***

Из серии «Треп пенсионеров»
Треп 14

                ВТОРАЯ МЕМУАРНАЯ ВСТРЕЧА

Сегодня у скамейки пенсионеров возникло некоторое оживление. Собралось старичков больше чем обычно. Пришел даже Виктор Васильевич – сравнительно молодой пенсионер (бывший профсоюзный работник цехового масштаба, заядлый рыбак, и сам любитель преувеличить вчерашний улов (сазанов и карасей). Немного предвзятое отношение появилось тогда, когда кто-то сказал, что сегодня обещал прийти Сергей Львович Семин, который два месяца назад рассказал занятную байку о знакомстве его (правда заочном) с Борисом Ельциным, в далекие студенческие годы.
И вот появился Семин. Ему предоставили место, постелили газетку на скамейку. Предложили сесть.
- Чем я заслужил у вас такое уважение? Вроде вы меня знаете как партийного и советского работника «застойных времен». А таких людей только охаивают вдоль и поперек, – усмехнулся Семин, но на предложенное место все же сел.
Голос подал впервые присутствующий на трепе Виктор Васильевич – любитель зимней и летней рыбалки.
- Да даже в застойные времена в нашем обществе было много умных и справедливых руководителей. К их числу мы относим и Вас, Сергей Львович.
- Что ж поговорка, что не место красит человека, а человек место, многие в те годы понимали по-своему т.е. «Чем выше я взлечу, тем больше благ и льгот у меня будет». Кстати, в период переворота много партийных работников получили теплое местечко, а не потому что ту систему нужно было менять, ибо она порождала корысть, лесть, зависть и ряд других подобных «качеств». Вплоть до того, что брошенный Ельциным лозунг: «Государства под названием СССР не стало, а значит не стало хозяина на все предприятия, на всю госсобственность. Хватайте все, что можно схватить».

