Анархитектура Винницы 2010-го года

В начале июля сего года побывал я – после десятилетнего отсутствия – в Виннице.
Находился в городе со среды до понедельника – всего-то пять дней. Увидел, тем не менее, немало нового.

За прошедшие годы Винница значительно изменилась в лучшую сторону.
В городе стало намного чище. Мусор из дворов вывозится регулярно.
Рынки обрели подобающий вид и прямо-таки «гордо выпячиваются» изобилием продуктов питания.
Продавцы приветливы, вежливы.
Торговый «Магицентр» под стать столичным и даже западноевропейским.
Да, и «Сiльпо» во многом не уступает упомянутым. Тот, кто помнит ассортимент и вид товаров в советских магазинах системы «Сiльского постачання», понимает сколько иронии в этом удачно выбранном, как сейчас говорят, бренде… Выразителен и впечатляющ Мемориальный центр в парке им. Козицкого. Там же, как и в Парке культуры – хорошо оборудованные места развлечений для детей.
Модерновые стадион и теннисные корты. Последние почти всегда заняты молодёжью.
Построено немало красивых больших зданий (но, как мне рассказали, без подземных гаражей, что, конечно же, гарантирует проблемы с автостоянками в недалёком будущем).

Июль – время отпусков, каникул. Полагаю, однако, что не только поэтому в выходные дни и бывшая «стометровка», и дорожки Парка культуры – места бывшего скопления праздношатающихся – были почти пусты.
Пляж «Химик» (он был хорошо виден из моего окна) в очень жаркий день тоже оказался немноголюден. Да, и пляжей-то почти не осталось: берега Южного Буга бурно заросли до самой воды на всём протяжении от Стрижевки до Сабаровской плотины, а на поверхности – островки и архипелаги белых и жёлтых водяных лилий (природа в чистом виде!).
Несомненно, интересы винничан стали более разнообразными. Пустому фланированию они предпочитают более полезные для души и тела занятия.
И выглядят жители города как-то по-другому. Уверенней, что ли.

Разумеется, многое в Виннице ещё требует улучшения. Понимаю, что средств не хватает.
Фасады большинства домов – по виду –  уже несколько десятилетий не освежались.
«Прорубленные» в тротуарных бордюрах проходы для инвалидных колясок узки, неровны. Их преодоление инвалидами не всегда возможно. А построенные с той же целью (вместо ступенек) рампы и пандусы имеют нередко такой крутой уклон, что за строителей стыдно. Если коляску не подталкивать сзади – инвалиду подъём не под силу.

Пройдёт время – и выровняются поверхности тротуаров и улиц, пешеходы и водители будут неуклонно соблюдать правила дорожного движения. Определятся власти и с единой системой его регулирования. Мне, например, не ясно, почему на пересечении улиц Соборной и Театральной нет светофора. Наблюдал там не раз сложные коллизии между водителями трамваев, троллейбусов, автомашин и пешеходами, стремящимися успеть к подъезжающему трамваю. Не ясно также, почему на улице Островского светофор отсчитывает секунды, а у Центрального рынка зелёный цвет сопровождается… музыкой великого немецкого композитора. СкАжете: «Это –  для слепых». Тогда станьте у рынка, закройте глаза и попробуйте уверенно отличить, к какому «зелёному» относится музыка: к тому, что разрешает переход через проспект Коцюбинского, или – через перпендикулярную ему улицу (название не припомню).
В далёком будущем – можно и помечтать –  появятся в Виннице и округе  велосипедные дорожки.

Ездил я в Хмельник, где проживали мои дед, прадед… по материнской линии. Дом деда, конечно же, достроенный как с тыла, так и с боковых сторон, всё же «держится» уже второе столетие. А, вот, дорога из Винницы в Хмельник рушится, потому что построена была не для таких нагрузок. Но, и дорогу приведут в порядок – и перестанут водители, едущие в обоих направлениях невольно сдвигаться к осевой лини, где покрытие более-менее сохранено. Сами понимаете, насколько это опасно.

