Здравствуй, Одесса, во все времена!

          Если бы чайки умели разговаривать, то, наверное, поведали бы нам, как красив этот южный город с высоты птичьего полёта – город, похожий на сказочного трёхголового дракона, пьющего солёную воду Хаджибеевского и Куяльницкого лиманов. Он лениво лежит на боку в рыжей маревой степи и хребет его омывает самое синее море постсоветского пространства. Пёстрые крыши, купола храмов, улицы, площади и сочная зелень Одессы, плотно прилегают друг к другу, как чешуя дракона, отсвечивающая золотом…
          В энциклопедии написано, что «Одесса – город на черноморском побережье Украины, административный центр Одесской области, самый крупный порт Украины… Город-герой. По числу жителей (1 010 000 человек) занимает четвёртое место в стране…». Но это на Украине! А у меня в сердце этот город занимает совершенно особое место. Это заповедник радости, безмятежности и надежд истоков моей жизни…


            …Скорый поезд Саратов – Варна мчит к порубежью, к границе ещё так недавно родной мне Украины. Я не верю самой себе: неужели скоро я увижу Одессу? Свершилось: я еду в детство и юность! Так невероятно трудно было решиться отбросить все обстоятельства и отговорки и рвануть в дорогу!
            Но, едва я всерьёз захотела этого, меня, что называется «повело»: и поезд летний пустили, и приглашения последовали, и деньги в подарок будто с неба свалились на голову. Словно благословение получила на эту поездку!
            И всё пошло как по маслу: приятные попутчики, приветливые проводники, комфортный чистый вагон с кондиционером. Даже украинские таможенники, о которых я слышала не слишком лицеприятные отзывы, были предельно вежливы и деликатны.
            Аккуратные вокзалы Украины поразили чистотой и ухоженностью, а в Котовске, где у меня была пересадка на поезд до Одессы, час ожидания мне скрасило живое общение с молодым дежурным милиционером Виктором. Мы с удовольствием болтали о Котовске, в котором я с родителями прожила около пяти лет, о городе, где родился мой средний брат и где я пошла в первый класс. Это событие казалось тогда мне таким значимым, что первого сентября я старательно накрасила брови  жёлтым карандашом, чем сильно озадачила учительницу, подумавшую, что у меня какая-то особая желтуха. Повеселив Виктора этой историей, я рассказала о детском садике, куда ходила, и он сразу «вычислил» его – оказывается теперь он носит имя «8 марта». Закончилось наше общение тем, что дежурный проводил меня до самого вагона и пожелал счастливого пути и хорошего отдыха. И его пожелание исполнилось!
            Удача буквально преследовала меня в моей благословенной поездке, ибо и в Одессе незнакомый мужчина проводил меня до трамвая, а трамвай этот остановился в аккурат у дома моей двоюродной сестры: на перекрёстке улицы Лазарева и переулка Высокий. А сначала  я полюбовалась из окна трамвая знаменитым Привозом и старыми одесскими улочками.
            Ощущение, что я дома, появилось ещё на вокзале и не покидало меня всё время отпуска…
            
