Рабская психология
"От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав своё происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли
одолеть противников. Тогда один из них сказал так: "Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться".
"Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали".
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Свидетельство о публикации №210073101407
И второе: понятие "рабская психология"-хорошо прижившийся штамп, совершенно не отражающий суть дела. Разница между тогдашним "рабом" и нынешним "наёмным работником", пролетарием, только в отсутствии на него, работника, "права собственности" у хозяина. Отношения же между ними, и отношение наёмного работника к имуществу хозяина- то же самое. Т.е. рабов нет, а психология-осталась, В силу того, что наёмные работники в мире составляют абсолютное большинство.
И рабство-всего лишь частный случай несвободы, отнюдь не самый главный и по этой причине не может быть противопоставлено(в действительности, а не на словах) понятию свободы. Да и понятие "свободы"-оно разное у кочевников и осёдлых. Но это уже про другое...
С уважением, Алекс.
Алекс Кон 03.08.2010 11:26 Заявить о нарушении
Я не собираюсь на всех уровнях отстаивать позицию Геродота. Однако, полагаю, как историк своего времени, это был добросовестный человек. А если некоторые притчи и даже мифы он передавал, как случившиеся на самом деле, то - он был человеком своего времени, верующим в олимпийских богов.
Благодарю Вас за Ваше мнение.
Станислав Бук 03.08.2010 14:39 Заявить о нарушении
Так что для меня вопрос о том, что имеют ввиду, говоря-"рабская психология" - остаётся открытым. "Что-то недостойное" - с этим согласен.
Вот Чехов из себя "по капле" раба выдавливает. Следовательно, это чувство свойственно в той или иной мере каждому человеку.
С уважением, Алекс.
Алекс Кон 03.08.2010 15:10 Заявить о нарушении