Есть о чем вспомнить

                То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
                Эразм  Роттердамский


      Микаэль гордился своей целеустремленной матерью и боялся ее. После ухода мужа, ребенок начал ее раздражать. Она постоянно принимала участие в олимпиадах и не знала, куда деть мальчика. Она догадывалась, что Андерш ушел от нее из-за неустроенности быта и постоянного ее отсутствия.
-Мне нужна жена в доме, а не чемпион мира,-злился он, готовя на кухне еду себе и ребенку,-мне от ее рекордов не жарко, не холодно.
  Микаэль рос тихим и  зажатым ребенком. Мать требовала от него только наивысших результатов и не о каких четверках даже не желала слышать.
-У тебя есть с кого брать пример,-орала она на сына,-только идиот может приносить такие оценки.
-Но у меня же пятерки и четверки,-оправдывался мальчик.
-На одной дорожке двух победителей не бывает,-отрезала она,-ты должен быть первым!
     Микаэль очень старался, дополнительно занимался дома, не встречался с ребятами, весело проводившими время, и с осуждением относился к тем, кто имел приводы в полицию.
Он много читал. Одним из его любимых писателей был Стивенсон. Мальчик мечтал, что  вырастет, заработает кучу денег и купит себе яхту с белыми парусами. Он будет много путешествовать, объездит  весь свет, увидит экзотические страны, а потом встретит принцессу, и тогда...но до этого было еще далеко. Микаэль окончил школу без единой четверки, а отношения с матерью обострились до такой степени, что он перешел жить к отцу.
   Оскорбленная его поступком, мать каждый раз вешала трубку, услышав его голос. Однажды он все-таки дозвонился до нее и их разговор был предельно коротким.
-Здравствуй, мама,-радостно сказал Микаэль,-поздравляю тебя с победой. Я прочитал про твои достижения в газете.
-Что ты хочешь?-холодно спросила она.
-Хочу тебя увидеть,-не задумываясь ответил сын,-давай встретимся.
-Или я, или отец,-выставила она категорическое условие,-выбирай. Надумаешь-позвони. Если буду дома-поговорим.
    Не прощаясь, она повесила трубку, прекрасно понимая, что сын уже больше никогда не позвонит, потому что с отцом ему было лучше, чем у нее. К тому же психолог рекомендовал, чтобы Микаэль жил у отца во избедание нервного срыва.
   Узнав об этом разговоре, отец очень рассердился.
-У тебя не мать, а памятник самой себе в мраморе,-съехидничал он,-когда ты добьешься выдающихся успехов, эта гора мышц сразу же вспомнит, что она твоя мать. Ее тщеславие неутолимо.
   Разговор с матерью не очень расстроил Микаэля. Он конечно выбрал отца, и, поступив в гимназию, он стал ее гордостью и лучшим учеником.
-Умница, сынок,-радовался Андерш,-я горжусь тобой, а мама со своим эгоизмом лишена этого счастья.
    Окончив гимназию на пятерки по всем предметам, Микаэль был призван в армию, и отслужив положенный срок, поступил в университет. Он блестяще освоил все предметы, был любимчиком преподавателей и всего факультета, а его интеллигентная внешность привлекала девушек.
-С твоей внешностью,-как-то призналась девушка, с которой он проводил время,-нужно  быть актером, но ты станешь директором какого-нибудь крупного предприятия.
-Не крупного, а гигантского и к тому же собственного,-поправил он ее,-тогда я куплю  яхту с белыми парусами, и мы с тобой отправимся в романтическое путешествие в экзотические страны.
-Флаг тебе в руки,-засмеялась она,-я согласна.
     Через восемь лет безупречной работы  после окончания хозяйственного факультета университета, получив бесценный опыт и связи, он создал собственную фирму по продаже компьюторной техники. Репутация Микаэля была эталоном честности, производители техники доверяли ему и, без боязни быть обманутыми  давали ему компьюторы на реализацию. Очень быстро оборот фирмы достиг нескольких десятков миллионов крон.
