Кабак в Салехарде

(статья в газету "Салехардские вести")
Космические явления сквозь призму стакана.

Человечество привыкло и любит пугаться. Сколько было объявлений о предстоящем конце света, не счесть. То комета где в космосе пролетает, то миллениум наступает, то предсказатели чего-то увидят и поднимают панику. Так уж издревле повелось, что все переломные моменты в истории, предсказания или космические явления обязательно предвещают только самое плохое. Одним словом, сплошной конец света, которому конца края нет. Но мудрое человечество давно привыкло к таким прорицаниям, и нашло способ нейтрализовать их. А где и чем спасаться от неотвратимого явления природы? Ответ человечество нашло давно и пользуется им по поводу и без повода. Этой панацее от всех бед более восьми тысяч лет. Чего проще, выпил сто грамм, и любое наводнение по колено, и кометы по плечу.
Смех смехом, но в громадных, построенных древними египтянами пирамидах ученые до сих пор находят амфоры в которых хранились зерно и вино. Этому напитку посвящали песни, стихи, сочиняли легенды, в общем, поклонялись этому подарку богов.
Кстати, еще древний врач Асклепиад стал экспериментировать с вином. Он давал его в качестве лекарства. И на основе этих исследований позволил себе сказать: «Едва ли могущество богов равняется пользе, приносимой вином».
Но отношение к этому напитку было неоднозначным. В Древней Греции спартанцы гнушались пить вино, другие же, хоть и презрительно смотрели на пьянство, но, тем не менее, ценили этот вакховый подарок и устраивали в честь него вакханалии.
Тогда же появляются сказания о происхождении растения, которое дает вино. Однажды Вакх, один из многочисленных древнегреческих богов, нашел маленькую виноградную лозу и решил ее пересадить, для чего вложил в птичью кость, в дороге растение стало так быстро расти, что ему пришлось пересаживать лозу в львиную кость, а потом в ослиную. Прибыв в Наксос, он наконец-то посадил ее в землю с этими костями. И потому, люди, пьющие вино, сначала поют как птички, потом становятся львами, и в итоге превращаются в ослов. Есть еще более древнее предание о том, что когда Ной посадил виноградную лозу, дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи. Поэтому вино и производит соответствующие превращения с человеком. Есть предположение, что именно дьявол научил жену Ноя делать хмельной напиток из винограда.
Вот к кому надо предъявлять претензии современным женщинам, о том, что их мужья пьют. Вот где первопричина!
Водка — с арабского, алкоголь, была изобретена Рагезом, родившимся в 860 году, впоследствии работал врачом в госпитале Багдада. Он первый применил негашеную известь для очистки винного спирта. В конце XIII века Раймонд Луллий бывавший на острове Майорка узнал от одного ученого мужа способ ее приготовления и привез новый напиток в Европу. Арнольд де Виллан вызнал у него секрет приготовления и распространил торговлю между генуэзскими купцами, торговавшими с русскими. И в конце XIV столетия водка попала на Русь. Первоначально она была очень дорогой, считалась целительным напитком и принималась только каплями. Водку тогда называли «жизненной водой». Но, со временем, народ узнал простоту и дешевизну приготовления этого напитка,  дозы приема быстро увеличились.
В Древней Руси тоже любили грешить подобными напитками. Только тогда это было не вино, а брага хмельная, мёды стоялые да квасы медвяные – излюбленные напитки былинных богатырей да простых русичей. Вино же появилось на Руси в 907 году, когда князь Олег, прибив очередной щит на врата Константинополя, возвращаясь в родной град Киев, привез в качестве трофеев разные вина. Наверное, именно тогда появилась традиция, привозить из-за границы всякий хлам, чуждый и вредный русскому народу, и перенимать вредный опыт. Скорее всего это были белое и красное вина, летописец называет его «синим».
Кстати, тот же Асклепиад стал экспериментировать с вином. давая его в качестве лекарства больным, на основе этих смелых экспериментов позволил себе сказать: «Едва ли могущество богов ровняется пользе, приносимой вином». Впоследствии стали заменять вино водкой, но, как верно подметили ученики Асклепиада, настои на вине дают лучшие результаты. В те времена вино давали как профилактическое средство при тифе, чахотке и множестве других болезней. Были даже предложения, что бы старые хорошие вина продавались в аптеках.
