Граф Монте-Кристо

Рецензия на фильм "Граф Монте-Кристо"
(при использовании статьи активная ссылка на автора и данный литературный раздел -- ОБЯЗАТЕЛЬНА)

За эти дни (благодаря беспрерывному дождю и холоду в Н-ске) посмотрела несколько фильмов, о которых раньше слышала, но не смотрела.
Как ВЫСОКО художественный хочется отметить фильм "Граф Монте-Кристо" режиссер Жозе Дайан, с Жераром Депардье в главной роли.

В случае "Графа Моте-Кристо" фильм получился серьёзнее книги. Да и сразу же было указано -- по мотивам Дюма. Это так же, как с "Королевой Марго". Фильм получился серьёзнее, мрачнее, менее романтичный.
Основная идея "Монте-Кристо", в этой кино интерпретации книги, конечно БОГОБОРЧЕСТВО И ДЕНЬГИ. Эдмон Дантес волею судьбы романтический герой и мститель. В фильме очень много вставных диалогов, которых нет у Дюма. Философских диалогов. И потому -- фильм перестаёт быть авантюрным романом Дюма. В нём выражены все тенденции, которые открыла миру французская литература.

Во-первых это тема денег и скупости,в лице барона Данглара, в лице всех тех негодяев с которыми борется "граф" -- негодяев из-за денег, ради денег. Сила -- это власть богатства!, вот что прежде всего другого утверждают своей жизнью данные герои. Но не для того, кто двадцать лучших лет жизни провёл в тюрьме... Сильнейшее оружие дьявола -- деньги, это выражает Дантес, даже отрицающий, даже посылающий проклятье Богу от лица занявшего место Бога аббата (иезуита -- и это важно, раз иезуита, значит можно читать инквизитора) лже-священника Бузони. Депардье глубже сыграл роль Эдмона, чем она представлена у Дюма. В иные минуты (по фильму) становится ясно -- что Эдмон словно бы не просто переодевается в различные костюмы (аббата-иезуита, или делового англичанина, интересующегося только деньгами) -- на ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ в них. То есть возникает тема двойничества, многоликости, расщепления личности героя (подобно доктору Джекилу), в связи со всеми произошедшими событиями. Сбежав из тюрьмы, словно бы заново родившись, Эдмон становится отщепенцем, ОТВЕРЖЕННЫМ. И, таким образом, ряд фильмов с Жераром Депардье получает как бы внутреннюю связь (великолепная роль Жерара в "Отверженых" уже не по мотивам,но по роману Виктора Гюго, роль отверженного, бывшего каторжника Жана Вальжана).

Во-вторых это тема куртуазной любви к замужней женщине и прелестный (галантно-французский!)треугольник вокруг романтической фигуры графа: блондинки баронессы (его новой любви, у Дюма такого персонажа не было) и прежней любви,брюнетки Мерседес. При этом диалоги написаны с чисто-французской куртуазной утончённостью. Например, блондинка не тривиально ассоциируется с ароматом ванили и сдобной булочкой (хотя это худенькая женщина ). В фильме много красивых интерьеров, передающих дух средневековых замков Франции, галантной и романтически-восточной роскоши. Для художников создание такого фильма -- настоящий праздник! Нет кричаще-неоновых цветов, совсем нет компьютерной графики. Действие фильма происходит то в Марселе (юг Франции) -- то в Париже (исключая, конечно, совершенно особенное место -- замок Иф). И по перемене интерьеров и окружения уже чувствуется насколько различны эти части Франции, и по культуре, и, может быть даже, по отношению к жизни. . Две женщины любовного треугольника таинственного, интригующего своей романтической таинственностью графа Монте-Кристо (а это тоже роль и маска, это НЕ Эдмон Дантес) -- две женщины из разных частей Франции. Брюнетка, южанка (возможно, полуиспанка) Мерседес -- и утончённая блондинка-баронесса, парижанка.
И, конечно, во всех исторических французских фильмах невозможно не отметить любви к костюму, историческому костюму. Все эти роскошные платья женщин, они потрясающе-изысканны, утончённо-красивы. Да и типажи актрис радуют НЕ Голливудскими стандартами. Например, красавицу-Мерседес в молодости играет актриса у которой немного косят глаза (актриса Найке Ривелли)... Но это только придаёт ей пикантность! Изящное, тонкое любование женской красотой, которую, без сомненья, прекрасно оттеняет фигура Депардье.