Микаэль обнаружил способ, благодаря которому он в течение длительного времени  не платил налог с оборота. За год вместе с деньгами, вырученными от продажи техники, эта сумма составила тринадцать миллионов крон.
-Слушай, Никлас,-обратился он к своему ближайшему помощнику и другу,-ты хотел бы на яхте под парусом бороздить южные моря, пить терпкие вина и обнимать знойных девушек? 
-Ты каких это фильмов насмотрелся?-рассмеялся друг.
-Это голубая мечта моего детства,-пояснил Микаель,-и я в одном шаге от его осуществления.
-Не понял,-сразу же посерьезнел Никлас,-ты хочешь на месяц нанять яхту? Нам надо бы наконец заплатить налог с оборота, в ближайшее время ожидается ревизор, и у нас могут возникнуть серьезные проблемы.
-Вот именно на эти деньги я и хочу купить яхту,-сдерживая нервную дрожь и следя за реакцией Никласа, сообщил Микаэль,-а ты сейчас срочно откроешь секретный счет в Швейцарии, куда я реально смогу перебросить тринадцать миллионов крон.
-Тебя же посадят, Микаэль,-попытался образумить его друг,-с огнем ведь играешь.
-С такими деньжищами можно купить паспорт любой страны,-успокоил его Микаель,-вообщем, так. Едешь со мной или нет? В конце концов после нашего бегства никто не пострадает. Мененджер вернет непроданные компьюторы, а государство не дополучит налог, который оно могло и так не получить. Я тебя уволю с сегодняшнего дня. Ты будешь вообще не причем, а меня пусть ищут, как ветра в поле.
-Ладно,-после некоторых колебаний согласился Никлас,-черт с тобой, я согласен.
   На следующий день, отдав необходимые распоряжения о дальнейшей деятельности фирмы главному менеджеру и уволив Никласа, Микаэль перевел тринадцать миллионов крон на секретный банковский счет в Швейцарии, предупредил менеджера, что уезжает в командировку, купил себе и Никласу билеты до Парижа, а оттуда  частным  рейсом  прибыл со своим другом с Соединенные Штаты.
   Заказ себе и Никласу роскошный номер в фешенебельной гостинице, он пригласил к себе агента, занимавшегося продажей яхт, и попросил его не только принести с собой каталог, но и подробно рассказать о технических возможностях. Они втроем долго и детально обсуждали каждую модель, пока не остановились на двух, поразивших воображение Микаэля.
-Именно так я и представлял себе эти яхты в детстве,-с застенчивой улыбкой признался он,-можно взглянуть на них не на картинке?
-Конечно, сэр,-сразу же откликнулся агент,-я могу отвезти вас на моей машине, и если вам понравится, вы сегодня сможите стать владельцем одной из них или обеих, если захотите.
-Одному человеку очень неудобно на двух стульях сидеть,-рассмеялся Микаэль,-поехали                выбирать.
    Они вышли из отеля, сели в машину агента и поехали к пирсу. В бухте, загорорженной от моря насыпным молом, у пирса стояли современные красавицы-яхты. Это было такое захватывающее зрелище, что Микаэль даже присвистнул от удовольствия.
-Вот эти две на продажу,-пояснил агент, останавливая машину,-они одного класса и имеют незначительное различие в планировке кают. Я существенной разницы между ними не вижу. Мы сейчас осмотрим обе, а потом вы примете решение.
-Хорошо,-горя от нетерпения, согласился Микаэль, жадным взглядом рассматривая яхты.,- Идемте скорее.
    Он был в востоге от обеих.
-Какя  ваша?-улыбнулся агент.
-А ты что думаешь?-обратился Микаэль к Никласу.
-Я думаю, что подбрось монету. Орел-правая, решка-левая, и нечего мучиться.
