Доктор Ван. О демонах и сумасшествии, 1

- И всё-таки, как лечить расстройства сознания? - сказал старик. - Что такое сумасшествие? Там в иероглифе ключ - «болезнь», а под крышей «ветер»...Я давно интересуюсь этим, у меня в семье, знаете, все с ума сошли. Дедушку, так вообще с крыши скинули хунвейбины, из-за этого. Что-то им там не так крикнул.

Доктор Ван улыбнулся. Хунвэйбинов он помнил, когда ему было девять лет, жили у них дома в деревне несколько дней, двое. В культурную революцию старик Мао поднял студентов на борьбу с классовым врагом.

Приехали из Синцзяна, приказ был такой - жить не в гостиницах, а на постой. Бесплатно, конечно. У них всё было бесплатно. Одну неделю или один месяц, в зависимости от того, как хотели. Пили, ели вместе с его семьёй за одним столом. Прожили неделю, куда-то уехали. В Шанхай, вроде. Или в Ухань. Они вообще всё время двигались по Китаю. Как гонимый жестоким осенним ветром чертополох. Маленький Ван к ним очень привязался, иногда сидел у них на коленях, играл их набитыми об макивары пальцами. А они учили его резать холодный арбуз, одним движением кривого ножа, с которым не расставались даже во сне. Иногда они вместе медитировали - садились в, как они говорили, семичленную позу, со скрещенными ногами - глаза смотрят на кончик носа, нос на рот, рот в сердце. Опускали загорелые и мускулистые руки, складывали ладонями вверх, левую поверх правой, выпрямляли шею. Она потом у Вана болела долго, видимо, сидение и впрямь выпрямляло позвоночник, в котором, как они представляли, было три разноцветных канала.

Центральный канал синий, блестящий, прямой как стрела, и проходил точно посередине, толщиной со стебель тростника, от промежности до макушки, боковые каналы - толщиной с карандаш, поднимались вертикально вверх по обе стороны от центрального, потом делали изгиб под черепной коробкой. Проходили позади глаз и впадали в ноздри. Хунвейбины говорили, у женщин правый канал - красный, а левый - белый. У них вообще всё не так, как надо, говорили они. Всё не так.

Потом делали три дыхания - поднимали правую руку, прижав большой палец к основанию безымянного и, закрыв им правую ноздрю, вдыхали через левую - зеленый свет. Затем, закрыв левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, делали полный выдох через правую, меняя. Сделайте три таких вдоха и выдоха.

С каждым выдохом, говорили ему эти дяди, представляй, что все препятствия, связанные с мужскими качествами, выходят из белого канала в виде голубоватого мрака. А а также препятствия и омрачения, имеющие отношение к прошлому. Готовься к ночи, говорили они, готовься к ночи. Потом помогали матери укладывать его спать, на правый бок, запрещая до рассвета двигаться, и правда куда-то исчезали.

Когда они исчезли совсем, так же, вместе с ним вдыхали-выдыхали, вышли и не вернулись, мальчик Ван сильно переживал. Он - наверное, месяц?..- по вечерам один садился в лотос, чистил каналы, потом вскакивал, подбегал к круглому окошку с потрескавшимся пыльным стеклом, залезал на подоконник и напряженно смотрел в разливающийся там свет луны - ждал их назад, лил слёзы. Почему? Наверное потому, что они - просто были. И заняли часть его широкого, табун коней проскачет, не услышать, сердца. А он очень хотело их оставить, но - не смогло...

Когда он вырос, то узнал, они были убийцы: убивали по заказу партии, в основном холодным оружием, сзади, догоняли ненужных в переулках, иногда мотыгой, иногда топором, иногда ногами - они без разогрева садились на все шпагаты. И, конечно, своими ножами. Патроны жалели, тоже по приказу. Эзотерика на службе зла, тогда подумал он. Прямой путь в ад вечных мук. А второй их целью было ощутить атмосферу деревенских коммун, в которых жили обычные, простые люди, жил и он, мальчиком, - социализм.

С того дня все симпатии, естественно, к ним у доктора прошли, а вот та грусть от их ухода почему-то осталась. Он сам не знал, почему. Зря, наверное?.. Доктор Ван внутренне улыбнулся. Выходит, старик тоже боится демонов своего ума?!