Третья тема, возникающая в фильме -- тема Смерти. Она связана в первую очередь с замком Иф, где Эдмон словно бы долго умирает -- и потом возрождается, на дне моря (он ведь простой моряк -- никакой он не граф!). А во вторую очередь тема смерти мощно возникает в доме королевского прокурора -- Вильфора. Вильфор не стремиться к деньгам, к знатности -- всё это у него есть, он человек благородного происхождения, не выскочка (подобно "пэру" Франции Фернану -- предателю). Но Вильфор даёт себе, прежде всего внутреннее, личностное (а не по обязанности) право СУДИТЬ людей, и в этом -- сила высшей власти, которой он и добивается в своей жизни. В какие-то моменты аббат Бузони и Вильфор становятся очень близки, как идеологические соратники. И это глубоко противно природе Дантеса, он это понимает. Оттого и происходит расщепление его личности.
Данглар, Фернан, жадный трактирщик Кадрус (хотя и этот образ в фильме становится сложнее) -- всё это персонажи довольно прозрачные, ими движет прежде всего алчность. Вильфор -- сложнее (актёр Пьер Ардити).
Аббат Бузони, главное действующее лицо в мести Вильфору, считает, что он берёт на себя карающую роль бога. На самом же деле -- в доме Вильфора аббат Бузони (несмотря на всё своё отрицание Бога, и гнев по-поводу слепоты Создателя) -- в доме Вильфора аббат Бузони становится ОРУДИЕМ Бога. Потому что Смерть, задолго до аббата Бузони, нашла этот дом, "проклятый дом" -- в лице жены королевского прокурора, Элоизы.
Французская драматическая актриса Элен Венсен великолепно сыграла эту роль -- воплощения самой Смерти в лице Элоизы Вильфор. Её грим, её костюм -- в большинстве сцен Элоиза в чёрном траурном платье, кроме того, грим сделан так, что лицо женщины бледное с холодно-голубыми глазами (просто сияющими холодом глазами!), а волосы -- ярко-рыжи. В первой же сцене знакомства граф Монте-Кристо видит, что эта женщина очень непроста, умна и образованна. Элен словно бы перевоплощение ещё одной яркой фигуры Средневековой Франции -- отравительницы Медичи, матери короля Карла ( "Королева Марго"). Но -- Элоиза бездетна, и её бездетность ещё больше подчеркивает то, что она есть так же олицетворение самой Смерти.

Граф Монте-Кристо беседует с Элоизой о саде, госпожа Вильфор хвалится ему свои изысканным садом , ЛУЧШИМ в Париже, и -- в её прекрасном саду произрастают ядовитые растения. Власть Элоизы -- власть Смерти. Она очень похожа на своего мужа Вильфора, она ЕГО ДВОЙНИК. Хоть Вильфору невозможно это признать. В какой-то степени французы (без сомненья лучше нас с вами, иностранцев, знающие свою культуру!) -- вот этой косвенной отсылкой к прекрасному Саду, который ОДНОВРЕМЕННО является и Садом Любви и Садом Смерти, СБЛИЖАЮТ образ Прекрасной Дамы со Смертью. Смерть -- это тоже Белая Женщина. А куртуазная любовь -- это любовь бесплодная, не подразумевающая детей, это бесплодная, сжигающая страсть, это исключение всяких тёплых семейные отношений.
Извращённым плодом такой преступной страсти становится внебрачный сын Вильфора и баронессы Данглар. Несчастный ребёнок изначально обречён Смерти, и, тоже, служит её орудием и воплощением, докатившись в конце своей жизни до убийства. Мотив сада есть во всём, что касается Вильфора. В саду он закапывает своими руками сына, посчитав (а, может быть, ему ХОТЕЛОСЬ так считать?) ребёнка умершим. Белая Женщина повсюду рядом с Вильфором, всю его жизнь. ОН приговаривает людей к смерти -- и видит смерть. Каждый день. Об этом он говорит Элоизе перед тем, как требует смерти своей жены.