Отдельный разговор о такси и таксистах. От железнодорожного вокзала до приготовленной мне Клубом читателей «Моей Винницы» временной резиденции (угол Первомайской и Театральной) доехали за 20 гривен. За небольшую, по российским меркам, цену. А в Гамбурге или в Нью-Йорке уже только при включении счётчика выскакивает бОльшая сумма. В Афинах или в Софии за дорогу туда (или – обратно) один таксист может запросить во много РАЗ большую (меньшую) сумму, чем другой таксист – за тот же путь в противоположном направлении. А в Виннице – всё по счётчику (в Москве – по договорённости!), с переключением его при выезде за город на другой тариф, с учетом того, едет ли пассажир только туда или же – туда и обратно. Потрясающе! Водители услужливые. Однако, и тут есть повод ухмыльнуться.

Сажусь в такси, чтобы ехать на самое дальнее кладбище. В Луку-Мелешковскую.  Иномарке лет двадцать. По дорогам Винничины бегает лет десять. Суммарно – без малого 250 000 км! Сидения грязноватые, без чехлов. Протягиваю руку к ремню безопасности. Водитель парирует: «У нас не пристёгиваются.» (Эту же фразу говорили мне ВСЕ водители такси). И добавляет: «Не волнуйтесь – я езжу осторожно». Всё-таки, по привычке вытягиваю ремень, защёлкиваю. Водитель ведёт со мной приятную беседу, объезжает ямы и колдобины («…бережёт, конечно, машину, а не мои старые кости», - замечаю про себя). У ворот кладбища выхожу. На моей светлой рубахе – от правого плеча до пояса слева – чёрный след от ремня безопасности. Водитель смотрит на мою грудь и видится ему, по моим представлениям, не пыльный отпечаток, а  алая лента с надписью золотом: «Самому трусливому пассажиру за последние 10 лет». Я же вижу траурную ленту, весьма подходящую к месту моего пребывания и цели визита. «Вас, однако, предупреждали», - говорят глаза водителя. «Откуда ему было знать о десятилетнем слое пыли, если НИКТО после пересечения машиной украинской границы ремнём безопасности не пользовался?», - рассуждаю я.
Разошлись миром.

Порядок на кладбищах, если не полно присутствует, то – намечается. Быстро и качественно приводят в порядок могилу, укрепляют памятник, подчищают надпись на нём, прочее. Цена, конечно, сему – опять же по винницким меркам – немалая. Но, Винница находится в периоде раннего капитализма. В странах развитого капитализма за могилы родственники (знакомые, фонды памяти, и т. п.) вынуждены ежегодно платить налог –  весьма значительную сумму, иначе могилы сравняют с землёй. Что лучше для винничан? – вопрос риторический.

А теперь перейдём к тому, с чем моё сердце не может смириться. Что остановить будет трудно, если не, так мне представляется после бесед с винничанами, вообще – невозможно. К той АНАРХИИ, следы которой заметны по всему городу. Я имею ввиду надругательства над архитектурными памятниками, над когда-то неплохо спланированным центром города.. Хватило бы и того, что фасады домов обезображиваются нелепо присобаченными кондиционерами, тарелками спутникового телевидения, аляповатыми вывесками и примитивной рекламой. Нет, к домам пристраиваются никак с домом не сочетающиеся тамбуры, крылечки, навесы… «Экспроприируются» части лестничных площадок,  превращающихся как бы в дополнительный коридорчик (прихожую) «приватизатора». Неужели не ясно, что спроектированная площадь лестничных площадок обусловлена противопожарными правилами? (О состоянии «общих, неприватизированных» ступенек, перил, лифтов… лучше умолчать.) Исчезают старинные ограды, очерчивающие определённые участки и придающие им как бы самостоятельность.
 
А – фасады зданий! Не понятно, что ли, что приватизация квартир – не приватизация фасадов, которые всяк волен по своему усмотрению изменять?!

