О натюрморте. Цветы 4 Шелкопряд и циклы жизни

     Цикл развития гусеницы по старинной традиции уподоблялся  человеческой жизни. Нидерландский миниатюрист Йорис Хуфнагел, работавший во второй половине XVI в., в своих рисунках представлял гусеницу, куколку и бабочку как ступени человеческого бытия, снабжая их порядковыми номерами: первое – гусеница, бренная и грешная человеческая жизнь. Второе – куколка, состояние смерти. Третье – бабочка, душа, оставляющая тело и воскресающая. Гравюры, созданные по рисункам Й. Хуфнагела его сыном Якобом, были изданы в Германии в конце XVI в. как гравированные образцы и, должно быть, использовались некоторыми мастерами натюрморта для дальнейшей разработки в живописи.
     Я. Брейгел Ставший (Бархатный) в своем натюрморте с шелкопрядом из собрания Прадо расширил этот цикл, показал его в непрерывном круговороте и акцентировал тему земной роскоши, обреченной на скорый конец. Последнее обозначено особенностями живописи – пристальным вниманием к изображению густых пышных лепестков перецветших роз. Можно ли говорить о перекличке колористического решения со смысловой основой картины? Если цветы – символы бренности – наделены красками цветущей плоти (оттенки розового, бледно- и ярко-красного), то маленькое растение – незабудка, знак напоминания о необходимом, - соответствует прохладной синей росписи вазы, несущей, как в большой выпуклой сфере, эмблематическое изображение, указывающее на возможность воскресения. Напомним, что керамический сосуд издавна служил символом человеческой жизни. Можно предположить, что художник сохраняет это давнее значение в изображении вазы. В таком случае, она, как человеческая жизнь, содержит в себе кратковременное роскошное цветение – и чаяние спасения.


Рецензии