Сцены в доме Вильфора, совершенно готические сцены!, великолепно решёные в плане визуального ряда! -- они служат, по сути, КУЛЬМИНАЦИЕЙ повести о графе Монте-Кристо (НЕ об Эдмоне Дантесе). Эдмон Дантес ПРЯМО противоположен Вильфору, потому что Эдмон -- боролся за Жизнь, и сам -- воплощение жизнелюбия. Вильфор же всегда был выразителем и слугой Смерти. Его поступок по отношению к молодому Эдмону (приказ заточить молодого моряка в замок Иф) продиктован ведь, отчасти, благородным стремлением -- защитить собственного отца. Но возмездие, настигшее Вильфора -- ужасно. И сам граф Монте-Кристо ужасается этому БОЖЬЕМУ возмездию, хотя граф Монте-Кристо не верит в Бога и Божью справедливость. И потому, наверное, позже он говорит Данглару (единственному, оставшемуся в живых ) -- "Тебе повезло, уходи". Этот акт воли Монте-Кристо -- его, наконец-то , обращения от неверия к вере, осознание того, что Бог долготерпелив, но Божий Суд существует. И, передавая волю судить всё-таки Богу, в отношении банкира Данглара (для которого ВСЁ в жизни деньги) -- он, на самом деле, обрекает именно Данглара на более жестокие страдания, чем смерть. Без своих Денег Данглар и без того мёртв.

"Прощать труднее, чем мстить" -- заключает для себя уже Эдмон Дантес.

                Лилия Внукова



..........................
 Как дополнительный (иллюстрирующий) материал, хочется привести (общеизвестные вобщем-то)  факты об исполнителе главной роли графа Монте-Кристо -- о Жераре Депардье. Из интернет-источников.

• Полное имя — Жерар Ксавьер Марсель Депардье (G;rard Xavier Marcel Depardieu).
• Помимо работы в кино Депардье всерьез занимается виноделием, он купил в долине реки Луары замок XII века и обширное поместье в 27 гектаров, которое сплошь засадил виноградниками; сегодня его вина известны во всем мире.
• Депардье открыл два ресторана в Париже и написал поваренную книгу (в сентябре 2005 ее издали в Великобритании), а еще он пробует себя в качестве певца — актер записал собственный компакт-диск.
• Депардье было 16 лет, когда он приехал в Париж и поступил на курсы драматического искусства Шарля Дюлена.
• Отец Жерара Депардье работал кровельщиком, часто пил; мать занималась хозяйством. Кроме Жерара в семье было еще пять детей.
• Сын Депардье Гийом умер в 2008 году в возрасте 37 лет.
• В 1996 году Депардье стал кавалером ордена Почетного легиона.
• У актёра есть внебрачные дочь — Роксана Депардье, от модели Карин Силла, и сын — Жан Депардье (2006), от актрисы Элен Бизо. (по данным интернета)


 «В карьере Депардье существует закономерность. Своих современников он всегда изображает простоватыми, хитроватыми и вороватыми. Однако стоит ему углубиться в историю, как фильм получается глубоко интеллектуальным.» (*по Интернет-данным)

«К славе и наградам он относится более чем равнодушно.
- Я абсолютно лишен тщеславия, — говорит Депардье, — поэтому я никогда не стремился сделать карьеру. Нет ничего более глупого, чем успех. Нельзя преодолевать стометровку за 9,9 секунды в каждом забеге.
Жерар говорит, что чувствует себя полностью счастливым только во время работы, а поскольку он всегда где-нибудь снимается, то можно сказать, что его счастье не имеет границ.
- Моя работа, — сказал он, — связана с необходимостью любить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому Сирано де Бержерак ближе мне, чем все сыгранные мною герои. Он страдал от последствий юношеских комплексов, но не желал с ними мириться. Я тоже стал актером, в то время как все называли меня уголовником и бродягой.
В том, что Сирано — любимая роль Депардье, никто не сомневается. Реликвии его героя — шпага и шляпа — хранятся в доме актера. Любимое фирменное вино Жерара тоже называется "Сирано". Свою младшую дочь он назвал Роксаной в честь возлюбленной Сирано.
На одном из Венецианских фестивалей итальянки единодушно присудили ему звание секс-символа. Кароль настороженно сверкнула глазами, а явно польщенный Депардье осклабился в добродушной улыбке.
- Ну какой же из меня секс-символ, — воскликнул он. — У меня ведь скоро климакс начнется...» (*по Интернет-данным)

И небольшая статья о трагической судьбе сына известного актёра -- Гильоме Депардье. В фильме "Граф Монте-Кристо" он сыграл небольшую роль -- молодого Эдмона Дантеса. Но сыграл этот небольшой кусочек очень ярко, достойно выдержал соперничество с талантом отца. Гийом внешне черезвычайно походил на отца. Данная статья, памяти Гильома, показалась мне наиболее интересной и полной, освещающей лучше и Жерара Депардье:

" Жерар Депардье потерял сына.
37-летний Гийом скончался от воспаления легких

В госпитале города Гарш под Парижем скончался 37-летний актер и сын Жерара Депардье - Гийом.
Последние недели Гийом был занят в работе над психологическим триллером "Молодость Икара", который в Румынии снимал режиссер Александр Йордаческу. Как сообщило агентство "Артмедиа", которое занималось делами актера, младший Депардье почувствовал себя плохо на съемках, после чего слег в постель. В воскресенье его в срочном порядке доставили спецсамолетом во Францию, но было уже поздно: на следующий день он умер.