Кто просто застеклил балкон так или эдак (не взирая на то, как это же сделал сосед), а кто балкон расширил, закрыл волнистой крышей и стеклянными стенами. Кто покрасил принадлежащую как бы ему часть фасада в какой-нибудь бросающийся в глаза цвет, а кто (рядом!) оставил местами облупившуюся голубую (серую, зелёную, пр.) краску советских времён. Кто покрыл часть крыши блестящей черепицей, а кто укрепил «свою» соседнюю часть несколькими ржавыми листами жести. Кто поставил тюремные решётки на окна бывшей квартиры, превращённой им(и) в банк (банков в Виннице – так мне показалось –  больше, чем не только на самой Уолл-стрит, но и во всём Манхеттене), кто просто закрыл наглухо всё окно цветастой рекламой. Кто «украсил» чудесную виллу  по ул. Грушевского (я о ней писал в своих воспоминаниях) гирляндами лампочек «a la  Туреччина», кто продвинул свои владения на тротуар, накрыл их тентом – и превратил хорошо скомпонованное здание в химеру.
Ну, возможно, где-то на окраине города это бы не бросалось в глаза. Но – в самом центре города!

О вилле – ещё несколько слов. Не знаю, кому она принадлежала и кто её купил. Но продаваться она должна была с твёрдым условием использования её только под офис или жильё. С условием – ничего в её наружности не менять, включая старинную ограду. Вилла и ограда в комплексе отлично смотрелись.
И вот – ограды нет, кафе сверкает словно ярмарочный балаган, а вилла уже не смотрится.

С оградами, вообще, надо быть поосторожней. Открытый теперь чуть ли не во все стороны парк им. Козицкого – тоже не лучший вариант, учитывая окружающие его весьма разнообразные строения. Да, и островок пешеходной зоны внешне хорош только в том случае, если не поднимать глаза от узорно выложенной (кстати, - неровно: в дождь – лужи) мостовой. Виной тому – та же пестрота застройки по сторонам этой зоны. Высокая башня, упоминавшееся кафе, неуклюжее здание бывшей типографии, скорее всего, полстолетия (со дня смерти проф. Б.С.Шкляра) не ремонтировавшееся здание, в котором проживал известный медик (там есть потускневшая от времени мемориальная доска). Рядом расположенный похожий дом, первый этаж которого отдан под кафе. На другой стороне – сравнительно огромное здание органов юстиции. Да, и цветовая гамма всех этих строений и покрытия пешеходной зоны, мягко говоря, не находится в гармонии.

Процитирую самого себя. В разделе «Архитектура Винницы» я писал:
«Ряд домов я бы отнёс к стилю конструктивизма. Это здание военной комендатуры (угол улиц Козицкого и Котовского, рядом с домом командующего армией), потом целый квартал зданий между улицами 9-го Января, Котовского, Дзержинского и Театральным переулком, а также ряд отдельных зданий на улицах Котовского, 9-го Января. В этих домах жили военные, работники милиции (НКВД - МВД, ВЧК - КГБ), профессора-медики. Квартиры были, по тому времени, просто великолепные. Конечно, во многих из этих домов, у разных знакомых я бывал.»

В каждом уважающем своё прошлое городе есть центральная часть, находящаяся под неусыпным оком местных властей. Всякие возможные изменения в ней проходят контроль множества экспертных комиссий. Нередко зданиям, по чьему-то недосмотру перестроенным, придаётся  ИЗНАЧАЛЬНЫЙ  вид. В Виннице к ядру города можно отнести МИНИМУМ все дома, ограниченные улицами Первомайской, Чкалова, Соборной и Театральной, хотя я бы сдвинул эту границу в сторону улиц Гоголя, Толстого, и т. д.