По окончанию строительного института Ельцин оказался мастером на строительстве Белоярской атомной ГЭС под Свердловском. Я в это время был инструкторов Свердловского ГККПСС. Как-то из ЦККПСС поступило заказное письмо, с которым следовало ознакомить руководителя города и области по списку .Это была небольшая брошюрка с грифом: «Для служебного пользования. Из здания не выносить». Словом, обычный документ «не для всех». С этой брошюрой, в числе других надо было ознакомить прокуроров области и города. Из областной прокуратуры мне ответил зампрокурора, И.О. на период отпуска самого прокурора. Договорились, что он подъедет завтра в ГОРКОМ. Приехал. Ознакомился. Расписался. И уже одевая плащ, поведал всем нам инструкторам, находившимся в кабинете, что на Бероярской Атомной произошел несчастный случай со смертельным исходом. Он сейчас едет туда. И обратился к нам: «Не хочет ли кто-то из нас проветриться? В машине есть два места». Я быстро к завадмотделом, получил согласие и мы поехали. Оказалось, при выгрузке стальных прутов автокраном, лопнула одна из двух проволочных стяжек, и прутья посыпались один за другим, уже принявшего два первых пакета. Каждый около 2,5 тонн. И вся эта махина обрушилась на рабочего принимавшего прутки.
Наш уазик остановился на противоположной стороне котлована. Котлован был внушительный, в глубину и в ширину не меньше 50 метров. Я подошел к самому его краю и глянул вниз. Стенки котлована были на 2/3 обварены стальным прутком. До поверхности (до 0) было еще метров 18 - 20. Глядя в глубину котлована, у меня защемило где-то внизу живота, как часто бывает, когда смотришь вниз с большой высоты на землю.
На противоположной стороне котлована, у самого его края стояла лебедка, а рядом куча стальных прутьев. Рабочие торопливо отбрасывали металл в стороны тут же была следователь Белоярской районной прокуратуры. Прокурор области и кто-то из руководителей стройки. К следователю подошел высокий широкоплечий мужчина в белой, «командирской» каске. Голос у мужчины был зычный, часто проскакивало слово «понимаешь». Вспомнив сад им. Вайнера, танцы четырехлетней давности, подумалось: «Уж не Боря ли это Ельцин?» Вскоре я убедился, что это действительно был Борис-провокатор из сада им. Вайнера. Уверенный в своей правоте он ни на иоту не был смущен случившимся. Вскоре я услышал как о событиях рассказывал крановщик:
- «Вон тот, в коричневой спецовке, залез на машину, закрепил крюками с моего автокрана пакет и дал команду на подъем. Первые два пакета были приняты нормально и уложены где сказано. Кто-то из строителей приказал выгрузить третий пакет возле лебедки. Погибший подошел к лебедке показал себе под ноги и махнул рукавицами. Я поднял третий пакет, стал перемещать его и увидел, что одна проволочная обвязка лопнула и пакет болтануло. Я остановил движение стрелы, из пакета выскользнуло несколько прутьев вонзилось в тело, все еще там стоящего рабочего. Тот рабочий упал и на него посыпались все остальные прутья. Что ему взбрело в голову стоять под рабочей стрелой автокрана, не знаю».
Рабочий исполнявший обязанности стропового рассказал:
- Когда я увидел, что одна сторона обвязки лопнула, я закричал Виталику, чтобы он убегал из под стрелы. Но работал двигатель, может он и не услышал и ждал пока спуститься пакет, чтобы его отцепить».
А на вопрос следователя:
- Кто инструктировал рабочих перед выгрузкой металла?»
Стропаль ответил:
- Мастера в тот день вообще на стройке не было, а прораб предупредил нас, что сейчас подойдет машина с прутьями, чтобы выгрузку произвести в соответствии с правилами техники безопасности. А Виталька ему возразил: что, мол за те года он столько машин выгружал, три пакета снять уложить...
В общем, картина была ясна.
И.О. прокурора спросил у следователя: нужна ли ей помощь. Услышав отрицательный ответ, махнул мне рукой, приглашая в машину.
Уже в кабинете главного инженера строительства прокурор спросил его, что он может сказать о Ельцине как о прорабе?
- Он – крутой до работы. Какое бы задание не давалось, не было случая, чтобы оно было выполнено плохо или с нарушением срока.
Хотя.. Я слышал за его настойчивость рабочие дали ему кличку – «Бульдозер». А с выпивками? Хоть и не в рабочее время, но на рабочем месте. Правда полгода назад у мастера Ельцина погиб рабочий, уплотнявший бетонные днища первого котлована. Тогда было выяснено, что перед работой прошел небольшой дождь, рабочий с перфоратором стоял на досках, а у резинового токопередающего шланга в 12 метрах от перфоратора, была обнаружена трещина. Шланг зацепился за арматуру, трещина расширилась, шланг оголился, а рабочий в это время сошел с доски, встал в лужу и погиб от электрошока. Следствие по тому делу никого из должностных лиц виновными не установило.
В то время Ельцин был мастером. Он подал заявление о переводе его рядовым рабочим, и за 6 месяцев уже имел 8 квалификационных удостоверений по основным строительным специальностям. При тщательных проверках знаний по тем специальностям ему были присвоены высокие результаты.
После этого он выложил свои удостоверения перед начальником строительства и заявил:
На моем месте любой человек сразу же уволился бы с этой стройки и перешел на другую. Благо, что нужда в специалистах не снизилась. Но я сделал промашку ЗДЕСЬ. Здесь же я должен реабилитироть себя, как специалист, как коммунист, как гражданин в конце концов. Я для себя сделал вывод, что за всю дальнейшую жизнь не допущу ни одного опрометчивого поступка. Этот урок пошел мне впрок. Если у вас есть вопросы ко мне – готов ответить на любой – честно, по партийному...
Восстановили его мастером и вот уже три месяца работает прорабом. Если вам интересно мое мнение? Ельцин отличный специалист, умеющий держать слово. Он далеко пойдет. Руководство Белоярской Атомной намеренно выдвинуть его начальником одного из ведущих СМУ (строительно-монтажных управлений).
Через 5 месяцев после описываемых событий, коммунисты стройки избрали его членом Парткома строительства. Это были первые шаги Будущего Первого Президента России.

Отто Шамин


Рецензии