Благородство души

         Когда я задаю себе вопрос: что же это такое – душевное благородство? – то, по некотором размышлении, на ум приходит следующее определение. Благородство души – это постоянная (внеситуативная) нацеленность человека на служение Общему Благу и, как следствие, отодвигание им на второй план своих личных выгод. Это преисполненность той любовью к ближнему, которая, по слову Апостола, "не ищет своего" (1 Кор. 13, 5). Подобный взгляд на "душевное благородство" роднит это понятие с понятием "альтруизм".
         Душевное благородство предполагает не только наличие высоких целей, но и разборчивость в способах достижения этих целей, когда приемлемыми считаются только те способы, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей. Благородный поступок зиждется на представлении, согласно которому нельзя построить успех благого дела на костях окружающих (проблема Раскольникова в романе "Преступление и наказание"). К ближнему своему благородный человек относится не как к средству (т.е. временно полезной вещи, которую можно выбросить, когда она перестаёт быть полезной), а как к "цели самой по себе" (выражение Канта), т.е. конечной цели своих действий.
         К вышесказанному я добавил бы ещё два существенных признака благородства: 1) умение прощать и 2) отсутствие желания бравировать своим превосходством перед слабым и нижестоящим.
         Впрочем, любое определение «душевного благородства» будет всегда казаться несколько расплывчатым и субъективным. Увы, такова участь многих слов и понятий, существующих вне границ строгой науки.


Рецензии