Что же мы имеем в 2010-м году? Посмотрите внимательно, как изуродовали здание бывшей военной комендатуры (Грушевского 26/Козицкого 18)!  Да ещё частично покрасили его в другой цвет. Можно ли – в принципе – это делать? Наверное, всё-таки –  нет. Я помню, что ещё в перестроечные советские времена фасадам домов по улице Пушкинской в Одессе придавали первоначальный (задуманный архитекторами) цвет. Весёленький жёлтый плюс стерильный белый, на мой взгляд, не сочетаются ни со строгой конструкцией здания, ни с серой башней напротив него. Другое дело – цвет пепла.
Ничего не сделано, чтобы ликвидировать наслоения советской эпохи на здании, расположенном напротив Мемориала (Козицкого, 41). Подкрасили – и всё с этим.
Никого не волнует ужасающий вид здания, что рядом с кинотеатром им. Коцюбинского (см. фото).
А что, интересно бы знать, планируется на месте заброшенного бывшего здания милиции (рядом с костёлом)? Тут, ведь, не любое строение впишется…

Проходя по улице Краснокрестовской, обнаружил изменения на здании детской спортивной школы. Часть фасада заложена новым (конечно, намного худшего качества) серым кирпичом. Как не искал, не удалось обнаружить когда-то выложенную на фасаде шестиконечную звезду. Почему новой Еврейской общине города это здание бывшей синагоги не понадобилось? Продала ли она его? Сдаёт ли в наём? Не ведаю. Но почему и городские власти, и община (если у неё какие-то права на здание остались) допустили обезображивание – тут и спорить не о чём – ПАМЯТНИКА  АРХИТЕКТУРЫ, творения наконец-то должным образом почитаемого первого архитектора Винницы Гр.Гр. Артынова?! Кто был инициатором и исполнителем этого вандализма? Не лучше ли было заняться укреплением расшатавшихся кирпичей под карнизом крыши здания?
Не хочется верить, что дело в неприятии звезды Давида как таковой. Но вспоминаются сразу же деяния краснозвёздных воинствующих атеистов: крушение крестов над христианскими храмами, превращение последних в склады.

Повторяю. Мне ясны ограниченные финансовые возможности властей. Однако, для объяснения людям того, что демократия и вседозволенность – не одно и то же, много денег не требуется. Безвластие, правда, совсем ничего не стоит. Но, не надо забывать: оно непременно несёт с собой убытки. Не всегда, возможно, видимые сразу. А после, как бы вдруг, обнаружится, что своеобразия Винницы-Артыновской уже и в помине нет. Кто сможет тогда оценить эту потерю в гривнах или в пресловутых у.е.? И кто за это ответит?

Мне пришлось наблюдать изменения во внешнем виде городов в ряде стран, перешедших из недоразвитого социализма в капитализм различной зрелости. И в Восточной Германии, получившей огромную западную финансовую инъекцию, и в Чехии, где внешние инвестиции были значительно меньшими, и в бедноватой Литве – везде старались восстановить былой, продуманный их создателями внешний вид строений. Созданы заповедные участки в городах, убраны оттуда панельные дома-уроды.

В Виннице – и без того – время, война и р-революционный дух уничтожили многие уникальные строения. Я писал, например, о доме с колоннами, павшем жертвой при строительстве здания почтамта…

Я не призываю снести  утилитарно надстроенный третий этаж здания юстиции или третий же этаж (смотрящийся, тем не менее, почти естественно) школы у парка, придать прежний парадный вид городской библиотеке (включая гранитные столбики с массивными чугунными цепями)… Нет, этим созданиям Г.Г. Артынова уже ничем помочь нельзя. Но, не надо разрушать то, что осталось и что не-пов-то-ри-мо.

Не допустить превращение Винницы начала 21-го века в Шанхай начала 20-го века – задача важная и благородная. Наверное, подобные вопросы уже обсуждались в местной прессе, следить за которой у меня нет возможности. Не исключено, что я в чём-то частично или совсем не прав.

А что думают по сему поводу бывшие и нынешние винничане?


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.