            
            О, Одесса моя! Постарела ты таки, обветшала! Молдаванка, где живут мои родичи, и раньше не относилась к презентабельным районам города, а ныне и вовсе. Дома странным образом обновлённые этажами и отдельными пролётами вокруг белых пластиковых окон – видимо,  в соответствии с достатком хозяев – пестры, на многих облупилась штукатурка и обнажился столетний ракушечник. Но липы, каштаны и акации прикрывают всё сочной зеленью и придают улочкам особый, одесский, шарм и колорит.
            Вот только улица Дерибасовкая стала никакой – то есть она скрылась за летними забегаловками с иностранными анонсами, «потеряла лицо».
            Мы с сестрой и братом обошли весь центр и самой «родной» мне показалась улица Пушкинская. Она та же, как и прежде, и не такая исшарканная временем, а точнее, более или менее ухоженная. Тут у нас произошёл весёлый казус: как оказалось, я «открыла» своим урождённым одесситам второй памятник Пушкина – до этого они спорили со мной до умопомрачения, что таковых в Одессе всего один. Не зря, значит, приехала. Второй спор у нас разыгрался у «главного» памятника Пушкину – о дате его пребывания в Одессе. Тут мне их переубедить в том, что поэт жил в Южной Пальмире всего тринадцать месяцев, не удалось, поскольку на памятнике выбито 1820 – 1824 годы. Ну захотелось уважительным одесситам увеличить этот период – и Бог с ними!
            Зато у Дюка мы повеселились. Сей уважаемый, увековеченный в бронзе, почтенный муж держит в руках документ, свёрнутый в рулон, и при определённом ракурсе осмотра памятника, этот элемент, двусмысленно выглядывающий ниже пояса, уподобляет Дюка игривому Эросу. Есть байка, что «стыдливые» одесситы пробовали прикрыть сие платочком, что зафиксировано на фото, которое я отыскала в Интернете и включила в коллаж.
            Интересны одесские трамваи: архаичные и вместительные. Их явно не хватает, на некоторых маршрутах ждать этот транспорт приходится долго. Зато проезд в них недорогой – около 4 наших рублей, а пенсионеры катаются бесплатно.
            О такой достопримечательности Одессы, как пляжи, которых тут великое множество, писать надо отдельно и в другом стиле.
            На одесском Привозе я толкалась трижды. Это солидный торговый комплекс, оборудованный по последнему слову техники. И чистый. И, конечно, не тот, на который я бегала в детстве. Бегала – потому что жила почти рядом: на Старопортофранковской, 109. Правда, в те времена эта улица звалась Комсомольской. Тем не менее, на Привозе всё также нескучно, почти как в театре.
            Первое моё посещение Привоза в эту поездку было вынужденным: пришлось под его навесом прятаться от ливня, разразившегося аккурат перед моим свиданием с Татьяной Столяренко-Малярчук – с виртуальной подругой-прозаиком. И с этой встречи началось удивительное действо по материализации виртуальных связей сайта Проза.ру.
            Я подружилась «вживую» аж с четырьмя «прозарусами» и они сделали мой отпуск максимально содержательным. Мы наговорились всласть и славно погуляли под летним дождиком по Приморскому бульвару и по Дерибасовской с Таней Малярчук, четыре чудных дня я провела на даче в Затоке у Наташи Колопенюк, где в это же время гостила ещё одна наша «прозарусовка» Татьяна Остапенко, которая устроила нам настоящую восточную чайную церемонию. И последней была моя встреча с нашей же Людмилой Шарга. Эта прогулка по улице Преображенской тоже проходила под  дождём – но в такую жару, какая донимает нас в это лето, дождь в радость…
            
            
            Моя Одесса была умыта дождями, прекрасна, приветлива и многолика. Щедрая Южная Пальмира, Вечный  град Причерноморья – удивительно свой для всякого забредшего сюда странника. И всё же это другая Одесса. Не лучше и не хуже – а просто другая. Я это чувствовала. Но ведь и мы другие! Озабоченные, разобщённые, подчас ущемлённые и недоумевающие. Мы, русские и украинцы, изменяемся вместе, синхронно и не хочется сейчас думать о том, куда заведут нас наши озабоченные личной властью правители.
            Но в наших силах поддерживать былую общность и  благодушие, дружить и любить, подставлять друг другу плечо. И то, что это есть в реале, было самым ценным и умиротворяющим в моих ощущениях во время посещения Одессы.
            Я люблю этот приморский город, его просоленную ауру, дожди и ветры, его своеобычность, его искренность и доброжелательность. И, конечно же, милых моему сердцу одесситов…
            Когда я покидала Одессу, разразилась гроза, а на вокзале вдруг, словно для меня, включили песню «У Чёрного моря». Народная примета непременного возвращения в плачущий по мне город и  голос Утёсова утолили мои печали и вместо «Прощай» я сказала: 
            – Здравствуй, Одесса, во все времена!


Рецензии
Лариса, понравилось произведение.
Она живое.
Голосую.
С уважением,

Екатерина Григ   03.10.2014 19:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Катя! С уважением и пожеланием всех благ!

Лариса Бесчастная   04.10.2014 05:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 64 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.