- Ну, - в городской манере,  выделяя долготой отдельные звуки, так что иногда получалось просто пение, ответил Ван, - традиционно  выделяются три разных подхода к сумасшествию, выработавшихся в истории китайской психиатрии. В том виде, в каком они относятся к внутренней системе ушу и цигун. Созна­тельно, так сказать, сплетающей их вместе необычным и причудливым образом. Магический, органический и - религиозный.

Старик промолчал. И?..Говорило его лицо.

- Со времен Лаоцзы и Конфуция, все состояния наших душ(1) и рассудка подвергались серьёзному религиозному истолкованию исследованию...-начал доктор.

Старик пожал плечами. Это я знаю, глазами показал он. Конфуцианство, да и буддизм, не религия, а наука. Белый и твёрдый камень, это не три явления, а два. Ибо при виде белого не ощущаем твёрдое - третье скрывается. Пессимист-эпикуреец и мистик-пантеист вполне могут жить в одном человеке, каждый акт познания, увы, есть комплекс отрицаний - на горе виден именно этот дым, который не бывает без огня. Философия без бога, религия без души.

- Одержимость злыми духами, как было ему(2) известно, запечатлена почти всеми примитивными культурами, наверное, поэтому он не говорил о потустороннем... - Ван, тоже глазами, показал старику, мол, я свой. Иные ученики углубляются в основную часть практики, а мы углубляемся в предварительные. База, фундамент.А если у только что умершего человека прояснилось восприятие, или даже начали функционировать все органы чувств, надо поместить ему в ухо лист бумаги или бамбуковую трубочку и говорить, что делать дальше.

- Этой точки зрения придерживают­ся также и западные религии, они признают её  таким... - доктор слегка поводил языком во рту, словно растворяя там небольшой глиняный шарик, - древним поверьем. Естественным толкованием  неких загадочных патоло­гических расстройств личности и поведения, так сказать.

- Которые характе­ризуют умственное заболевание? - старик, несмотря на возраст, схватывал всё на лету. Да, даёт, в который раз подумал Доктор Ван.

- Одержимость злыми духами - старейшая «допрагматическая» медицинская теория, - несколько застенчиво улыбаясь, продолжал он. Только европейцы выставляют свои знания напоказ, даже если не знают и сотой доли. Азиату надобно всё скрывать. Беречь как  от ветра пламя свечи.

- В индуизме Вед, за тыся­чи лет до того, как развилась сама аюрведа, термин «сумасшествие» использовался для обозначения всех умственных заболеваний, вызванных происками невидимых злых сил. Он охватывал как болезни, вызванные собственно духами, включая проказу, эпилепсию, так  и собственно ум­ственные заболевания. Во внутренней традиции(3) традиции одержимость злыми ду­хами - главная причина безумия. И в этом, если честно сказать, абсолютно правильном магичес­ком подходе - к болезни - лечение, как и сами врачебные практики — магия, заклинания, начитывание - сочетались с применением дхармы, религией то есть.

- Только деньги за это никогда брать было  нельзя, - сказал старик. - Верно? Без разрешения учителя? Так?

- Ни в коем случае, - быстро ответил Доктор Ван. - А то умрёшь. Смертью страшной, скрой и лютой.

- Если дым праведника исчезает с земной обители, смерть придёт через девять дней, - процитировал Писание старик.

- А если неизменное солнце зайдёт за вершиной горы Сумеру, то наступит через три дня, - в тон ему продекламировал доктор.

- Поэтому если облака исчезают с морской воды, это также следует тщательно проанализировать экперту! - они оба засмеялись. Ван символически приложил кулак правой руки к своему межбровью и посмотрел на запястье, имитируя тайный знак посвящённых. Старик тут же поставил левый локоть на колено, перпендикулярно земле, а пальцы сжал в кулак. Вану показалось, что верхняя часть его руки больше нижней, на мгновение. Наступила пауза, длилась она недолго.

- Что касается магии, - закончил диалог доктор, - то она нигде не дос­тигала такого высокого уровня развития, как в этих горах. Говорят, отсюда есть вход в Шамбалу, да?(4)

- Ссси! - сквозь зубы выдохнул старик. - Ссси!

Видимо, он понижал жар. Жар так ведь и понижают - в сердце представляют определённый иероглиф нужного цвета, выдыхают потом сквозь щели в зубах. - Эти горы всегда были известны как земля магии и магов, таинственное место, где даже любой деревенский неотёсок обладал гигантской ду­ховной мощью и удалью. Эх!.. - вспоминая прошлое, старик вздохнул. - В династию Сун они, горы эти, одно время даже стали символом всего оккультного в Поднебесной...Самую высокую из них император так и называл - «Мой маг»...

