Краткий экскурс в родословную

     На фото: моя мама, Маслова Бронислава Яковлевна (1926-2006)(в центре) и мы, её дети -
     Наталья (1953), Леонид (1947), Ольга (1960), Татьяна (1957-2013), Лев (1948).
     Фото 1984 года. Ермак(Аксу), Павлодарской области.

     ***

     Масловы. Краткий экскурс в родословную.


    1

Незнание своей родословной до седьмого
поколения — признак сиротства.
Казахская пословица
***

     По некоторым источникам (в частности, из рассказа Василия Ивановича Маслова «Немоляхи», опубликованного на моей странице) самым дальним известным предком рода Масловых являлся Абрам (1761-1842), по национальности русский. Был крепостным и принадлежал какому-то князю. Жил он в городе Белёве, Тульской губернии, или его окрестностях.

     Абрам имел единственного сына (моего пра-пра-прадеда), Семёна Абрамовича (1798-1866), который в 1839 году оказал князю очень важную услугу: то ли спас его на охоте от медведя, то ли из воды вытащил его тонущего ребёнка, — за что получил от него вольную. За двадцать два года до отмены в России крепостного права семья Масловых стала вольноотпущенной.

    Опасаясь, что князь может передумать и отобрать вольную, Семён Абрамович со всей семьёй — женой, единственным двенадцатилетним сыном Иваном и престарелым отцом Абрамом — в 1840 году переезжает в заволжское село Беляевку, расположенную на берегу реки Еруслан. (До революции село входило в состав Саратовской губернии, а теперь находится в северной части Волгоградской области, кажется, так).

     Через десять лет (в 1850 г.) сын Семёна Абрамовича, Иван Семёнович (1828-1888), женился в Беляевке на Авдотье Андреевне Ладонкиной (1820-1917). У них родилось девять детей, от которых и начал разрастаться род масловский (см. схему родословного древа http://www.proza.ru/2011/08/26/914 ):

1. Варлаам (1851-1902),
2. Прасковья (1854-1928),
3. Иван (1856-1918),
4. Андрей (1859-1921),
5. Максим (1862-1914),
6. Егор (1865-1919),
7. Пётр (1870-1918),
8. Василий (1871-1952),
9. Евдокия (1874-1942).
 
     Иван Семёнович Маслов, мой прапрадед, имел средний рост и крепкое телосложение. В Беляевке построил большой дом, надворные постройки. Нажил много добра, держал несколько лошадей, коров, овец. Работников никогда не нанимал, работал сам, засучив рукава, и детей заставлял работать до седьмого пота. В церковь Иван Семёнович ходил редко, с насмешкой относился к попам и религии. По характеру — добрый, нередко давал бедным мужикам хлеб взаймы и не брал за это с них ничего. Жена, Авдотья Андреевна, называла его простофилей и корила: «Нашёлся благодетель! Самим скоро жрать нечего будет».

     По характеру Авдотья Андреевна слыла замкнутой, суровой, властной, ростом выглядела выше мужа и была старше его на восемь лет. В отличие от мужа, являлась религиозной женщиной, сторонницей старообрядчества. Если проще сказать, относилась к староверам. Ложилась с молитвой и просыпалась с молитвой. В руках у неё постоянно находилась лестовка, которую она перебирала пальцами. Лестовка — это кожаные чётки у старообрядцев.

     Иконы в доме занимали целый угол. Отбивала Авдотья Андреевна за вечер по пятьсот поклонов, заставляла это делать и детей. Занятие было для них мучительным, но ослушаться не смели. Очень не любила табак: муж курил много, она гнала его к двери или к печке. Следила, чтобы в доме соблюдались все посты: в эти дни ели только капусту и картошку, очень редко рыбу.

     Самыми ругательными у неё считались слова «шайтан немаканый». Шайтаном в мусульманской мифологии назывался злой дух, чёрт, дьявол. Набожная Авдотья Андреевна упоминание имени чёрта допускала только в «зашифрованном» виде.

     Имел Иван Семёнович слабость — любил выпить. За это пристрастие получил обидное прозвище «шкалик». Под конец жизни так пристрастился к водке, что после уборки урожая часто не вылезал из кабака, пока не пропивал все деньги. А когда деньги кончались, брался за хлеб, мясо, птицу и другую живность.

     Жене не нравились проделки мужа. Однажды, чтобы он перестал ходить по кабакам и не пропивал добро, решила его проучить: упросила снох Матрёну (жену Варлаама) и Кристину (жену Андрея) облачиться в белое и попугать отца. Те так и сделали: надели белые рубахи, распустили волосы, взяли хворостины и когда пьяный отец ночью возвращался из кабака домой, погнались за ним и долго преследовали.