Пьянства в Древней Руси не было. Люди сходились на игрища, собирались на братчины, пиры и беседы, которые и до сих пор именуют почетными и честными. Питейные заведения тех времен, корчмы, были местом общественных сборищ, куда люди приходили что бы поесть, выпить, поговорить, там же объявляли народу княжеские распоряжения. В них часто творился суд между приезжими. Так что корчма — исконно русское изобретение. Со временем их значение упало, а звание корчемник стало постыдным. Главное же отличие между кабаком, который ввел Иван Грозный, и корчмой было то, что в кабаках разрешалось лишь пить. Именно для этого они и были предназначены.
В Сибирь хлебное вино, как тогда называлась водка, завезли казаки в середине 18 века. До этого местные жители употребляли свои напитки: татары пили «бузу» — брага на основе проросшего проса, а северные племена уважали напиток из мухоморов. Но новый напиток пришелся всем по вкусу. Да так полюбился, что царское правительство было обеспокоено таким повальным греховным увлечением и запретило ввоз и продажу горячительных напитков в Сибирь.
В 1598 году в Сибири был построен первый городок — Верхотурье. Через три года там появился первый кабак. Вот оттуда и началось победное шествие «зеленого змия» по необъятным просторам приобретенных земель.
Надо отметить, что инородцам категорически запрещалась продажа спиртного, а также огнестрельного оружия и некоторых других товаров.
В августе 1632 года воеводы из Верхотурья писали в Москву, что с тех пор как устроен у них кабак, многие из служилых людей, стрельцов, ямских охотников и пашенных крестьян «пропились», одни бросили службу и «разбрелись», а другие «одолжали, обнищали». Но, боясь денежного кабацкого недобора, без царского указа унимать их от пьянства не смеют.
Царское правительство, радея о здоровье нации и борясь с самогонщиками, которые наносили непоправимый ущерб казне, так как никаких налогов не платили, издало указ: «Крепко смотреть, чтоб никто и нигде не варил пива, медов и не сидел вина, под опасением заказнения посуды и денежного взыскания с производителей и питухов, то есть потребителей такой продукции. Взыскание удвоить и утроить в две последующие поимки с прибавкой тюремного и телесного наказания в третий раз».
Наказания всегда были очень суровыми: рвали языки, секли плетями, рубили руки, вплоть до смертной казни и не только за изготовление, но и за употребление. Такие же наказания применялись и за употребление табака.
В 1889 году в Обдорске появился кабак. Его открыло Обдорское сельское общество. С доходов от продажи спиртным общество стало уплачивать все государственные налоги и сборы, содержало больницу и школу. Через семь лет кабак закрыли, наверное, березовские тайные виноторговцы, откуда ввозили в основном водку, испугались конкуренции, да и подарков в уездный город стали возить меньше. Многие березовские жители привозили на Обдорскую ярмарку десяток-другой ведер водки, вырученных денег им хватало безбедно прожить весь год.
Водку стали разбавлять водой, добавляли табак, перец, купорос и другие неудобоваримые специи. В конце концов, в 1903 году обдорские крестьяне не выдержали такого произвола и «Постановили приговор о желательности открытия в Обдорске общественного кабака».
Не все одобряли такое положение дел. В 1905 году, Иван Рочев, купец и первый обдорский фотограф, решил вести торговлю с инородцами без предварительного угощения их водкой, как было заведено. Через пять лет, потеряв более половины торговых партнеров, был вынужден вернуться к освященным временем обычаям.
Торговлей спиртным занимались все, от простых жителей и инородцев, которым все-таки разрешили самим торговать водкой, до протоирея и уездных чиновников в Березове. Только в девятьсот восьмом году за беспатентную торговлю посадили двадцать одного «спиртоноса».
Как в любом важном и большом деле не обошлось без курьезов. В 1909 году весельчаки обдоряне так напугали кочевников предстоящим столкновением кометы Галлея с Землей, с 5 на 6-е мая, что те скупили почти всю водку в кабаке, что бы в это время напиться. В результате этой шутки, в течение полутора месяцев в Обдорске водки катастрофически не хватало.

Всеволод Липатов
По материалам научной библиотеки Музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.