Старик с гордостью закончил: - Жалко, что в течение многих столетий под нашей магией в ваших культурно разложившихся больших городах ошибочно по­нималась банальная шаманская некромантия, колдовство и про­чая ересь! Чушь, недостойная называться религией. И уж тем более, - хитро прищурился он, - по-вашему - «медицина»...

- К счастью, - поспешил уверить его Доктор Ван, - столь неверное понимание и описанное вами столь правдиво и образно состояние наших душ, конечно, к счастью, боль­ше не является доминирующим ни в коем случае. Сейчас мы, врачи, при изучении ваших даже самых изощ­ренных горских обрядов обнаруживаем, что основа­нием этих, так сказать, магических практик служит невыразимая словами и буквами истина. В форме сострада­ния и желания счастья всем живым существам.Всем - помочь!

- Да. - Серьёзно сказал старик. Он встал.

- «Покуда существует пространство
  и покуда живущие пребывают в нем,
  пусть и я буду жить,
  избавляя мир от страданий!»

Голос его сорвался, вышел на крик, похожий на плач, он обессилел, сел и, замолчав, поднёс к лицу рукав халата из блестящей парчи. Таким только девушек завлекать, подумал Доктор Ван. Ну расцветка. Эй, красавица, не кичись! Без меня тебе нет наслажденья.

- Он всегда плачет в этом месте, - очень тихо сказала вторая жена. Она повторила: - Всегда.

Старик быстро взял себя в руки. Он, видимо, обладал чистым виденьем.

- В самом общем смысле, кармой вызва­ны все болезни, - Доктор Ван, как мог, старался дать старику время. - Поскольку само тело порождено силой омрачений. С абсолютной точки зрения, придя к убеждению, что смерть, это лишь ярлык, сделанный нашим концептуальным рассудком, мы просто расслабляемся в пространственном осознавании своей природы ума, превосходящей и жизнь, и смерть...Все идеи и умопостроения. Несмотря на это, собственно кармические болез­ни — как совершенно конкретные заболевания - это те, которые невозможно вылечить обычными лекарствами. Никогда.

Старик кивнул. Теперь у него уже не катились слёзы, он просто молча сидел на стуле с абсолютно прямой спиной, смотря в пустоту. То есть не совсем в пустоту, а в какую-то известную только ему одному точку. И казалось, у него начинался с ней столь необходимый ему сейчас диалог.

- Их причина, - обернувшись к сестре жены и почтительно понизив голос, объяснил доктор, - чисто духовна. Плохая карма этой или прошлых жизней, чёрная. И лекарство поэтому должно быть практическим. В таких случаях необходимо использовать мантры, поклоны или обратиться к ламе(5), чтобы он провел определённые ритуалы и практики. Хотя по правде сказать, - Доктор Ван немного помедлил, - только высоко реализованное суще­ство может непосредственно видеть духовную причину этой болезни. Тот, у кого открыт небесный глаз(6). Именно если болезнь не может быть вылечена посредством обычных лекарств, то мож­но расценить её как кармическую. К тому же, заболевания, вызванные злыми духами требуют лечения религиозными сочетаниями особых видов трав и другими нетрадиционными методами, такими как рапсовые масла, точечный массаж и маска их полынных лунных пилюль. Злые духи и вправду одна из основных причин помешательства и умопомрачений.

Ушедший в концентрацию старик всё ещё сидел неподвижно. Он и вправду на что-то пристально смотрел. Не мигая.

- А какие они бывают, эти злые духи, их много? - нетерпеливо затараторила сестра. Ножки она уже давно по выставила из разреза на многоцветной юбке, соблазняя Доктора Вана.
Эссенция костного мозга превращается в семя. Эссен­ция семени переходит в сердце. Его выделения в семенную жидкость. Семя - наиболее тонкая характерис­тика мужского тела, нельзя его терять. Доктор вспомнил цитату и отвёл глаза.

- Их много. - Просто сказал он. - Говорить про все?

Жёны старика и сестра закивали. Эх, если б не медицина, подумал доктор. Он бы ей показал. Битву феникса и дракона. Она бы рыдала и просила: «...ещё!»