-Ты  как всегда прав, Никлас.-обрадовался Микаэль, вынимая из кошелька монету,-что бы я без тебя делал?
    Монета, сверкнув маленьким солнышком  в солнечных лучах нестерпимо жаркого флоридского солнца, упала на песок орлом вверх.
-Все,-торжественно произнес Микаэль,-готовьте документы.
-Они уже готовы,-сообщил агент, открывая тощий кожаный портфель,-нужно только вписать вашу фамилию, оплатить счет-и вы новый хозяин этой красавицы.
     Процедуры, связанные с оформлением и оплатой яхты стоимостью четыре миллиона крон, заняли почти весь день. Сразу же после получения документов друзья перешли жить на яхту. Без всякой цели они кочевали из порта в порт. Останавливались в самых элитных гостиницах. К их услугам были любые удовольствия, доступные за деньги. Иногда Микаэель вспоминал об обворованной им фирме, и неприятный холодок пробегал у него по спине, несмотря на жару. Тогда он нюхал кокаин, и эти проблемы больше его не волновали.
    В Майами за одним столом с ним оказался местный мафиози, давно присматривавшийся к Микаэлю. Они познакомились и выпили по рюмке текилы за встречу.
-Слушай, Микаэль,-задушевно произнес Маркус,-есть возможность заработать хорошие деньги. От тебя практически ничего не потребуется.
-Деньги,-пожал плечами Микаэль,-да у меня их как грязи.
-Ты не прав , Микаэль,-продолжал уговаривать мафиози,-денег много не бывает. Давай еще по одной.
   Они выпили. Маркус, задумчиво глядя на море, негромко произнес:
-Микаэль, мы дадим тебе несколько пакетов, ты спрячешь их на своей роскошной яхте и доставишь по нужному адресу, там с тобой расчитаются.
-Я сейчас живу в мечте своего детства,-остановил его Микаель,-а мечту нельзя опошлять. Извини, Маркус, я понимаю, о чем ты говоришь, но заниматься этим не стану.
    Он пьяно улыбнулся, пожал руку приятелю и пошел к себе на яхту. Ему казалось, что денег хватит до конца жизни, но через два с половиной года он обнаружил, что счет почти опустел.
-Видимо, любая сказка кончается рано или поздно,-грустно сказал он Никласу,-давай продадим яхту, покайфуем еще немного и возвратимся домой.
-Тебя посадят в тюрьму,-мрачно произнес друг.
-У меня три паспорта,-рассмеялся Микаэль,-могу въехать по любому из них через любую из стран Европы.
-А мне чего делать?-растерялся Никлас.
-Ты не в розыске, и никого не касается, где ты был. Возвращайся домой или живи, где хочешь.
    Шикарные отели, попойки, кокаин и девушки помогли быстро промотать деньги, вырученные за яхту, и, расставшись, друзья разъехались в разные стороны.  Микаэль взял билет на самолет в Таллин и вскоре уже отмечал прибытие в одном из ресторанов.
-Вы напрасно пришли в наш ресторан,-шепнул ему официант, сервируя его стол. Ваш портрет напечатан во всех газетах. Вас разыскивает полиция, и наверняка кто-нибудь видел, как вы сюда входили.
-Вы меня с кем-то путаете,-рассмеялся Микаель,-я только что прилетел в Таллин и даже, если бы и хотел, не успел бы ничего натворить.
   Официант с сомнением покачал головой, и почти в то же время к столу подошли два парня в штатском.
-Вставай, Эльдар,-тихо произнес один из них,-только без шума и своих дурацких шуток. Оружие отдай сразу, чтобы соблазна не было. Нам уже надоело за тобой гоняться.
-Вы меня с кем-то путаете,-пожал плечами Микаэль,-я никакой не Эльдар и вы можете проверить, что я час тому назад прибыл из Майами.
-Это твоя фотография?-спросил второй сыщик, положив на стол газету, и быстро ощупал Микаэля, чтобы убедиться, что у него нет оружия.
