Неосимволизм - обр. мышления современных Творцов

Доброго времени суток, дорогие читатели. На самом деле, это мой дебют в написании серьёзных статей, посвященных искусству. И свою первую тему, я бы хотел посвятить основному термину Сообщества Меланхоличных Российских Творцов — Неосимволизм.
Ну начну с научного определения термина:
Неосимволизм — литературно-философское течение начала XXI века, поставленное в оппозицию по отношению к массовой культуре, и пропагандирующее возвращение к смысловой подаче произведений искусства через символику и чувственный опыт познания личных переживаний. Опирается в своей основе на традиции западноевропейского пост-романтизма и декаданса середины-конца XIX века, а также на традиции Серебряного Века.

Давайте разберем все по полочкам. Что есть оппозиция к массовой культуре?
В нашем «процветающем» 21 веке, вся государственная политика направлена на инновации в науке. Честно говоря, мне это чем-то напоминает индустриализацию в СССР, когда культуре не уделялось должного внимания. Деятели культуры тех лет, либо писали то, что думали и ссылались в «Соловецкий Союз», либо же становились частью номенклатуры и писали по заказу, продвигая идею индустриализации и восхваляя коммунистический режим.
Сейчас, к сожалению, творится нечто похожее. Деятели искусства либо занимают государственную политику и жируют на казенных харчах, либо еле сводят концы с концами, пытаясь накопить хотя бы на то, чтобы заплатить за квартиру и хоть чего-то поесть. А к наибольшему сожалению большинство «идолов протеста», людей которые смело писали, говорили и пели о проблемах нашей жизни, сейчас продались с потрохами новому правительству, и не дают пути молодым талантам, считая что протест сейчас бессмыслен. К сожалению сейчас на полках книжных магазинов засилье продажной «Желтухи», пропагандирующей пошлость и культуру «Общества потребления»; на полках музыкальных магазинов лежат диски с «музыкой», обделенной смыслом, и, в лучшем случае, просто «бьющей по мозгам», в худшем, пропагандирующей употребление алкоголя и наркотиков, а так же прославляющей все то же пресловутое «общество потребления». Такая же проблема обстоит и в некоторых театрах, в которых вместо «Гамлета» или «Вишневого Сада», можно увидеть лишь бездарные антрепризные комедии, с бессмысленным и пошлым, притянутым за уши сюжетом, написанные доморощенным автором за кругленькую сумму. В кино можно увидеть либо бессмысленные комедии, призванные насмешить «общество потребителей» обилием нецензурных слов, а также, «постельного» и «туалетного» юмора. Хорошее, авторское кино снимается редко, и к сожалению мало воспринимается нашим зрителем. Мне вспоминаются пророческие слова Великого поэта Андрея Вознесенского:

Смешно с всемирной тупостью бороться
Свобода потеряла первородство
Ее нет ни здесь, ни там.
Куда же плыть? - Не знаю капитан

Сторонники теории заговора, могут во всем винить пресловутую доктрину Алена Даллеса (1945 год., ЦРУ), в которой излагался план уничтожения русского народа:

- «Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание, и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.
- Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.
- Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...
- Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
- Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.
- В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху, незаметно, но активно и постоянно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, бюрократизм и волокиту возведем в добродетель.
- Честность и порядочность будем осмеивать - они никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
- Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее.
- И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...»

В том что произошло нет смысла винить ни ЦРУ, ни Даллеса, ни американцев. В первую очередь в упадке культуры и нашего самосознания виноваты мы! И незачем винить в этом доктрину, товарищи «заговорофобы». Человека нельзя изменить, если он сам этого не позволит. Жизнь страны, в руках ее жителей. Сильных или слабых. Поэтому современные деятели искусства обязаны противостоять массовому тупизму и нежеланию самообразовываться. И единственное наше и Ваше оружие — искусство.
Искусство спасет Росиию.

