой улыбкой кивнула ему в ответ. Он развернулся, вышел на площадку и стал вносить свой багаж, загромоздив им всю прихожую. Яна, потеряв дар речи, наблюдала за ним. Саид разделся, подошёл к жене, обнял её и крепко-крепко прижал к себе, потом, не отпуская, потянул её в спальню, плотно прикрыв за собой дверь.
- Ну вот, приехали! - прошептала потрясённая тёща. Она продолжала стоять в оцепенении и смотреть на запертую дверь дочкиной спальни, мгновенно всё правильно оценив и поняв. - Как же! Отпустит он её!.. А Яна-то!.. Прижал, поцеловал... и пропала девка! Да какой тут развод? Ох-хо-хо!
Она взглянула на Зарочку и плотно прижала её к себе:
- Милая моя внученька! Увезут тебя опять, как пить дать, увезут!
В дверь позвонил пришедший с рынка Евгений. Войдя в квартиру и увидев чемоданы и сумки, он взглянул на жену с молчаливым вопросом. Она жестом поманила его в свою спальню и шёпотом рассказала обо всём. Покачав головой и только пожав плечами, он молча прошёл в кухню и занялся разборкой купленных продуктов. Марину даже немного знобило от волнения.
Вскоре, дверь отворилась и показались Яна с Саидом, оба улыбающиеся и умиротворённые. "Ну, ясно всё, как белый день!» - мысленно усмехнулась мать. Саид пошёл здороваться с отцом жены, затем подошёл к тёще и спросил по-русски:
- Как дела?
- Всё в порядке, Саид! - Яна перевела. Он улыбался и  был совершенно спокоен.
- Что? Когда уезжаете? - с безрадостной улыбкой спросила Яну мать.
- Саид поживёт у нас несколько дней и уедет, его ждёт работа. А я с Зарочкой поеду несколько позже, мне надо уволиться, получить расчёт. - Яне было неловко перед матерью.- Мамочка я потом тебе всё объясню...
- Что ты собралась объяснять, родная? И так всё ясно!
Саид подошёл к ребёнку, взял её на руки, прижался лбом к её голове и что-то ласково говорил ей на своём языке... «Любит он их! Это же видно! И сердиться на него нечего. Они оба словно наказаны любовью! И вместе тесно, и врозь никак!». Так, в очередной раз оправдав ребят, Марина смирилась со всем, что происходит, и вела себя, как ни в чём ни бывало. Ведь главное для матери, чтобы ребёнку было хорошо!

Ты красива, доченька, красотой душевною. Ты богата, доченька, щедростью своей. Может, утомилась в гонке ежедневной? Прислонись, любимая, ты к груди моей! Я тебя, родимая, песней убаюкаю, всей своей энергией в тебя перетеку, бережно под голову подложу я руку и беду любую мягко отсеку. …Вот и отдохнула! Снова брызжут силы! Жалко расставаться. Но лети, лети! Вновь сияй звездою, будь кому-то милой. Вновь по жизни ярким лучиком свети!

Через три дня Саид уехал, предварительно купив Яне билет на более позднее число. Проводив мужа, Яна рассказала матери, как он в ту, первую, встречу с ней со слезами просил её вернуться, что обещал сделать всё, чтобы разрулить их отношения со своей матерью. Умолял не разрушать семью, говорил, что ему никто, кроме Яны, не нужен.
- Да ладно, дочка, это твоя жизнь, тебе и решать, как поступать дальше. Тем более, ждёшь ребёнка. Пока ты любишь его, бесполезно затевать побеги, разводы, это даже вредно для отношений. Все эти встряски только вызывают привыкание к ним, а это ухудшает и без того сложную обстановку. Не можешь без него, тогда остаётся только терпеть и применяться к реальности.
Попробуй иначе взглянуть на свекровь. Ведь отчего-то она так мается. Значит, ей плохо. Она не удовлетворена жизнью. Попытайся разобраться, что её в тебе не устраивает, войди в положение, ведь она не от хорошей жизни бунтует! Может, ей тепла душевного не хватает? Будь с ней ласковее, насколько сможешь. Перестань чувствовать себя в их доме изгоем. У вас семья. У Саида много родни, ты хозяйка в семье, а не прислуга. Зови чаще гостей, постарайся перезнакомиться с его роднёй, сами чаще ходите в гости. Не сиди затворницей! Познакомься, например, с соседями, если они окажутся хорошими людьми, вот и будет тебе дополнительное общение. Ведь ты уже говоришь на урду?
- Да, мамуля, я уже и так познакомилась с некоторыми соседями. Все они приветливо ко мне относятся. Там, недалеко от нас, живёт очень хорошая женщина, мать друга Саида. Сам сын её где-то мотается в поисках лучшей доли по Европе, мать его отнеслась ко мне с огромной симпатией. Даже как-то сказала, что очень хотела бы своему сыну такую невестку, как я, представляешь?  Ей не важно, что я русская...
- Ну вот, видишь, люди везде есть разные: и хорошие, и не очень, и свет на твоей свекрови не замкнулся. - Марина помолчала немного, а потом сказала:
- Доченька, у меня к тебе просьба, оставь мне Зарочку до следующего твоего приезда, а? Ты в положении, тебе там  нелегко придётся  - в жаре да в делах по дому. Потерпи немного без неё, и тебе будет физически легче, и мне - морально. А то я тут с ума схожу от одиночества. А Зарочка мне скрасит жизнь. Да и русский язык лучше узнает. А то мне временами и жить не хочется! - голос Марины предательски задрожал.
Немного помолчав, взвешивая слова матери, Яна сказала:
- Думаю, что такой вариант возможен. А почему, собственно, нет? Не знаю, каково мне там без неё будет, но, учитывая моё "положение", ты права. Хорошо, так и поступим. Пусть поживёт с тобой, привыкает к вам, язык русский усваивает, а летом я приеду и заберу её! Договорились!
Через неделю Яна уехала, пообещав матери писать и звонить при первой же возможности.


Рецензии