   Микаэль взял в руки газету и стал внимательно изучать портрет разыскиваемого человека.
-Очень похож,-признал он,-может, папочка в молодости пошалил, а может, астрологический близнец, но при более внимательном рассмотрении видно, что это не я.
-Теперь и я вижу, что это не вы,-недовольным тоном произнес полицейский, извините. Приятного аппетита.
-Спасибо,-рассмеялся Микаель,-честно говоря, вы мне его чуть не испортили.
     Во время прогулки по Таллину  ему все время казалось, что все прохожие пристально глядят на него, и Микаель решил немедленно вернуться в Швецию. В этот же день по фальшивому паспорту он  приобрел билеты и прибыл в Стокгольм. Деньги, оставшиеся от продажи яхты и машины, позволи Микаэлю первое время жить безбедно и он продолжал прожигать жизнь.
   После его бегства три года тому назад была проведена тщательная финансовая ревизия его
фирмы и обнаружено хищение огромной суммы денег. Предприятие  обанкротилось, все сотрудники уволены, а Микаэля  объявили в розыск. Один из бывших менеджеров фирмы, проходя мимо кафе, увидел в окне сидящего за столиком шефа и сразу же позвонил в полицию. Микаэль допивал второй бокал пива, когда к его столику подошли двое полицейских, а еще несколько выразительно маячали за окном.
-Допивайте пиво  и идемте с нами, Микаэль,-сказал сержант,-вы в розыске уже три года. Вам не повезло.
-Я не Микаэль,-возразил тот, надеясь, что и в этот раз ему удастся выйти сухим из воды,-вот мой паспорт. Меня зовут Хокан Свенсон.
-Идите,-взяв его за рукав, строго произнес сержант,-в полицейском участке разберемся,-если мы ошиблись, то извинимся и отпустим. Я надеюсь, что это не займет много времени. Вы на машине?
-Нет,-ответил Микаэль, проклиная себя за свою беспечность и решение вернуться на родину.
-Зато у нас есть машина,-подталкивая Микаэля к выходу, весело сообщил полицейский,-если мы ошиблись, то привезем вас сюда снова. Поехали.
   В полицейском участке личность Микаэля была установлена мгновенно, после чего на него одели наручники и перепроводили в изолятор предварительного заключения. Поскольку уже давно собранные по этому делу документы только дожидались своего часа, заседание суда состоялось через несколько дней после задержания Микаэля.
  Пожилой судья, прежде чем вынести окончательный вердикт, долго и внимательно вглядывался в интеллигентное лицо Микаеля и наконец, после некоторого раздумья спросил.
-Вы могли бы мне объяснить, почему вы так поступили?
-Вы не поймете,-вежливо улыбнулся арестованный,-у меня была мечта детства. Я осуществил ее, и мне есть что вспомнить.
-Я приговариваю вас к четырем с половиной годам тюремного заключения,-произнес судья, продолжая пристально глядеть в глаза заключенному.
-Хорошо, ваша честь,-снова улыбнулся Микаеэль,-за все надо платить, а за мечту тем более.
    Выйдя из тюрьмы, он снова стал легальным гражданином. Его  приняли на работу в экономический отдел громадной организации, занимавшейся уборкой улиц. Это была обычная рядовая работа экономиста со скромным окладом.
    Микаэль мысленно продолжал жить той сказочной жизнью, которую он провел в южных странах, имея собственную яхту, и, чтобы  вновь оказаться там, каждый вечер напивался до беспамятного состояния.
-Мне есть что вспомнить,-говорил он собутыльникам,-я жил такой жизнью, какая вам и во сне не приснится. Я жил, как халиф из сказки «Тысяча и одна ночь.»
-Иди, проспись, ваше величество,-беззлобно говорил его постоянный собутыльник по имени Фольк,-тебе завтра на работу.