     Перепуганный отец прибежал домой и упал во дворе. От паралича у него отнялись язык, правая рука и нога. Несколько дней спустя он умер. Это произошло в 1888 году. О том, что отца напугали невестки по её просьбе, Авдотья Андреевна никому не сказала, созналась только в глубокой старости. Вскоре после смерти мужа она пешком ходила в Киев поклониться святым местам. Видимо, хотела покаяться и замолить грехи.


     2


     После смерти Ивана Семёновича — так совпало — два года подряд в Заволжье стояла засуха, зерновые поля выжарило солнцем. Пришла нужда. Продали большой дом — купили поменьше, но денег всё равно не хватало. Всё чаще стали заводить разговоры о том, чтобы уехать из засушливого Заволжья на привольные сибирские земли.

     Наконец, несколько человек из семейства решились — продали всё, что можно: коров, лишних лошадей. Старший сын, Варлаам, поехал в волость и выхлопотал два паспорта — себе и Егору. Подготовили крытую телегу, двух лошадей, насушили сухарей, взяли куль муки, свиного сала, вяленого мяса, постель, одежду.

     Весной 1891 года часть семьи Масловых двинулась на восток, в Сибирь. Выехало одиннадцать человек: Варлаам с женой Матрёной и четырьмя детьми, Егор с женой Верой, Василий, Евдокия и семидесятилетняя мать — Авдотья Андреевна. В обоз с ними (решив переселиться) на своих телегах пристроились ещё три чужие семьи. В Беляевке остались Иван, Андрей, Максим и Прасковья. Пётр служил в армии.

     Три месяца добирались до Сибири; взрослые шли пешком, ехали только дети. Проехали Омск,  дальше двинулись до Камня-на-Оби, потом повернули на Алтай. Лето стояло жаркое, пыльное, все выглядели грязными, как черти, хотя мылись часто. Авдотья Андреевна постоянно молилась и причитала:
     — Ох, скоро ли мои старые косточки увидят покой?
     Кругом дикие степи, лишь изредка встречались небольшие сёла. Хлеб уже начинал поспевать. Колосья тяжёлые, наливные.
      — Вот это хлеб! — восхищались братья. — Такая десятина даст, пожалуй, не меньше двухсот пудов! (Десятина — чуть больше одного гектара).

     Когда вдали заблестели вершины гор, поняли — это Алтай. На берегу речки Алей, почти у самого подножья гор, на равнине раскинулось село Захарово. Все жили зажиточно — скота, птицы полные дворы. Решили здесь остановиться. Вскоре подрядились убирать хлеб, косить сено. Расчёт брали зерном и деньгами.

     После уборки переехали в расположенное неподалёку село Клюиху, где и зазимовали. Весной переехали обратно, в село Захарово. Как переселенцам, хорошей земли им не давали, а поднять целину на паре лошадей не могли, поэтому занимались плотницкими делами, снова косили сено и убирали хлеб чужим людям. Топор и пила кормили плохо, зерна едва хватало на зиму. Здесь женился Василий, у Егора появились дети Даниил и Ульяна (в будущем моя бабушка). Никто из троих братьев не молился богу и не ходил в церковь, из-за этого многие жители села стали смотреть на них косо и дали прозвище — «немоляхи».

     Весной 1901 года Масловы решили из Алтая переехать на Иртыш, в Воскресенскую пристань, где к этому времени поселился и стал работать их брат Максим. Там  строилась железная дорога Экибастузские копи-Воскресенская пристань. Ехали по цветущим степям, держа направление на город Павлодар.

     Когда приехали в Воскресенскую пристань, подходящей работы не нашлось. Оставив здесь семьи, Егор и Василий поехали за заработками на Майкаинский рудник (в степи, западнее Пристани более 200 километров), где устроились плотниками. На руднике добывались медь и свинец. Братьев поселили в барак, куда вскоре они привезли свои семьи. Варлаам с ними не поехал, остался работать обходчиком на железной дороге.

     Заработки на руднике оказались маленькими, неважным было и снабжение, а к весне рудник и вовсе закрылся. Егор и Василий снова вернулись в Воскресенскую пристань и стали зарабатывать себе на жизнь случайными работами. В 1902 году погиб Варлаам: шёл в сильную метель по насыпи и не услышал, как паровоз нагнал его и ударил в спину. В этом же году из села Беляевки сюда переехал Пётр. Вскоре перебрался  и Иван. Из всех братьев только Андрей не решился оставить насиженных мест в Заволжье.

     С 1902 года братья решили обосноваться на реке — стали нести сторожевую службу бакенщиков на Иртыше.

