Охранник

Из моего кухонного окна виден весь двор. По деревянным мосткам, вдоль ограды садика ходит пожилой человек. Невысокий, фигура крепкая, широко расставляет кривые ноги. В руке у него сетка-авоська с бутылкой чего-то молочного и батоном. Все давно перешли на пакеты, и такая тара вызывает улыбки. Ходит он размеренно, туда-сюда, делая в крайних точках одинаковые повороты кругом. Если отвлечься по делам, а потом опять посмотреть в окно, - увидишь ту же картину.

Про себя я прозвал его "охранником", имея в виду ГУЛАГ. Роман Солженицына я прочитал в начале 90-х годов, как только он был официально опубликован. Впечатление ошеломляющее, хотя ещё в начале 70-х  читал "Один день Ивана Денисовича". Журнал "Роман-газета" с этим рассказом, уже запрещённым и изъятым из библиотек, мне доверила одна пожилая интеллигентная женщина. Видимо своим мудрым взглядом она определила, что этому студенту просто необходимо его прочесть и звонить "куда следует" он не станет. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова были изданы только в перестроечные годы и просто потрясли меня.

Так вот, подозрения мои укрепились после того, как я несколько раз застал этого охранника на ночном "дежурстве". Жутковатая картина: пустой двор, луна, тусклый свет фонарей, все спят, а этот тип охраняет невидимый объект и при этом что-то бормочет. Одет "охранник" был всегда не по погоде легко, - чувствовалась   многолетняя закалка на морозе.

Как-то, проходя мимо, я услышал отрывок его косноязычного выступления перед бабушками у подъезда: что-то о порядке, который был при товарище Сталине. Значит, я был прав: этот малограмотный старичок - верный пёс людоедского режима, один из тех тупых гвоздей, которыми был сколочен его жёсткий каркас. Он по-собачьи тоскует без хозяина, без ощущения собственной значимости, возможности безнаказанно издеваться над образованными, культурными людьми.
                               
Однажды вижу из окна: "охранник" что-то рассказывает стайке детишек младшего школьного возраста. Задрав головы, они внимательно слушают. Упаси бог детей от таких воспитателей.               

P. S. Это было лет двадцать назад. Я живу в другом городе, но и здесь изредка встречаю, как будто знакомых мне, крепких старичков с неприятным, колючим взглядом.               

Июль 2010 г.   

P. P. S. Как всё изменилось за последние пять лет! В Пензе какие-то отмороженные пензюки установили памятник любимому тирану Сталину, всё громче требования переименовать Волгоград в Сталинград и вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве. Удивительные у нас есть граждане! Так ничего и не поняли о своей стране. Им не нужна свобода и соблюдение прав человека, - им нужен новый обожаемый тиран. Неужели для усвоения исторического урока будет его повторение?

2015 г.


Рецензии
Александр!
Моисей водил свой народ по пустыне
сорок лет, чтобы "выветрить" дух рабства.
Сколько лет пройдёт у нас, пока этот дух
выветрится?
Не успеет за такой короткий
срок!!!
Согласен с предыдущим отзывом
на все сто!
С уважением,
Владимир

Владимир Хвостов   09.06.2011 22:41     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за отклик! Всегда рад гостям.

Александр Сумзин   10.06.2011 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.