30. Плотина на Великой

29. Черные скалы http://www.proza.ru/2010/07/30/1073

Электростанция располагалась выше по течению реки, километрах в тридцати от Нового Мастодонса.  Шоссе, которое соединяло с ней город, шло по пустыне, вдоль западных отрогов Скалистых гор. Чтобы выехать на нужную дорогу, следовало сначала вернуться к переправе через Великую, а потом повернуть направо. Обратный путь занял чуть ли не в два раза больше времени, чем поездка до пирамиды. Дорога была скверная, и слишком быстрая езда по ночной пустыне казалась профессору небезопасной. Наконец «Феникс» выбрался на шоссе и взял курс на юг. Путешествие продолжалось. Поначалу в полутора-двух километрах слева видна была лента реки, поблескивавшая в лунном свете. Но потом Великая скрылась за высокими крутыми холмами, превратившимися вскоре в настоящие горы. И хотя эти горы казались не очень высокими, они вполне оправдывали свое название: склоны их были обрывисты и совершенно безжизненны.
Уже далеко за полночь «Феникс» затормозил возле заправочной станции, стоявшей на развилке двух дорог. Правая из этих дорог шла вокруг озера Бомбасы на Бегемосу, а левая поворачивала в горы и вела прямиком к электростанции. После короткого совещания все согласились с госпожой Цоровой,  что ехать ночью по горной дороге – занятие опасное, да и ненужное, потому как в темноте все равно нельзя разглядеть ни плотины, ни озера. Договорились продолжить поездку на рассвете, а заночевать прямо тут. Но прежде, чем улечься спать, Аристарх Ромоданович решил заполнить под завязку все топливные баки, ведь неизвестно было, смогут ли они заправиться в Бегемосе. Мальчики, которые вслед за своим наставником выбрались из машины, с удивлением обнаружили, что вместе с дневным светилом пустыню покинуло также дневное тепло. Температура воздуха резко понизилась, и холод пробирал до самых костей.
- Бр-р, - проворчал Бэрик, возвращаясь с улицы в теплый салон «Феникса», - называется, приехали на юг! Ночью в вашей пустыне замерзнут даже белые медведи!
Все улеглись в постели и спокойно проспали остаток ночи. После завтрака поездка продолжилась. За штурвалом находился Андрик. Аристарх Ромоданович и Бэрик сидели рядом с ним в рубке, а  госпожа Цорова наблюдала за окрестностями из окон салона.
Сразу за поворотом дорога пошла круто вверх. Конечно, здешний перевал не шел ни в какое сравнение с теми заоблачными высотами, на которые поднимался «Феникс» в Высоких горах, но назвать его пустяковой преградой тоже было нельзя. Прошло не менее часа, прежде чем машина смогла благополучно преодолеть все изгибы, спуски и подъемы крутого горного «серпантина». Миновав седловину  перевала, она вновь оказалась на берегу Великой, которая была здесь намного стремительнее, чем на равнине. Через открытое окно до путешественников доносился шум воды, бурлившей и клокотавшей в тесных берегах. Окружающая долина выглядела намного живописнее пустыни, оставленной ими на рассвете. Склоны гор покрывала густая трава, достигавшая на обочинах дороги трехметровой высоты, а у самой воды привольно росли гигантские древовидные папоротники. Среди стеблей травы порхало множество небольших  оранжево-красных птичек.
Дорога, петляя по склонам, ухолила все дальше на юг. Окрестные горы делались все выше, а речная долина – все уже, пока расстояние между соседними отрогами не сократилось до 400-500 м, Что до плотины, то она открылась перед путешественниками внезапно, после очередного крутого поворота, и мальчики с первого взгляда смогли оценить ее колоссальные размеры. Профессор тут же сообщил, что длина плотина от одного берега до другого составляет 450 м, а высота от верхней кромки до дна реки – 125 м.
- Что соответствует, - пояснил он, - высоте сорокаэтажного дома.