     Недалеко от Воскресенской пристани на реке располагался участок Ивана, выше по реке стоял Василий, ещё выше находился участок Петра и дальше всех стоял на бакенах Егор. Братья начали рыбачить, охотиться, сажать огороды, завели коров, птицу. Появился достаток. Все братья приобрели в селе неплохие дома в той его части, которая называлась Глинкой и куда они часто приезжали зимой.
     В 1910 году Воскресенскую пристань переименовали в село Ермак. (В 1961 году Ермак получил статус города, а в 1994 году его переименовали в Аксу).


     3


     Моими прадедами по отцовской линии являются два сына Ивана Семёновича: Иван Иванович и Егор Иванович.

     Прадед Иван Иванович (1856-1918) был женат на Евдокии Фёдоровне Гришаковой (1859-1926), у них родился единственный сын, тоже Иван (мой дед) (1896-1957), который в 1919 году женился на своей двоюродной сестре Ульяне, дочери Егора. Свадьбу своего сына на родной племяннице Иван Иванович не увидел — умер за год до этого события.

     Прадед считался грамотным, служил в солдатах и дослужился до унтер-офицерского чина. Вернувшись со службы, поступил в полицию, где служил до отъезда в Сибирь.  Был он бравой выправки: нос орлиный, взгляд острый, носил пышные усы. По характеру — хитрый и упрямый. Многие недолюбливали его за грубость и заносчивость. Он не любил работать, но любил вкусно поесть, выпивал, но допьяна не напивался.

     Жена его, Евдокия (моя прабабушка), в молодости была красивой и весёлой. Любила петь, плясать и выпить водочки, в чём не уступала мужу. Авдотья Андреевна её не любила, называла пьянчужкой. И было за что: когда Иван ушёл на службу, Евдокия, живя у  родного отца, погуливала и иногда под окнами у свекрови кричала: «Смотри, старая карга, как твоя невестка веселится!» Вместе с тем Евдокия считалась чистюлей. В доме всё блестело, везде половички, печь и изба белились два раза в году. И сама всегда ходила чистая и аккуратная. В старости все внуки и племянники звали её Бабанькой.

     Второй мой прадед, Егор Иванович (1865-1919), был женат на Вере Сергеевне Верещагиной (1873-1941), у них родилось семь детей (все они есть в родословной схеме: http://www.proza.ru/2011/08/26/914 ):

Даниил (1894-1956),
моя бабушка Ульяна (1897-1977),
Анна (1902-1946),
близнецы Павел (1905-1942) и
Александр (1905-1910),
Евдокия (1909-1941),
Евлампия (Пана) (1912-1998).

     Егор Иванович являлся полной противоположностью старшему брату: небольшого роста, угловат, по характеру — самолюбивый и крикливый. Из всех братьев только он один не пожелал  учиться и не умел ни читать, ни писать. Носил длинную рыжую бороду, чуть не до самого пояса. Егор, видимо, был обладателем длинного носа, потому что в его адрес нередко отпускались шутки: «Бог нёс семерым, а отдал всё одному!»

     Егор Иванович любил выпить, поплясать, был скуп, скрытен. Его жена Вера (вторая моя прабабушка) происходила из бедной семьи. Также как и муж, ни одного дня не ходила в школу, не умела читать и считать. В деньгах трояк с трудом отличала от пятёрки, зато имела прекрасный голос и знала массу сказок.

     Хороший голос передался дочерям — Ульяне и Анне. Скорее всего, за хороший голос и трудолюбие полюбил мой дед Иван свою кузину Ульяну, которую взял в жёны.


Глава 4


     Мой дед, Иван Иванович, родился в селе Беляевке, Саратовской губернии, там же поступил в ЦПШ — церковноприходскую школу, где обучение было четырёхлетним. После её окончания он переехал к родителям в Воскресенскую пристань, где жил с ними на бакенах. Четырёхлетнего обучения Ивану вполне хватило для того, чтобы считаться самым грамотным из Масловых. В первые годы Советской власти дед служил в Семипалатинске, потом приехал в Ермак.  Там поступил «на бакена», где проработал более сорока лет. К своей  работе он относился с большой ответственностью.

     По характеру дед был  вспыльчивым, порой — грубоватым,  в хозяйстве не терпел беспорядка, нередко от души кое-кого ругал, скорее всего за дело, а если употреблял матерное слово, то к нему добавлял «кровинушку мать». Поговаривали, что он бывал неверен бабушке, но это могли быть лишь слухи. Любил дед уху, под стерлядочку с удовольствием употреблял стопку-другую, одевался всегда тепло, курил махорку.