- Основных причин у безумия пять, - Ван помедлил. - Считается, что любое умственное заболевание, это при­несение страданий другим людям. В прошлой жизни. И результаты более чем определены. Например, потревожил кто-либо чью-то медитацию, или просто побеспокоил «добрых лю­дей», в этой жизни печаль будет великая. И подавленность. Наступает внезапно и без всякой причины. Был человек злонамерен в прошлом,  след­ствием в этой жизни будет вечный страх. И только врачи высокого уровня способны своим всевидением распознать эти прошлые деяния. Которые стали  причиной.

Сестра жены толкнула третью жену старика в бок кулаком.

- Говорила я тебе, сначала надо быть человеком! Потом сутры читать! Говорила, а?!

Кулачок у неё был очень острый и быстрый, жена сразу вздрогнула. Да она огонь, подумал Доктор Ван. Интересно, какая у неё талия? Наверное, тонкая, как стебель ивы. Хороша горянка. Не медицина, взял бы её прямо сейчас, при всех.  А она бы — согласилась. Так бывает всегда - огонь и лёд. Вернее, вода. Знать что лёд есть вода, это и есть знать - всё.

- Иногда, правда, - Доктор Ван закончил, - с этим состоянием путают простое навязчивое прокручивание в голове причин своей эмоциональной боли. Но это из другой оперы. - Он засмеялся.
 
Старик уже не слышал ничего. Он даже не мигал.

- Несчастная любовь, потеря финансов. В миру они считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозам, но, в отличие от демонов, практически не опасны. - Он опять покатал языком во рту и подвигался на стуле, чтобы придать своему телу нужное для рассказа положение.

- Фактически, три основных класса душевных болезней, опре­деляемых нами, врачами, это страх, подавленность и враждебность. Замкнутость, то есть. А прямо такому больному говорить ничего нельзя - признание изначальной пустотности своего «я» и поступков для нас, профанов, обычно болезненно и устрашающе. Не всякий перенесёт... А без жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности, и поймёт, да не реализует, - он помолчал. - Сейчас что за эпоха? Упадка законов. Нет учителей, устных наставлений, только книги. И образы. И у нас  возникает сильная паника, что ведет к подавлению многих бессознательных тенденций. В конечном итоге это приводит к психозу, - он прокашлялся, тихонько, чтобы не потревожить дзен старика, сглотнул слюну и мокроту. - Вот такой наш 21-й век. Во всем своём ракурсе.

- Здесь-то и кроется самое главное, - старик опять был тут как тут. Он снова смотрел на присутствующих и казался свежим и полностью отдохнувшим. Значит, диалог был хорошим. Доктор Ван знал это состояние. Однажды он в таком схватился за полу собственной одежды, сидя на лекции, войдя сознанием в другую модальность. Или в инстинкт?.. Чтобы доказать себе самому, что он хотя бы номинально, да существует. - Психическая основа безу­мия та же, что и просветления.

Ван согласно кивнул головой: старик говорил правду. Просветление присутствует в каждом из нас как масло в кунжутном семени. Отсутствует, как правило, осознавание. А так... Всё есть одно, одно есть всё. Как говориться, читайте. Между строк.

- Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли в конечном счете ключом к освобождению... - он снова показал старику глазами, мол, всё нормально. - Если нет, остановится причиной отрицания, подав­ленности расстройства.

- Как наркотики, - подхватил Доктор. - Видения и галлюцинации. Наркоман пытаясь добиться особых состояний насильственным, неестественным путем, разрушает структуру
энергетического тела, каналы которого под его действием сначала резко расширяются, а когда оно проходит, также резко сужаются. Энергия сознания не успевает скоординироваться и занять привычное для нее место. Разрыв энергетического потока сознания вызывает ломку, котрую не всякий в силах перенести. А замыкание отдельных частей этого потока в непривычных местах приводит к прямому нарушению психики. Человек сходит с ума. И стремление наркомана к повторному приему наркотика вызывается с одной стороны подсознательным желанием вернуть ток энергии в исходное положение,  а с другой с сознательным желанием повторить новые для него ощущения, связанные с прямым контактом с собственным же сознанием. Пережить все эти кареты и замки. Наркоман думает, что видит настоящие параллельные миры, но на самом деле сразу оказывается в плену у собственных вторичных иллюзий, плата за которые - деградацией собственного сознания.

- Да, - добавил старик. - Разрушение энергетических каналов человека делает проблематичной возможность его посмертного освобождения.