Но что такое сорокаэтажный дом по сравнению с необъятной бетонной горой, сдерживающей напор рукотворного моря! Чем ближе наши герои подъезжали к плотине, тем  острее ощущали они ее величие, и тем сильнее поражал их воображение окружающий промышленный ландшафт. Электростанция служила центром, от которого веером расходились во все стороны линии высоковольтных электропередач. Казалось, что над зелеными прибрежными рощами возносится еще один, рукотворный  лес  из стальных мачт, между которыми тянулись блестящие, низко гудевшие провода. Часть  линий поворачивала на юг, к Бегемосе, часть - на восток, но в основном они  уходили на север - в сторону Мастодонса и его медеплавильных заводов.
Спустя полчаса, «Феникс» добрался до просторной стоянки у самого основания плотины.  Едва путешественники вышли на улицу, их оглушил шум реки. С площадки хорошо было видно, как внизу, у водослива, словно из гигантского пульверизатора бьют струи измельченной в мелкую пыль воды. Мириады крошечных брызг, блистая в солнечных лучах, оседали на матовых листьях агав, на пурпурных цветах  бугенвиллей и на раскидистых кронах финиковых пальм. Вокруг красиво пестрели цветочные клумбы, воздух был насыщен ароматом мимозы.
В прежние времена, когда никакой плотины не было и в помине, уровень воды в этом узком месте заметно менялся в зависимости от времени года. Каждое лето далеко-далеко от Мастодонса, у истоков Великой, шли проливные дожди. Тогда вода в реке начинала быстро подниматься,  и параллельные хребты Скалистых гор превращались в берега настоящего водохранилища. Это и подало жителям Мастодонса мысль перегородить ущелье плотиной.
Все эти сведенья госпожа Цорова сообщила гостям в здании проходной, куда они зашли с улицы. Тут дежурило несколько полисменов. Они встретили вновь пришедших настороженно, но, узнав, с кем имеют дело, отнеслись к ним со всем вниманием. Один из полицейских провел путешественников к шахте скоростного лифта, который буквально за несколько минут вознес их на верхнюю кромку плотины.
Взглянув отсюда на юг, мальчики замерли в изумлении: перед ними, меж диких, озаренных солнцем красноватых скал и зеленеющих горных отрогов, далеко, до самого горизонта, простиралась гладкая поверхность водохранилища. Плотная, спокойная масса воды являла удивительный контраст со стремительным и шумным бегом могучих речных струй, который наши герои только что наблюдали внизу. И, тем не менее, именно здесь, как нигде в другом месте, можно было почувствовать чудовищную тяжесть огромного водного массива и неимоверную силу напора, принимаемого на себя плотиной. В этом постоянном, не прекращающемся ни на одно мгновение противостоянии величавой, текучей водной стихии и невозмутимой твердости бетона было что-то тревожное и завораживающее…
Вдоволь налюбовавшись озером, профессор и его спутники прошли через стеклянные двери и оказались в просторном холле. Здесь было прохладно, тихо и пустынно.  В центре зала бил фонтан, вокруг росли цветы в горшочках. Стены, отделанные разноцветной смальтой, переливались в солнечных лучах всеми цветами радуги.  У входа путешественников поджидала высокая, красивая женщина, исполнявшая обязанности дежурного администратора.
- Рада приветствовать вас, друзья, на нашей электростанции, - сказала она. – Надеюсь, вы не пожалеете о том, что завернули сюда.
- Конечно, не пожалеем, - согласился Бэрик. – Тут такая красота, что даже уезжать не хочется. Не то, что в пустыне! А скажите, отчего здесь так прохладно: потому что озеро близко, или просто работают кондиционеры?
- Просто работают кондиционеры, - с улыбкой отвечала женщина. – Но на нижних этажах можно обходиться без них –  солнечный жар не в состоянии проникнуть под многометровую толщу бетона, и там всегда сохраняется умеренная температура. А теперь пройдем к главному пульту управления станцией.
