Рабская психология

"Когда после 28-летнего отсутствия скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами".

"От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав своё происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли
одолеть противников. Тогда один из них сказал так: "Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться".

"Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали".


 Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена


Рецензии
Согласен с предыдущим рецензентом в плане того, что это скорее нравоучмтельная притча, нежели исторический факт.По той причине, что эффект когда-то "поротой задницы" либо должен был сразу сработать -либо никогда, тем более, что речь идёт о твоей жизни и ты уже взялся за оружие.
И второе: понятие "рабская психология"-хорошо прижившийся штамп, совершенно не отражающий суть дела. Разница между тогдашним "рабом" и нынешним "наёмным работником", пролетарием, только в отсутствии на него, работника, "права собственности" у хозяина. Отношения же между ними, и отношение наёмного работника к имуществу хозяина- то же самое. Т.е. рабов нет, а психология-осталась, В силу того, что наёмные работники в мире составляют абсолютное большинство.
И рабство-всего лишь частный случай несвободы, отнюдь не самый главный и по этой причине не может быть противопоставлено(в действительности, а не на словах) понятию свободы. Да и понятие "свободы"-оно разное у кочевников и осёдлых. Но это уже про другое...

С уважением, Алекс.

Алекс Кон   03.08.2010 11:26     Заявить о нарушении
Алекс, если штампу нет продуктивной замены, то не стоит огульно запрещать все "штампы"; отказываясь от одного штампа, Вы тут же прибегаете к другому. Например, эксплуатировать понятие "пролетариат" во все времена можно было лишь с оговорками (по-Марксу до 1844 года, или по-Марксу после 1844 года, или по этимологии термина); в конце 19 века между марксистами шли дискуссии, насколько противопоставлены друг другу нищета и пролетариат, рабочий класс и пролетариат, гражданство и пролетариат. Советская власть тоже попала в ловушку, прокламируя 2 противоречивых тезиса "Пролетарии всех стран соединяйтесь" и "в СССР покончено с пролетариатом" (т.е. - соединяйтесь, но без нас?).

Я не собираюсь на всех уровнях отстаивать позицию Геродота. Однако, полагаю, как историк своего времени, это был добросовестный человек. А если некоторые притчи и даже мифы он передавал, как случившиеся на самом деле, то - он был человеком своего времени, верующим в олимпийских богов.

Благодарю Вас за Ваше мнение.

Станислав Бук   03.08.2010 14:39   Заявить о нарушении
Да нет, "пролетриев"можно вообще удалить, смысл не изменится. Я не сторонник "классового" подхода ко всему на свете. А покориться кнуту, после того, как не покорился мечу-сами понимаете. Умалить достоинств Геродота, как историка(я его, к сожалению, не читал)-в мыслях не было, просто раз его интересно читать, значит он не просто скрупулёзно "стенографировал" факты, а, наверное, включал и рассказы о событиях, тех лиц, к коим имел доверие.
Так что для меня вопрос о том, что имеют ввиду, говоря-"рабская психология" - остаётся открытым. "Что-то недостойное" - с этим согласен.
Вот Чехов из себя "по капле" раба выдавливает. Следовательно, это чувство свойственно в той или иной мере каждому человеку.

С уважением, Алекс.

Алекс Кон   03.08.2010 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.