- В древних текстах прямо говорится, что опьяняющие и одурманивающие сознание вещества несут в себе умысел злых сил. Наркотик для этих сил - метод вытеснения добра и света на уровне отдельной личности, - Доктор Ван тепло посмотрел на него. - И с медитацией-то это разные вещи. Это иное психологическое состояние, ведущее к ошибочному поведе­нию, которое еще более ухудшает и так поврежденное состояние ума обычного человека. Мы и так все под газом, как только машины водим...

Он помолчал, выдохнул, покусал кончик языка. Во рту начинало пересыхать, верный знак расстройства внутренних элементов.

- Психологические страдания, испытываемые таким чело­веком, приводят его к потере опор здоровья...Диеты, пове­дения, всего. Таким образом его состояние еще более усиливается. Он не хочет есть, не может спать, дисбаланс. Часто хочет быть обнаженным, пытается снять с себя одежду. Постоянно думает и говорит о трахе.

- Но, - сестра жены игриво повела плечом, - сексуальные отношения могут помочь, удовлет ворив желание, так ведь, Доктор? Желание надо удовлетворять? Не согрешишь, не покаешься, а потому грех богоугоден? И потому назначаются - вместе с лекарствами.

- Не знаю, - сказал Доктор Ван. - Таких лекарств я не назначал. Так легко впасть, знаете ли, уважаемая, в разврат. А разврат и медитация — снова разность. Полюсов. В учебниках говорит­ся, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и се­мьей, только это. Каждый должен говорить ему любви и забо­ты. Необходимо дать больному все вещи, любимые им более прочего, музыку, книги, рисовать. Знаете, как хорошо рисуют некоторые душевнобольные?  Как художники! Его следует развлекать, давать все приятное, о нём заботиться.

- Все это древняя форма того, что сегодня вы называете — как? - «подходящим окружением и активной терапией», - сказал старик. - А если он нищий?

- Тогда он должен делать практику чод(7), - отрезал Доктор Ван. Он напряг скулы так, что заиграли желваки. - Вообще, в широком смысле, демон или злой дух, вы­зывающий безумие, это постороннее воздействие. Которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Из которых он состоит. Отрицательная энергия. Проникает в сознательную психику. Потому что почти любой человек психологически - слаб и не сопро­тивляется этим демонам. И дух - или демон - может быть как единственной причи­ной безумия, паранойи и шизофрении, так и действовать совместно с другими со-причинами. Например, физическим дисбалансом жизненных сил, кармой, горем. Или - ядом.

- Вот-вот, - странно радостно вдруг вскрикнула вторая жена. Она всплеснула руками: на пол покатилась яшма и бирюза - Расскажите нам про это! Про духов этих! Скорее!!

Продолжение следует)

Примечания:
(1)«состояния наших душ» (с) по китайким народным поверьям, человек состоит из двух типов душ, хунь и пхо. После смерти эти души разделяются. Небесные души (хунь) уходят в небо, а земные (пхо) - в землю. С помощью особой загробной церемонии мастер может заставить душу хунь своего умершего предка покинуть свой тонкий мир, выйдя из него, и подняться в сияющее небо во дворец Южной вершины, чтобы стать бессмертным. В этом раю посреди дворца бьёт источник жидкого огня, в котором они купаются.
(2)Ему — старик имеет в виду Конфуция
(3)Доктор Ван имеет в виду внутренние школы горной алхимии и боевых искусств, в отличие от внешних, делающие упор на пробуждение собственных скрытых сил, заключённых в каждом человеке.
(4)мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре, превосходящая по уровню развития науки и техники наш мир на много порядков. Просто так попасть туда невозможно. Для этого необходимо иметь подходящую карму и йогические способности.
(5)Обратиться к ламе — действие повести происходит на севере Китая, где также распространена тибетская форма доктрины Махаяны, часто неверно называемая ламаизмом.
(6)Имеется в виду третий глаз, позволяющий видеть одновременно астральное и мирское, один из пяти глаз Будды.
(7)Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками буддизма для умиротворения негативных сил, называется «чод», буквально «отрезание», или «тайная жертва». Подразумевает чрезвычайно быстрое развитие мудрости и сострадания путем отсечения восприятия себя, как отдельной личности.
Практикующий, совершающий этот обряд, призывает всех вре­доносных духов, призраков и богов, предлагает им свое тело. Он взывает к полчи­щам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их и свой ум. Обряд этот настолько мощный, что практикующий его, согласно мейстеру Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, т.е. может впасть в сумасшествие, и, иногда - даже жизнью. Выполнять его без передачи соответствующего посвящения компетентным наставником крайне опасно.


Рецензии