   Микаэль стал не только появляться на работе в пьяном виде, но иногда и прогуливать. Ему сделали несколько замечаний о нарушении трудовой дисциплины, потом, учитывая его высокую квалификацию, предупредили в последний раз и в конце концов вынуждены были уволить его с работы.
  Оказавшись на улице, Микаель ушел в запой.
-Мне есть, что вспомнить,- выкрикивал он, отправляя в рот очередную рюмку.
    К счастью, этот кошмар продолжался не слишком долго. Однажды, когда он, усевшись в парке на скамейке, открыл бутылку и собирался к ней приложиться, его пронзила дикая боль. Выронив бутылку на асфальт, он схватился за живот, дико и пронзительно закричал, теряя сознание. Его окружили проходившие мимо люди, вызвали  скорую помощь и отправили в больницу. Там сразу определили, что у него прободная язва, и сделали операцию. Несмотря на его молодость, рубец заживал очень медленно.
-Почему так, доктор?-спросил он врача.
-Я думаю, что алкоголь и нервное напряжение последних лет ослабили ваш иммунитет,-пояснил врач,-будете продолжать пить-скорее всего, умрете. Советую на будущее воздержаться.
-Благодарю вас, доктор,-церемонно поклонился Микаэль,-но я не знаю, куда мне сейчас податься. У меня нет ни дома, ни машины, ни счета в банке.
-Обратитесь в социал,-посоветовал врач,-может быть там вам помогут.
-Нет, не помогут,-вздохнул Микаэль,-я взял ссуду в банке, до сих пор не возвратил, и теперь я у них на крючке.
-Тогда вам придется ограбить банк или ювелирный магазин,-грустно рассмеялся врач,-но в этом случае очень большая вероятность оказаться за решеткой.
-А ведь-это мысль!-воскликнул Микаэль,-там, по-крайней, мере сыт и крыша над головой бесплатная.
   Он вышел из больницы, глубоко вздохнул, и у него от свежего воздуха закружилась голова. Ему безумно захотелось выпить. Микаэль полез в карман, но кроме смятой двадцатикроновой купюры никаких других денег не обнаружил.
-Как этот банк грабить?-с тоской подумал он,-да я сдохну раньше, чем подготовлюсь.
  Он поднял голову, огляделся и сразу же на другой стороне улицы увидел магазин, торгующий спиртным. Сорвавшись с места, словно его подгоняла смертельная опасность, Микаэль помчался  через дорогу, не обращая внимания на возмущенные гудки проезжавшего и тормозящего транспорта. Запыхавшись, он вбежал в магазин, взял полиэтиленовую сумку и положил туда три бутылки водки. Затем он подошел к кассе, и с  независимым  видом, прошел мимо кассира. Но у выхода металлическая рамка сигнализации взвыла истерическим тоном, и оба охранника мгновенно метнулись к Микаэлю. Услышав сигнал, он выскочил на улицу и со всей прытью помчался по тротуару, расталкивая прохожих. Двое дюжих охранников быстро настигли его. Тогда Микаэль вынул на ходу одну бутылку, бросив остальные вместе с сумкой на асфальт. Один из парней поднял похищенное, а второй протянул руку к беглецу, пытаясь схватить его за плечо. Микаэль увернулся, на ходу открутил у бутылки пробку , тяжело дыша, прислонился к стене и, запрокинув голову, впился зубами в горлышко бутылки. Охранник с неподдельным удивлением и ужасом смотрел на Микаэля, даже не пытаясь отобрать у него бутылку. Тот в несколько глотков почти опорожнил емкость и, весело взглянув на растерявшегося парня, произнес, протягивая ему початую бутылку:
-Хочешь? Допей.
-Нет, не хочу,-невнятно пробормотал охранник,-но мне кажется, что ты совсем охренел.
-Не хочешь, как хочешь,-вдруг окрысился на него Микаэль,-тогда какого черта  ты стоишь, как столб? Вызывай полицию.    


Рецензии