Женщина подвела их к двери в глубине холла, за которой открылся  еще один просторный зал. У его стен размещались мерцавшие разноцветными огоньками электронные щиты с многочисленными приборами. Глубокую тишину нарушал только шорох самописцев. 
- Станция оборудована по последнему слову техники! – сообщила на ходу их гид. – Весь процесс выработки электричества происходит автоматически. Поэтому, за исключением дежурного инженера, в этом зале никого нет.
И в самом деле, путешественники встретили на верхнем этаже только одного мужчину, облаченного в строгий серый костюм.  Он сидел за компьютером и о чем-то сосредоточенно размышлял. Администратор и ее спутники тихо проскользнули за его спиной и вошли в кабину лифта,  доставившую их в машинный зал. Это помещение было так велико, что, стоя на специальном балкончике под самым потолком, наши герои с трудом могли окинуть его взглядом. Зато отсюда хорошо были видны ребристые, напоминающие морских звезд, корпуса электрогенераторов.
- Итак, - объявила женщина, - теперь вы находитесь в самом сердце электростанции, и поэтому пришло время объяснить, как идет процесс выработки электроэнергии. Все вы, конечно, знаете, что любая река обладает огромными запасами механической энергии. И этой энергии тем больше, чем река полноводней и чем быстрее ее течение. В естественных условиях энергия речного потока расходуется совершенно нерационально: на размыв русла, на перенос грунта, на преодоление  трения воды о берега и тому подобные вещи. К тому же эта энергия не сосредоточена в одном месте, а распределяется по всему течению от верховьев до устья. Если же мы захотим  использовать энергию речного потока на каком-то участке, то нам необходимо что?
- Сосредоточить ее в  определенном месте! – отвечал Андрик.
- Верно! – подхватила женщина. - Примером естественного сосредоточения энергии воды в одной точке является водопад. Однако в большинстве случаев перепад уровней воды  люди создают искусственно. А для этого необходимо что?
- Плотина! – догадался Бэрик. 
- Правильно! Наша плотина как раз и была  построена с целью создать такой искусственный водопад. Высота падения воды составляет здесь почти сто метров!
- Где же находится этот ваш водопад? – удивился Бэрик. – Что-то мы его не заметили!
- Вы и не могли его заметить, потому что он скрыт внутри плотины, - объяснила администратор. – Через водоприемники вода из озера протекает в проложенные сквозь толщу бетона водоводы. Диаметр каждого из них составляет несколько метров. Под действием силы тяжести вода устремляется в нижнюю часть плотины и приобретает при этом огромную скорость. Здесь она  попадает на лопатки гидротурбин и,  вращая их рабочие колеса, отдает большую часть накопленной  механической энергии. Этот процесс происходит прямо под нашими ногами, потому что все турбины, упрятанные в толщу бетона, находятся несколькими метрами ниже машинного зала. Остальное  просто! Колесо турбины связано с валом генератора. Таким образом, энергия вращения вала преобразуется в генераторе в электрическую энергию…

31. Показания госпожи Табот http://www.proza.ru/2010/07/30/1319

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294


Рецензии
С интересом, конечно, прочитала про плотину, как она устроена...но в этой главе никаких действий, интриг, психологических портретов, то есть всего, что мне у Вас больше всего нравится. Думала, может ночью кто-нибудь нападет. Нет, спокойно выспались и дальше поехали) Поэтому отметив отличную описательную часть, спешу дальше...

Валентина Пескова   31.03.2020 11:35     Заявить о нарушении
Почему эта "техническая" глава была необходима, мне кажется, станет понятно дальше. Ведь плотина это тоже своего рода герой истории, оказывающий прямое воздействие на ход сюжета.

Константин Рыжов   31.03.2020 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.