Но, вернемся к теме нашего разговора. К роли неосимволизма, как образа мышления современного творца.
Давайте попытаемся понять, что такое «Смысловая подача произведений искусства через символику и чувственный опыт познания личных переживаний»
Что же это такое? Quid Est Viritas? (33 г. н.э)
Итак, давайте погрузимся в душу поэта, просто идущего по Невскому проспекту и видящему цветок, растущий в Екатерининском Саду около Александринского Театра. Он видит маленький белый цветок, точно не помня названия. И вспоминает например, как он видел этот цветок, гуляя со своей спутницей, которая его давно бросила. Цветок становится символом его неразделенной любви, и на протяжении всего стихотворения выступает как бы образом, его пассии. Возникает символ растущей, расцветающей любви, которая как и этот цветок, - увядает; Символ женской красоты, которая расцветает подобно цветку и также неумолимо увядает; Символ жизни творческой личности, которая является прекрасной, но это редко замечают, в суете повседневной жизни, и которая увядает, оставляя лишь воспоминание о себе; Символ творчества в целом. Творчество подобно цветку распускается на глазах у всех, а потом увядает, оставляя семена для новых цветов.
Следовательно личные переживания и память о них откладывают след на всем творчестве, наделяя впоследствии глубоким смыслом судьбу любого слова и предмета. Творческая личность — губка, которая впитывает все что может в нее впитаться, затем переживает и воплощает в форму.  Исходя из этого поэты символисты — эдакий перегоночный куб алхимика, хотя, скорее- философский камень — который превращает любой предмет в золото.

«Когда б вы знали, из какого сора, растут цветы не ведая стыда?»
А. Ахматова

Следовательно Неосимволизм — это образ мышления современных творческих личностей ищущих свой путь и, пытающихся донести свою мысль до умов и сердец людей.
Это образ мыслей и способ существования современных творцов.
Но к сожалению сердца творческих людей работают подобно двигателю внутреннего сгорания. А как вы знаете у этих двигателей есть две плохие черты:
Первая, заключается в том что такой двигатель всегда требует топлива. Некоторые черпают его из тех самых личных переживаний, а некоторые ищут вдохновения в алкоголе и наркотиках, рождая по истине прекрасные стихи, которые, к сожалению, оплакивают своих авторов после их смерти. Все знают что в малых дозах яд — это лекарство. Так же дела обстоят и с алкоголем. В малых количествах, он залечивает душевные раны, позволяя перевести отрицательную энергию,   в энергию творческую, а иногда, просто помогает забыться и уйти от реальности, чтобы снова потом войти в нее но уже с позиции разума а не эмоций. Но в больших количествах, алкоголь убивает поэта, чаще всего оставляя после себя предсмертное стихотворение, написанное в алкогольном бреду дрожащей рукой. Если вы прочтете предсмертные стихотворения Сергея Есенина или Владимира Высоцкого, написанные ими в пьяном угаре дрожащей рукой за несколько часов до их трагического финала, то вы почувствуете какой болью пронизаны они. Сколько страданий, слез, горечи заложено в эти строки. Алкоголь обостряет чувства и выливает на бумагу, холсты, ноты, сцену, - самые тяжелые переживания и чувства. И в этот момент двигатель — сгорает, оставляя после себя, словно пепел, предсмертные творения, насквозь пропитанные страданиями. О наркомании даже не хочется говорить. Употребление наркотиков не лечит, и не дает вдохновения, он лишь рисует картины. Если творец единожды попробует наркотики, то все его творчество будет пронизано этими картинами, и приведет его к предсказуемому и страшному финалу. Наркомания, как и алкоголь, что бы Вы не говорили, - не рожают а убивают творчество и творческих людей. Оно всего лишь дает нам иллюзию полета и вдохновения. Но любой мираж имеет тенденцию рассеиваться.
Вторая плохая черта двигателя внутреннего сгорания, это то что такого рода двигатель — к сожалению изнашивается, а при сильных нагрузках моментально сгорает, напоследок озаряя всех пламенем. Одну из причин сгорания, я привел выше. Есть и еще одна: Она относится к тем, кто черпает вдохновение из личных переживаний. Каждый день они подвергают свое сердце непостижимым нагрузкам разжигая в сердце пламя, а потом сгорают как мотыльки. Только сгорают изнутри.
Итак, наверное, мне стоит «закругляться» с философствованием на выдвинутую мной тему, ибо всему есть предел. Возможно и Вы прочтя данную статью, поймете, что сейчас культура переживает эпоху «исихии», в которой правят лишь приспособленцы и конформисты. Надежду на будущее мне дает лишь то, что мир стоит на пороге новой Эпохи Возрождения, которая всегда следует после темных и смутных времен.



24.07.2010


Рецензии
Очень понравилась мне ваша статья доступным для гуманитария языком. Объяснили лучше, чем википедия в сотню раз, что есть явление символизма. Вы подтвердили мою теорию. Сам я являюсь одним из творцов в стиле неосимволизма. Как-то оно само получилось после чтения поэтов серебряного века. Я неосознанно принял этот стиль, а осознать, что пишу в этом стиле мне помогла, как ни странно - игра.
Я желаю вам успехов в вашей журналистской деятельности, вы очень талантливый автор.

Фаренгар Дазус   22.06.2018 21:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.