Глава8 Децимация

Два консула - высшая власть в государстве -  ничего не могли поделать со Спартаком. Красс убедился в их бездарности в первую же минуту встречи.
Он дал войскам новые приказы, дав указания расположиться у границы Пицены. Затем он вызвал к себе своего легата  Муммия. Он обратился к нему:
Мумий, своим послушанием мне, а, значит, Риму, ты сможешь заслужит громкую славу и стать провозвестником победы. Ты должен во главе небольшого отряда, который я тебе придам, обойти Спартака и следовать за ним, не вступая, однако, ни в какие стычки. Ты понял меня
Муммий наклонил голову в знак повиновения.
Можешь идти.
Через несколько часов войско Красса разделилось. Меньшая его часть отправилась вслед за Муммием, большая осталась под водительством Красса.
Прошло два дня. Утром, когда солнце озарило своим великолепным сиянием кампанские горы, разведчики Красса донесли ему что видят множество людей, по-видимому, римлян. Наконец, один из них предстал перед Крассом. «Откуда ты», -  спросил его полководец.
-Я легионер Муммия, ответил человек, по его приказу я сражался со Спартаком. О это был ужасный бой. Поверь мне, Красс, гладиаторы непобедимы, как Ахиллес, и мы ничего не можем поделать с ними.
-Даже у Ахиллеса есть пята, - ответил ему Красс и отдал приказание построить бежавших в один ряд.
Солдаты выстроились перед Крассом единой шеренгой, и он, выступив вперед и пронзая воинов огненным взглядом, в котором читалось что-то безумное, проговорил:
-В прошлом бою вы проявили трусость и проиграли битву. Кто вы? Свободные люди, наследники свободных людей. Кто ваши противники? Мерзкие жалкие презренные рабы.
Вы не лучше рабов. Каждый десятый ответит за ваши прегрешения.
Затем воины Красса начали выводить каждого десятого из шеренги. Несчастные сразу поняли, что их ждет и, упав на колени, просили прощения. Они умоляли дать им оружие, чтобы искупить свою трусость. Но лицо Красса было непроницаемо. Когда палачи всаживали клинки в тела выбранных, многие как из остальных беглецов, так и из солдат Красса отвернулись и закрыли глаза руками. Но Красс крикнул им:
-Смотрите! Это ждет и вас, если вы побежите от Спартака!

                ***
(Из «Хроники Спартака» Итамара Лапида
После того как командующим римскими войсками стал Красс, мы не знали ни минуты покоя. Он безжалостно теснил нас на юг туда, где зародилось наше восстание. Чтобы не быть окруженными Крассом нам пришлось отступать очень быстро. Не все могли выдержать это отступление - ведь в нашем лоскутном войске были и женщины, и старики, и дети, и грудные младенцы. Каждое утро мы находили десятки новых трупов. Я никогда не видел Спартака столь мрачным. И вот в этот момент произошло событие коренным образом повлиявшее на мою судьбу и разлучившее меня со Спартаком.


Рецензии