С Новым годом, друзья!

               
«Спасибо, спасибо» – говорил  я  зашедшему ко  мне домой   небольшого  роста мужчине с усиками «спасибо за приглашение». Эта встреча  была  накануне  «Рош-а –шона», еврейского  Нового года, который  отмечается в сентябре месяце.  У  христиан и католиков летоисчисление ведут от рождества  Христова и  Новый год вот  уже 2010 раз наступает в  январе, а у евреев идёт  5770 год, а от чего ведётся отсчёт  я  не знаю, наверно  тоже существует какая-нибудь древняя  легенда.Ну так вот, заходит ко мне этот мужчина и приглашает меня с женой  придти в городскую еврейскую общину отметить «Рош—а—шона». А что мы будем делать, я то не очень силён в праздничных, еврейских обрядах, а он отвечает мне: «Будем пить красное вино и кушать яблоки с мёдом». Надо же, подумал я, это здорово наверно такой вкусный ритуал. Ну  община так община, я ведь тоже еврей, так почему не сходить и пообщаться, слушайте, уважаемый обратился я к гостю, а вы говорите на «идиш?» Он покачал отрицательно головой, я подумал и снова ему: извините, я понял, вы наверно только на «иврит» изъясняетесь, прошу прощения, как я об этом не подумал, А он опять мне машет головой. Тогда я возмутился « где же это вы росли, уважаемый ребе, неужели ваши родители не научили вас ни одному слову на родном языке?»  Он опять машет головой.  «Господи! скажите. а где вы родились, кто ваши родители, откуда?  С Виницы, а  кто  они по национальности? – украинцы, озохен  вей, что же вы делаете в еврейской общине, отмечаете праздники и пьёте красное вино?» Он вообще не еврей, но  почему сказал, что возглавляет эту общину, непонятно. Наконец до меня дошло, что никакой он не еврей, а ему надо уехать в Израиль по своим делам, что же вы думаете так оно и случилось, ей богу, чтоб я так жил. Мы  с женой  пришли в общину на Новый еврейский год и сели за стол, рядом с евреями и не евреями, которые пришли раньше нас. Жена у меня тоже русская, у неё по линии отца были в роду чёрносотенцы, но живём с ней уже почти пятьдесят лет вместе, и ничего, у нас три сына, а  что у них в крови один Бог знает. Кто из них кто не поймешь. Пишутся русскими, похожи на меня, всё таки они наверно евреи, я так думаю. Ну так вот, сели кушаем яблоки с мёдом, пьём понемногу красное вино и грызем рыбьи головы, чтобы быть в голове, а не в хвосте. Я встал и говорю «а гит ёнтев  хаверем,   пусть этот наступающий год будет вам и вашим близким сладким и счастливым. Лахаим!» Выпили,  сидим, делимся друг с другом за жизнь, говорим за детей  и внуков, чтоб они были здоровы и не знали в жизни наших бед несчастий. Вспоминаем старые истории. Я  рассказал о своей бабушке, о том как она в еврейские праздники угощала детей сладостями и давала нам, детям,  немного денег по традиции. Жила наша Бобе как мы ЕЁ звали, по законам святой Торы, соблюдая все посты и обычаи, ела только из кошерной посуды, прожила наша Бобе почти 102 года, её мудрости и памяти можно было только позавидовать. Сидим,  я  жду, может быть кто-нибудь прочитает молитву, но напрасно никто из присутствовавших молитв не знал и потому прочесть не мог. Отметили  «Рош—а—шона» разошлись по домам.  А   «Ребе украинец»  оформил  со всей своей  еврейской мешпухой жены выездные документы  на историческую Родину и приехав туда, через три месяца развёлся с женой и исчез в толпе русскоязычных эмигрантов,  навсегда.  Сам я  уроженец Одессы и туда мне иногда хочется поехать, как на историческую  Родину, но не могу, А вот в  Израиль  иногда возникает желание поехать, но не навсегда, а посмотреть исторические  места  Иерусалима  и  древней  Иудеи. А  вот шарлатанам  подобным  «Ребе украинцу»  везёт, поскольку они спешат на свободу в капиталистическую страну, любым путём но за рубеж из СНГ. В родной Одессе я в этом году я  всё же побывал. Был не один, со средним сыном  Евгением. Мы прошли по Решельевской, по  Приморскому  бульвару. Море смеялось в солнечных бликах, блестел  и  улыбался  асфальт Пушкинской  и  Дерибасовской. А золотой  песок на пляжах Большого Фонтана  и  Ривьеры, какой пляж, какой чудесный тёплый  песок. Как приятно по  этому песку  ступая  голыми ногами  медленно погружаться  в  нагретую  Чёрноморскую  стихию. Я был в синагоге и слушал как поёт кантор, я купил там, в синагоге «Сидур», сборник молитв на иврит и на русском  языке. Не знаю, кому и когда я буду читать эти молитвы  моего  древнего народа. Скоро Новый год, привычный  с  детства празднуемый всеми бывшими советскими людьми, традиционный праздник  с  дедом  Морозом и Снегурочкой. Я буду отмечать этот праздник со всеми вместе в морозную, жезказганскую ночь на улице  моего города  в степи. Будьте здоровы и счастливы люди, мои дорогие земляки. А гит ёнтев  хаверым, с  праэдником  Вас и ваших близких


Рецензии