Гийом во многом был похож на своего отца. Обладал недюжинным актерским талантом. В детстве съемочная площадка для него была вторым домом. Так что вопрос о том, кем стать, перед ним не возникал. В 1996 году в 25-летнем возрасте получил приз "Сезара", французский аналог "Оскара", как лучший молодой актер года за роль в фильме Пьера Сальвадори "Подмастерья".
В общей сложности снялся в двух десятках лент. Причем в нескольких играл вместе с отцом. Французам, да и не только, Гийом запомнился по четырехсерийной телеверсии неувядаемого романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо", снятой режиссером Жозе Дайан. Гийом в нем сыграл роль молодого Дантеса, а Жерар - узника крепости Иф, превратившегося волей судеб в беспощадного мстителя и обладателя несметных богатств.

Надо сказать, что Гийом перенял от отца и другие качества, в том числе и крутой, бесшабашный нрав, что регулярно, особенно в юные годы, оборачивалось для него крупными неприятностями. Он даже успел с год провести в тюрьме по обвинению в торговле наркотиками.
Любитель, как, впрочем, и отец, выпивки и скоростных мотоциклов, он несколько раз попадал в аварии. Одна из них обернулась трагедией: сильно повредил правую ногу. Перенес на ней 17 операций, причем в госпитале его дважды заражали стафилококком. В результате переломы никак не хотели срастаться. Гийом испытывал адские боли, и в конце концов ногу пришлось ампутировать.

С отцом, который давным-давно ушел из семьи и вел раскованный образ жизни, правда, успевая при этом сниматься в трех-четырех фильмах в год, заниматься своими виноградниками, а также нефтяным бизнесом на Кубе, парень постоянно конфликтовал, обвиняя его во всех смертных грехах. Но Жерар ему все прощал: сын все-таки.
Тем не менее в последние годы внутрисемейные конфликты резко пошли на убыль. Как говорят, этому способствовала сестра Гийома и дочь Жерара - Жюли, кстати, также актриса, и из неплохих.

"Это был солнечный, излучающий свет человек. Он мне очень много дал как личности и профессионалу", - заявил, узнав о скорбном событии, известный французский режиссер Ален Карно. Именно в его фильме "Все утра мира" Гийом впервые 17 лет назад сыграл в кино.

Помимо кинематографа Гийом Депардье увлекался музыкой. Работал над альбомом песен, который должен выйти весной будущего года. У Гийома осталась семилетняя дочка от брака с актрисой Элиз Вантр, с которой он был в разводе.

                Вячеслав Прокофьев
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4772 от 15 октября 2008 г.  "

А вот отзыв об отце -- Жераре Депардье -- отзыв о нём актрисы Катрин Денёв: "В дуэте с Катрин Денев он играл в «Последнем метро», «Выборе оружия» и «Форте Саган», с Марушкой Детмерс - в фильме Клода Зиди «Двое», с Изабель Аджани – в фильмах «Барокко» и «Камилла Клодель», с Энди Макдауэл в фильме «Вид на жительство», с Моникой Белуччи в фильме «Сколько ты стоишь?».

Вот как описывает актера Катрин Денёв: «Крепкие плечи здоровяка, вытатуированная звездочка на предплечье, сильный, похожий на кривой баклажан нос, нерешительные и одновременно пылкие золотистые глаза. Конечно, он некрасив. Но в нем чувствуется настоящая мужская сила и обаяние».

Казалось бы, такой мужчина должен постоянно находиться в центре любовных историй. Однако Депардье на протяжении многих лет оставался верен своей жене Элизабет. Семья Депардье всегда считалась образцом прочности. Супруги жили дружно, воспитывая двух детей..."
 Разрыв между супругами произошёл из-за неожиданно всплывшей истории, супружеской измены со стороны Депардье (*наверняка, не без стараний журналистов). Мать Гильома была старше Депардье на шесть лет. Но, по признанию Жерара, он не просто любил, он обожествлял её, как женщину.
 


Рецензии