     Моя бабушка, Ульяна Егоровна, родилась в селе Захарово, Алтайского края. Была не сильно грамотная, плечом к плечу трудилась с мужем и слыла справедливым, зачастую излишне прямолинейным человеком, за что её все уважали, а дети и внуки побаивались. Ценила её и моя мама. Бабушка умела вкусно готовить, особенно славились её большие круглые караваи, которые она пекла на хмелевых дрожжах.

     Дед и бабушка всю жизнь прожили вдали от цивилизации, за рекой, на бакенах. Дед до конца жизни работал старшиной на Иртыше. Умер он в мае 1957 года от рака желудка. Чтобы похоронить его на сельском кладбище, нужно было гроб перевезти через реку. В тот день дул сильный ветер и волной могло захлестнуть лодку. Тогда сын Иван  (он в это время сменил на том посту своего отца) придумал плавучее устройство из двух лодок, сверху сделали настил из досок, получился катамаран с неплохой устойчивой палубой. Похороны прошли вовремя. Бабушка пережила деда на двадцать лет.

     У Ивана Ивановича и Ульяны Егоровны родилось девять детей (см. родословную схему http://www.proza.ru/2011/08/26/914 ), это:

Мария (1920-2010),
Михаил (1918-1921) умер маленьким,
мой отец — Николай (1923-1971),
Михаил (1926-1926) умер маленьким, 
Анна (1928-1996),
Владимир (1930-2000),
близнецы Иван (1933-2000) и
Пётр (1933-199?),
Евдокия (р.1939).

     Тут следует добавить, что у Марии родилось четверо детей: Галина (р.1943), Наталья (р.1945), Николай (1947-1991), Елена (р.1953). Сейчас у Марии растут три внучки: от Галины, Николая  и Елены, и три правнука — двое из которых от внучки старшей дочери. (Замечу, что в 1999 году внучка Елена с мужем Сергеем Дрейлингом уехали жить в Германию). И недавно родилась правнучка от внучки младшей дочери.

     Далее, у моего отца, Николая, выросло пятеро детей:  Леонид — это я (р.1947),  Лев (р.1948),  Наталья (р.1953), Татьяна (1957-2013), Ольга (р.1960). Сейчас растут одиннадцать внуков и пятеро правнуков. Трое внуков и трое правнуков — от меня, двое внуков и двое правнуков — ото Льва, по трое внуков от Натальи и Ольги. Татьяна детей не имеет. (У меня и Ольги — по два сына и одной дочери, у Льва — двое сынов, у Натальи — три дочери).

     У Анны родились дети: Юрий (1948-1984) и Александр (р.1950). Растут три внучки.

     У Владимира также выросло двое детей: Александр (р.1956) и Надежда (р.1964), растут четверо внуков. (У Александра — двое сынов, у Надежды — сын и дочь).

     У Ивана выросло четверо детей: приёмная дочь Светлана (р.1953), Пётр (р.1957), Галина (р.1958), Анна (р.1960). Растут восемь внуков.

     У Петра одна дочь — Анна (р.1962).

     У Евдокии двое детей: Нина (р.1964) и Юрий (р.1978).

    Вот так, вкратце, я рассказал о корнях родословного древа Масловых. Одно поколение сменяет другое, кажется, совсем недавно я был ребёнком, а вот уже вырастают мои дети, у моего сына Игоря (р.1972) появились свои дети — мои внуки Алёна (р.1991) и Виталий (р.1994), у дочери Елены (р.1986) растёт малышка Машенька (р.2009). Всё новые и новые листочки появляются на утолщающихся ветвях разлапистого родословного древа.

     *****

     О семействе Масловых можно прочесть:

     1. В воспоминаниях Василия Ивановича Маслова «Немоляхи» (мемуары расположены в папке на моей странице и на странице Ильи Васильевича Маслова) http://www.proza.ru/avtor/ivmaslov ;

     2. В воспоминаниях Татьяны Васильевны Масловой «Про нашу родню» (мемуары расположены в папке на моей странице и на странице Ильи Васильевича Маслова);

     3. В воспоминаниях Владимира Ивановича Маслова «О родне и о себе» на его странице:
     http://www.proza.ru/avtor/aviatehnik

     4. В романе Ильи Васильевича Маслова «Дом на песке» на его странице:
     http://www.proza.ru/avtor/ivmaslov


     Начало воспоминаний «Бакена. Моё детство» здесь: http://www.proza.ru/2010/07/31/181
 
     *****


Рецензии
Совсем забалдела, Леонид!
Всегда знала, что ваш труд плодотворный, но он просто гигантский.
Можно по ссылкам ходить бесконечно а, главное, с пользой для себя.

Спасибо!
Многие лета...

Зоя Чепрасова   08.05.2018 10:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя, за добрый отзыв! Так неожиданно...
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   10.05.2018 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.